Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-831/2016 ~ М-719/2016 от 05.04.2016

Решение

Именем Российской Федерации

19 мая 2016 года Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего - судьи Перцевой Ю.В.,

с участием представителя административного истца- Голубевой М.В., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

с участием представителя административного ответчика- Дулгир О.О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Тищенко Д.С,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-831/2016 по иску Майской О. А. к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – Майская О.А. обратилась в Жигулевский городской суд с исковым заявлением к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления в формировании земельного участка под многоквартирным домом <адрес>. В обоснование заявленных требований административный истец Майская О.А. указала, что она является собственником жилого помещения- квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Майская О.А. имеет намерение перевести принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение в нежилое, в связи с чем осуществила постройку пристроя на земельном участке под многоквартирным домом, находящегося в силу закона в долевой собственности всех собственником помещений в многоквартирном доме. Администрацией г.о. Жигулевск неоднократно составлялись в отношении нее протоколы об административном правонарушении по факту неисполнения предписания об освобождении самовольного занятия земельного участка. Майская О.А. обращалась в администрацию с заявлением, требуя исполнить возложенную на орган местного самоуправления обязанность по формированию земельного участка под многоквартирном домом и постановки его на кадастровый учет. Согласно ответу администрации г.о. Жигулевск на ее заявление у органа местного самоуправления отсутствуют денежные средства для выполнения работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом. Считает, что ее права нарушаются бездействием органа местного самоуправления тем, что она лишена возможности осуществить перевод принадлежащего ей жилого помещения в жилое и возможности узаконить возведенный пристрой.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Дулгир О.О. в судебном заседании пояснила, что исковые требования администрация г.о. Жигулевск не признает по следующим основаниям. Согласно нормам действующего земельного и градостроительного законодательства РФ предусмотрено образование земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории квартала. Межевание земельного участка под многоквартирным домом в целях его формирования до межевания всего квартала не допускается. Бюджетом г.о. Жигулевск на 2016 год не предусмотрены средства на подготовку проекта межевания под многоквартирными жилыми домами и кварталов. Действиями (бездействием) администрации г.о. Жигулевска права истца не нарушаются, поскольку ее требования основаны на том, что Майской О.А. без соответствующего разрешения произведена перепланировка (реконструкция) принадлежащего ей жилого помещения в виде возведения пристроя на земельном участке находящегося в собственности всех жильцов многоквартирного дома.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы административного дела, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Майская О.А. в ДД.ММ.ГГГГ года обращалась в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением с просьбой сформировать земельный участок под многоквартирным домом и поставить его на кадастровый учет (л.д.11), однако данное требование органом местного самоуправления не было исполнено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд Майской О.А. с заявлением (ДД.ММ.ГГГГ) пропущен.

В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1).

Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.

Частью 2 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).

Согласно ст. 11.10 ЗК РФ (введенной в действие с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ) под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).

При этом, согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Исходя из п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в т.ч. земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу п. 13 ст. 39.20 ЗК РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом (далее МКД) и иные входящие в состав общего имущества МКД объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Исходя из совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в МКД (ч. ч. 3 и 4 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) (п. 66).

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под МКД находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 ст. 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

В указанных случаях собственники помещений в МКД как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (п. 67).

Собственники помещений в МКД вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (ст. ст. 45, 46 ГрК РФ), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в ГКН (п. 68).

Из материалов дела следует, что Майская О.А. является собственником жилого помещения- квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.10).

Земельный участок при указанном МКД не сформирован и сведения о нем в ГКН отсутствуют, что подтверждается пояснениями сторон. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п.3, п.4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 29.02.2016) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Часть 3 статьи 16 признана не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Действующим законодательством не установлены сроки для формирования земельного участка под многоквартирным домом.

Суд приходит к выводу, что права Майской О.В. не исполнением своей обязанности органом местного управления по формированию земельного участка под многоквартирным домом, не нарушаются, поскольку в силу действующего законодательства она не лишена права, как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

По мнению суда, формирование либо не формирование земельного участка под многоквартирным домом не взаимосвязано с необходимостью получения разрешения органа местного самоуправления на произведение перепланировки (реконструкции) жилого помещения, которая осуществлена административным истцом.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Исходя из положений Градостроительного кодекса РФ элементами планировочной структуры являются кварталы, микрорайоны и иные алименты.

В настоящее время границы квартала в котором находится многоквартирный дом <адрес> в соответствии с проектом межевания не установлены, в связи с чем формирование земельного участка отдельно под многоквартирным домом не возможно.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что Майская О.А. в ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением с просьбой сформировать земельный участок под многоквартирным домом и поставить его на кадастровый учет (л.д.11), однако данное требование органом местного самоуправления не было исполнено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд Майской О.А. с заявлением (ДД.ММ.ГГГГ) пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Майской О. А. к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2016г.

Судья Ю.В. Перцева

2а-831/2016 ~ М-719/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Майская О.А.
Ответчики
Администрация г.о. Жигулевск Самарской области
Другие
Голубева М.В.
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Перцева Ю.В.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
19.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2016Судебное заседание
05.04.2016Регистрация административного искового заявления
05.04.2016Передача материалов судье
05.04.2016Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2016Подготовка дела (собеседование)
04.05.2016Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.05.2016Судебное заседание
23.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2016Дело оформлено
12.08.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее