Дело № 2-337/2014 копия
Решение
Именем Российской Федерации
г. Малоярославец 28 апреля 2014 года
Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Мартыновой Н.Н.,
при секретаре Котовой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 Новруза оглы к администрации МО МР «<адрес>», администрации МО СП «Деревня Ерденево», ФИО2, ФИО3 и ФИО1 о признании квартиры частью жилого дома, внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признании права собственности на земельный участок,
Установил:
ФИО8, представляя по доверенности интересы ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд в его интересах к администрации МО МР «<адрес>» с иском о признании <адрес> д. <адрес> частью данного жилого дома, внесении изменений в ЕГРП путем исключения сведений о праве собственности на квартиру и внесении сведений о праве собственности на часть жилого дома, признании за ним права собственности на земельный участок, площадью 769 кв.м, расположенный под частью жилого дома. В обосновании иска указала, что принадлежащая на праве собственности ФИО5 указанная квартира изолирована и имеет отдельный вход, в связи с чем является частью жилого дома, более 15 лет он пользуется прилегающим земельным участком, ФИО9 является собственником соседней части жилого дома и земельного участка, прилегающего к её части дома.
В ходе рассмотрения дела представителем истца по доверенности ФИО8 исковые требования уточнены, просит признать <адрес> д. <адрес> частью жилого <адрес> д. <адрес>, внести изменения в ЕГРП на объект права: часть жилого дома, общей площадью 23,5 кв.м, по адресу: <адрес>, д. Ерденево, <адрес>, признать за ФИО4 право собственности на земельный участок, площадью 768 кв.м, расположенный под частью жилого дома по адресу: <адрес>, д. Ерденево, <адрес>; к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО СП «Деревня Ерденево», ФИО3, ФИО1, ФИО2, из числа ответчиков по делу ФИО9 исключена.
В суд истец ФИО5 не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, его представитель по доверенности ФИО8 исковые требования в суде поддержала и просила удовлетворить.
Ответчик администрация МО МР «<адрес>», будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, в ходе рассмотрения дела представитель ответчика по доверенности ФИО10 возражала против удовлетворения требований.
Ответчик администрация МО СП «Деревня Ерденево» будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, в ходе рассмотрения дела представитель ответчика глава администрации ФИО11 не возражал против удовлетворения требований.
Ответчик ФИО2, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, при рассмотрении дела не возражал против удовлетворения требований.
Ответчик ФИО3, представляющая свои интересы и интересы несовершеннолетней ФИО1, в суде исковые требования не признала.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома, поименованным в Жилищном кодексе РФ в качестве характерного свойства, по которому объект недвижимости приобретает статус именно жилого дома, является наличие в нем комнат (а не квартир).
В свою очередь, действующее законодательство не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом индивидуальным жилым домом, в отношении которого возможен раздел и образование общей долевой собственности.
Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
В свою очередь, понятие индивидуального жилого дома раскрывается в ч. 3 ст. 48 и ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под «индивидуальным домом» понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в жилом <адрес> д. <адрес> имеются квартиры, находящиеся в собственности ФИО3 (ФИО1) А.И. и ФИО1 (<адрес>), ФИО2 (<адрес>) и ФИО4 (<адрес> указанном доме не существует, сам жилой дом находится в муниципальной собственности МО СП «Деревня Ерденево».
ФИО2 в собственности имеет земельный участок с кадастровым номером 40:13:120315:143, площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, д. Ерденево.
Из пояснений сторон следует, что данный земельный участок прилегает к принадлежащей ФИО2 <адрес> д. <адрес>.
Согласно техническому паспорту и пояснениям сторон <адрес>,2 и 4 данного дома имеют отдельные выходы. Также из пояснений сторон следует, что земельный участок, которым пользуется ФИО5 огражден.
Жилое помещение, принадлежащее ФИО5, по данным технического учета учтено в качестве квартиры, передавалось ему в порядке приватизации как квартира, такой же статус указан и в свидетельстве о государственной регистрации права.
Аналогичный статус имеют и жилые помещения ответчиков ФИО2, ФИО3 и ФИО1
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что <адрес> д. <адрес> является многоквартирным жилым домом.
Доводы представителя истца о том, что в жилом доме отсутствуют общие инженерные коммуникации и помещения общего пользования, также не свидетельствуют о том, что жилой <адрес> д. <адрес> не является многоквартирным.
Кроме того, жилой <адрес> д. <адрес> содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крышу, фундамент, следовательно, жилой дом является многоквартирным домом.
То обстоятельство, что остальные две квартиры находятся в собственности жильцов и в каждой квартире имеется своя печь, у собственника <адрес> оформлен в собственность земельный участок, прилегающий к квартире, также не свидетельствует о том, что квартиры являются частью жилого дома.
По смыслу выше приведенных положений квартира ФИО4 не может быть признана обособленным объектом. Статус жилого помещения, собственником которого является истец, уже определен.
Исходя из требований Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, т.е. в силу прямого указания закона.
То есть признание квартиры частью жилого дома не влечет правовых последствий в виде оформления права на прилегающий к квартире земельный участок.
Доводы представителя истца о том, что наличие у принадлежащего ему помещения правового статуса квартиры препятствует ему оформить в собственность часть расположенного под домом земельного участка, не обоснованы. Доказательств обращения в уполномоченный орган за оформлением прав на земельный участок истцом и отказ в этом по указанному основанию суду не представлено.
Кроме того, в соответствии с действующим земельным законодательством, право лица на приобретение земельного участка в собственность не ставится в зависимость от вида жилого помещения. Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений.
Любой объект недвижимого имущества должен обладать определенными индивидуализирующими признаками, подтверждаемыми данными кадастрового или технического учета.
Между тем, действующим законодательством не предусмотрено описание и учет части жилого дома как самостоятельного объекта недвижимого имущества, равно как и не предусмотрена возможность одновременного существования в отношении одного и того же объекта недвижимости различных правовых статусов его частей.
Таким образом, составные части объекта недвижимости должны объединяться видовыми признаками и обладать равнозначным правовым статусом. Иными словами, не предусмотрен законом и является недопустимым одновременный кадастровый и технический учет и квартир, и частей жилого дома в отношении одного здания.
И это согласуется с Приказом Министерства экономического развития России № от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которыми государственный учет частей объекта не производится.
Согласие ФИО2 с требованиями, заявленными истцом, не может быть принято во внимание, поскольку оно также не имеет правового значения. Тем более что ФИО3 – собственник <адрес> возражала против удовлетворения требований истца.
Оснований, предусмотренных законом, для внесения изменений в ЕГРП на принадлежащую ему квартиру, не имеется.
Простая констатация факта, что квартира является частью дома, не снимает требований к тому, что любой объект недвижимого имущества должен обладать определенными индивидуализирующими признаками, подтверждаемыми данными кадастрового или технического учета.
Поскольку сторонам принадлежат объекты недвижимого имущества, которые имеют статус жилых помещений и являются квартирами в многоквартирном жилом доме, оснований для признания одной из квартир частью жилого дома не имеется.
Учитывая, что одновременный кадастровый и технический учет и квартир, и частей жилого дома в отношении одного здания является недопустимым, изменение правового статуса жилого помещения истца повлечет за собой изменение статуса помещения, принадлежащего ответчикам, в том числе ответчику ФИО3, которая с такими изменениями не согласна.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований ФИО4 у суда не имеется.
Р
уководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
ФИО5 Новрузу оглы в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Малоярославецкий районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий подпись Н.Н. Мартынова
Копия верна: Судья Н.Н. Мартынова