Дело № 2-3689/5-2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2014 г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд РК в составе
председательствующего судьи Гасниковой О.Ю.,
при секретаре Протченко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>, мотивируя требование тем, что в ходе проверки по соблюдению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на указанной выше территории обнаружена несанкционированная свалка. Прокурор указывает, что нахождение несанкционированной свалки на указанной территории ведет к нарушению прав граждан, неопределенного круга на благоприятную окружающую среду, а также права и законные интересы Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонов П.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что при разрешении настоящего иска также необходимо руководствоваться Межгосударственными стандартами, утвержденными Постановлением Госстандарта № 607-ст от 28.12.2001. С доводом Администрации Петрозаводского городского округа прокурор не согласился, указав, что наличие договора, предметом которого является вывоз отходов, не освобождает ответчика от обязанности по контролю за ликвидацией свалок на территории городского округа.
Ответчик в судебное заседание не направил своего представителя, до начала судебного разбирательства представил письменный отзыв, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В своем отзыве ответчик указал, что полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа реализуются посредством создания, функционирования и деятельности <данные изъяты>. Каждая организация, расположенная на территории Петрозаводского городского округа, обязана предпринять меры для сбора, вывода и утилизации отходов путем заключения договора с <данные изъяты>, иной организацией, имеющей лицензию на данный вид работ, или же самостоятельно произвести данные действия.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право на благоприятную окружающую среду является одним изосновных субъективных прав человека и гражданина.
Согласно ч.1 ст. 11 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию осостоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии сзаконодательством.
В силу ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Из п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Положениями ч.2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности вобласти обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов натерриториях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).
В соответствии с п.1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 5.08.1988г., система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся натерритории населенного пункта).
Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие с 01.07.2002 года, установлены термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами, а именно: отходы потребления: Остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации (п.3.12); бытовые отходы: Отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения (п.3.21); собственник отходов: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, всобственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Примечание - Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные затерритории, на которых эти отходы находятся, (п.7.8); ликвидация отходов: Деятельность, связанная с комплексом документированных организационно- технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов (п.5.17).
Как следует из представленных документов, на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес> расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Данное обстоятельство подтверждается актом обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами.
В ходе указанной проверки установить собственника данных бытовых отходов не представилось возможным.
Таким образом, складирование отходов на данной свалке не только неотвечает экологическим, санитарным нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, нарушает права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиками прав на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Ю. Гасникова
Решение в окончательной форме в соответствии со ст. 199 ГПК РФ изготовлено 25.04.2014