РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Адамовка 14.05.2012 г.
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бобылевой Т.В.,
при секретаре Заикиной И.В.,
с участием старшего помощника Орского межрайонного природоохранного прокурора Каипова Р.Р.,
представителя ответчика Исмагамбетова Ж.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области, администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области по принятию мер к надлежащему обустройству и содержанию биотермической ямы и возложении на Правительство Оренбургской области обязанности по приведению состояния биотермической ямы в соответствие с требованиями санитарно – ветеринарного законодательства и признании незаконным бездействия администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» по принятию мер по обращению в Правительство Оренбургской области по вопросу выделения денежных средств на устройство и содержание биотермической ямы,
Установил:
Орский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Оренбургской области, администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет» о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области по принятию мер к надлежащему обустройству и содержанию биотермической ямы и возложении на Правительство Оренбургской области обязанности по приведению состояния биотермической ямы в соответствие с требованиями санитарно – ветеринарного законодательства и признании незаконным бездействия администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» по принятию мер по обращению в Правительство Оренбургской области по вопросу выделения денежных средств на устройство и содержание биотермической ямы.
В обоснование иска прокурор указал, что на территории МО « <данные изъяты> сельсовет» в с. Аниховка имеется биотермическая яма (яма Беккари), которая не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям, эксплуатация скотомогильника осуществляется с грубыми нарушениями ветеринарно-санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека, и предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций. В нарушение Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года №13-7-2/469, территория биотермической ямы не огорожена, не имеет въездных ворот, над ямой скотомогильника не устроен навес, отсутствует вытяжная труба, к объекту не пристроено помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств и инвентаря, спецодежды и инструментов. Считает, что принятие мер по содержанию и оборудованию биотермической ямы, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области. Незаконное бездействие со стороны администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» выражается в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области с вопросом о выделении денежных средств на обустройство и содержание биотермической ямы.
В судебном заседании старший помощник Орского межрайонного природоохранного прокурора Каипов Р.Р., действующий в интересах истца, исковые требования поддержал. Просил исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям и обстоятельствам.
Представитель ответчика Правительства Оренбургской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил.
В отзыве на исковое заявление представитель Правительства Оренбургской области ФИО7., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями не согласился и просил в иске прокурору отказать.
Представитель ответчика администрации МО « <данные изъяты> сельсовет» Исмагамбетов Ж.М. иск не признал. Пояснил, что на территории МО « <данные изъяты> сельсовет» в <адрес> имеется действующая биотермическая яма, балансодержателя у которой не имеется. Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возможность нахождения биотермической ямы в собственности органов местного самоуправления не предусмотрена. Исходя из того, что биотермические ямы могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то правовых оснований просить у Правительства Оренбургской области денежные средства на содержание данной биотермической ямы у администрации МО « <данные изъяты> сельсовет» не имеется.
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Актом осмотра местности (объекта) от ДД.ММ.ГГГГ года подтверждается, что биотермическая яма, находящаяся на территории администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет», расположена в 2 км. по направлению на юго-восток от <адрес> Адамовского района Оренбургской области, имеет площадь около № кв.м. В нарушение пунктов 5.6, 5.7., 5.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 г. № 13-7-2/469. территория биотермической ямы не ограждена глухим забором, над ямой отсутствует навес, не выведена вытяжная труба, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Наличие указанных в акте нарушений требований ветеринарно-санитарного законодательства при эксплуатации и содержании указанной биотермической ямы подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 который также показал, что до настоящего времени биотермическая яма в надлежащее состояние в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарного законодательства не приведена.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Правительство Оренбургской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Оренбургской области, участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
В соответствии со ст. 1 областного закона "О Правительстве Оренбургской области" Правительство Оренбургской области является коллегиальным органом и обладает правами юридического лица.
Согласно ст. 21 названного закона в сфере охраны окружающей среды и природопользования Правительство Оренбургской области организует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществление государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих такому контролю и находящихся на территории Оренбургской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. обеспечивает реализацию мер по борьбе со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Согласно ст. 23 областного закона Правительство Оренбургской области осуществляет единую государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2005 N 529 "Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор" в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации; утвердить план мероприятий по организации выполнения ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий; создать оперативный штаб по обеспечению выполнения указанного плана.
В силу вышеуказанных действующих норм права на уровне Оренбургской области органом, который разрабатывает и осуществляет меры государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, подлежащих такому контролю и находящихся на территории области, является Правительство Оренбургской области. Обязанность по надлежащему содержанию, в соответствии с санитарно-ветеринарными правилами, скотомогильников возложена на Правительство Оренбургской области. В силу чего иск к Правительству Оренбургской области прокурором заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Согласно п. 5.1, 6.10 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Судом установлено, что имеющаяся на территории администрации МО « <данные изъяты> сельсовет» в <адрес> биотермическая яма на балансе администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» не состоит и является бесхозяйной.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», не предусматривает возможности обращения в муниципальную собственность бесхозяйного скотомогильника.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возлагает на органы местного самоуправления участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.п.8,23 ст. 14).
Прокурором к администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» предъявлен иск о признании незаконным непринятия мер по обращению в Правительство Оренбургской области по вопросу выделения денежных средств на устройство и содержание биотермической ямы, расположенной в <адрес>.
Бездействие юридического лица может быть признано незаконным в случае неисполнения им полномочий, относящихся к его компетенции.
Действующее федеральное законодательство, законы Оренбургской области, иные нормативные акты не возлагают на администрации сельских ( поселковых) муниципальных образований обязанность по обращению к Правительству Оренбургской области за предоставлением денежных средств на устройство и содержание биотермических ям, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
Действующее законодательство в области бюджетных отношений между субъектом Российской Федерации и муниципальными администрациями не наделяет сельские муниципальные образования правомочием обращаться к Правительству области с запросами о предоставлении денежных средств на объекты недвижимости, не находящиеся в собственности.
Правовых норм, обязывающих администрации муниципальных образований обращаться к Правительству области с запросами о предоставлении денежных средств на обустройство и эксплуатацию скотомогильников и биотермических ям, не имеется.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» не передавались.
В связи с чем, оснований для удовлетворения иска прокурора к администрации МО « <данные изъяты> сельсовет», суд не находит.
Таким образом, иск Орского межрайонного природоохранного прокурора подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области в непринятии мер к организации надлежащего обустройства и содержания биотермической ямы, расположенной на территории <адрес> муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет» Адамовского района Оренбургской области.
Обязать Правительство Оренбургской области в срок до 31.12.2012 года принять меры к приведению биотермической ямы, расположенной на территории <адрес> муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Адамовского района Оренбургской области в надлежащее состояние в соответствии с законодательством :
огородить территорию биотермической ямы глухим забором с въездными воротами;
установить над ямой навес;
пристроить на территории биотермической ямы помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов;
вывести из биотермической ямы вытяжную трубу.
Орскому межрайонному природоохранному прокурору в иске к администрации муниципального образования « <данные изъяты> сельсовет», отказать в полном объеме заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Адамовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 14.05.2012 года.
Судья :