Судья: Фоменко Е.Г. Дело № 33-18559/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 сентября 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Казакова Д.А., Кривцова А.С.
секретарь Кесиди С.Р.
по докладу судьи Казакова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Стрельцова Николая Владимировича об оспаривании решения Главного управления внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю об отказе в обеспечении прекращения обработки персональных данных и уничтожения или обезличивания персональных данных, обязании выполнить действия,
по апелляционной жалобе представителя УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Капустина А.Н. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 02 июня 2015 года.
Заслушав доклад судьи Казакова Д.А., судебная коллегия,
установила:
Стрельцов Н.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Главного управления внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю об отказе в обеспечении прекращения обработки персональных данных и уничтожения или обезличивания персональных данных, обязании выполнить действия.
В обоснование заявленных требований указал, что на обращение на имя начальника УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю с письмом о предоставлении информации, касающейся обработки его персональных данных за ранее допущенные административные правонарушения в области дорожного движения, заявителем 10.02.2015 получен ответ с приложением справки о ранее допущенных правонарушениях, при этом, в нем не содержалось ответа на поставленные вопросы о целях и сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения. 17.03.2015 из УГИБДД ГУ МВД России по краю получен ответ, из содержания которого следует, что целью обработки персональных данных является получение запроса субъекта персональных данных, а срок хранения сведений законодательно не регламентирован. Понесенные меры ответственности в виде оплаченных административных штрафов за административные правонарушения свидетельствуют о достижении государством в лице УГИБДД целей административных наказаний, истечение сроков приведения в исполнение отдельных постановлений и срока давности свидетельствуют об утрате государством необходимости в достижении целей административных наказаний. Статьей 14 Закона «О персональных данных» предусмотрено, что в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня предоставления субъектом персональных данных сведений, подтверждающих, что такие персональные данные не являются необходимыми для заявленной цели обработки, оператор обязан уничтожить такие персональные данные. 02.04.2015 Стрельцов Н. В. обратился в ГУ МВД России по краю с ходатайством об обеспечении прекращения обработки персональных данных, их уничтожении или обезличивании. 30.04.2015 по поручению ГУ МВД РФ по краю Управлением ГИБДД ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю подготовлен письменный ответ о невозможности удовлетворения ходатайства. Указанный ответ заявитель считает необоснованным и незаконным.
Просил признать незаконным решение, выраженное в письме Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю от <...> № <...>, об отказе в обеспечении прекращения обработки персональных данных и уничтожения или обезличивания персональных данных о ранее допущенных административных правонарушениях в области дорожного движения, относящихся к заявителю, совершенных в период с 06.10.2009 по 07.10.2013 в срок не более, чем шесть месяцев, также просил обязать прекратить обработку персональных данных и уничтожить или обезличить указанные персональные данные за указанный период.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 02 июня 2015 года заявленные требования Стрельцова Николая Владимировича удовлетворены.
Суд признал незаконным решение, выраженное в письме Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю от <...> № <...>, об отказе в обеспечении прекращения обработки персональных данных и уничтожения или обезличивания персональных данных о ранее допущенных административных правонарушениях в области дорожного движения, относящихся к Стрельцову Николаю Владимировичу (дата рождения <...>; место рождения: <...>; паспорт <...>, выдан УВД Карасунского округа г. Краснодара Краснодарского края <...>, код подразделения: <...>; зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...>; водительское удостоверение: <...>), совершенных в период с 06.10.2009 по 07.10.2013 в срок не более, чем шесть месяцев.
Обязал Главное управление внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю прекратить обработку персональных данных и уничтожить или обезличить персональные данные о ранее допущенных административных правонарушениях в области дорожного движения, относящихся к Стрельцову Николаю Владимировичу (дата рождения <...>; место рождения: <...>; паспорт <...>, выдан УВД <...> Краснодарского края <...>, код подразделения: <...>; зарегистрирован по месту жительства по адресу: <...>; водительское удостоверение: <...>), совершенных в период с 06.10.2009 по 07.10.2013 в срок не более, чем шесть месяцев.
В апелляционной жалобе представитель УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Капустин А.Н. просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности Кириллову О.С., Шифоростова В.Н., поддержавших доводы жалобы, просивших решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Стрельцов Н.В. обращался к начальнику УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлениями по вопросу обработки персональных данных о ранее допущенных им административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенных в период с 06.10.2009 по 07.10.2013.
10.02.2015 из УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю Стрельцовым Н. В. получен письменный ответ, исх. № 7<...>, С-83, с-96, на обращение с приложением справки о ранее допущенных им административных правонарушениях. Данный ответ содержит информационные сведения о нормативных актах, определяющих политику ГУ МВД России по КК как оператора информационной системы персональных данных, о программном обеспечении и серверах, используемых информационной системой персональных данных, даны ссылки на нормативные акты.
17.03.2015 УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю Стрельцову Н.В. дан ответ, исх. № <...>, из содержания которого следует, что целью обработки персональных данных является получение запроса субъекта персональных данных; а срок хранения сведений об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения законодательно не регламентирован.
02.04.2015 Стрельцов Н. В. обратился на имя начальника ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю с ходатайством об обеспечении прекращения обработки персональных данных и уничтожения или обезличивания персональных данных о ранее допущенных административных правонарушениях в области дорожного движения, относящихся к Стрельцову Николаю Владимировичу, полученных за период с 06.10.2009 по 07.10.2013 в срок не более, чем шесть месяцев.
На данное обращение письмом от 30.04.2015, исх. № <...>, по поручению ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, управлением ГИБДД ] У МВД РФ по Краснодарскому краю сообщено о невозможности его удовлетворения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что административные правонарушения совершены Стрельцовым Н.В. в период с 06.10.2009 по 07.10.2013, сроки считать его подвергнутым административным наказаниям, сроки приведения данных постановлений в исполнение, а также сроки давности привлечения к административной ответственности за указанный период в настоящий момент истекли. Административные правонарушения, совершенные в указанный период времени, уже нельзя признать обстоятельствами, отягчающими административную ответственность. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о достижении целей, которые ставил законодатель, формулируя составы административных правонарушений, и об истечении сроков обработки персональных данных, в том числе сроков их хранения. Таким образом, дальнейшие действия УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю по обработке и хранению персональных данных о совершенных Стрельцовым Н.В. административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения являются нарушающими его законные права и свободы.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, полагая их несостоятельными.
Так, отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и(или) доступ к таким персональным данным регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются статьями 10 и 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно- розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
Внесению в банки данных подлежит, в том числе информация о лицах, совершивших административное правонарушение (п.8 ч.2 ст.17 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»).
Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (ч. 8 ст. 17 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»).
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения.
Такими показателями являются количество дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения (ПДД), административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению.
Система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Правительства Российской Федерации принято Постановление от 30 апреля 1997 года № 508 «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения», в соответствии с которым государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения по количеству нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации автомототранспорта возложен на органы внутренних дел.
Как видно из материалов дела, что базе данных ГУ МВД России по Краснодарскому краю содержатся сведения о 18 административных правонарушениях, совершенных Стрельцовым Н.В. в области безопасности дорожного движения, за период с 06.10.2009г. по 07.10.2013г.
В соответствии с действующим нормативным регулированием работа подразделений ГИБДД с базами данных, в том числе, о лицах, привлеченных к административной ответственности за нарушение ПДД, направлена на обеспечение деятельности указанных органов в соответствии с поставленными перед ними задачами. Соответственно наличие указанных заявителем сведений базе данных ГУ МВД России по Краснодарскому краю не нарушает его прав, свобод и законных интересов, а также не возлагает на него дополнительных обязанностей.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для удаления из базы данных ГУ МВД России по Краснодарскому краю информации об административных правонарушениях, совершенных заявителем в области безопасности дорожного движения.
Из содержания части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» следует, что федеральным законом может быть установлен иной порядок обработки персональных данных, не требующий согласия субъекта персональных данных. Такой порядок установлен статьей 17 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», закрепляющей императивную норму о внесении в банки данных информации о лицах, совершивших административное правонарушение. При этом закон не регламентирует порядок предоставления гражданам информации об административных правонарушениях из банков данных.
Кроме того, является несостоятельным ссылка суда первой инстанции на ст. 4.6 КоАП РФ, о наличии оснований для удаления из базы данных сведений об административных правонарушениях, по которым истек годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, несостоятельна.
Данная статья регулирует правоотношения исключительно в сфере производства по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, не подлежит применению при разрешении поставленных заявителем вопросов.
Также является несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что сведения о совершенных заявителем административных правонарушениях подлежат удалению из базы данных, поскольку достигнута цель обработки данной информации, а иных оснований для хранения вышеуказанной информации, кроме предусмотренных статьями 4.3, 4.6, 31.9 КоАП РФ, не предусмотрено.
Данные выводы основаны на неправильном толковании закона, поскольку ведение информационной базы данных ГУ МВД России по Краснодарскому краю осуществляется не только в целях, связанных с производством по делам об административных правонарушениях, но и в иных целях, не связанных с административным производством.
При таких обстоятельствах, решение ГУ МВД России по Краснодарскому краю об отказе в обеспечении прекращения обработки персональных данных и уничтожения или обезличивания персональных данных, является законным и обоснованным, не нарушающим права заявителя.
Согласно п.2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении в полном объеме требований, заявленных Стрельцовым Н.В. об оспаривании решения Главного управления внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю об отказе в обеспечении прекращения обработки персональных данных и уничтожения или обезличивания персональных данных, обязании выполнить действия.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 02 июня 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Стрельцова Николая Владимировича об оспаривании решения Главного управления внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю об отказе в обеспечении прекращения обработки персональных данных и уничтожения или обезличивания персональных данных, обязании выполнить действия, отказать.
Председательствующий:
Судьи: