Решение по делу № 33-3291/2017 от 29.05.2017

Судья Юрченко Е.В. Дело № 33 – 3291/2017г.                                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Кореневой И.В., Орловой И.А.

при секретаре Красавцевой Т.Л.,

рассмотрев в судебном заседании 05 июня 2017 года гражданское дело апелляционной жалобе администрации МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 06 апреля 2017 года, которым

исковые требования прокурора г.Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.

Обязана администрация муниципального образования городского округа «Воркута» в срок до 31 августа 2017 года обеспечить финансирование расходов на организацию Муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Воркуты физической охраны организациями, специально созданными для выполнения услуг в сфере охраны и имеющими лицензию, выданную органами внутренних дел.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Воркуты в срок до 31 августа 2017 года организовать физическую охрану организациями, специально созданными для выполнения услуг в сфере охраны и имеющими лицензию, выданную органами внутренних дел.

Взыскана с Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» г.Воркуты в бюджет муниципального оборудования городского округа «Воркута» государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., прокурора Распопову О.Л., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Воркуты обратился в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Воркуты, администрации МО ГО «Воркута» о возложении обязанности в срок до 01.09.2017 года обеспечить финансирование расходов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» физической охраны, организациями, специально созданными для выполнения услуг в сфере охраны и имеющими лицензию, выданную органами внутренних дел, в срок до 01.09.2017 организовать физическую охрану организациями, специально созданными для выполнения услуг в сфере охраны и имеющими лицензию, выданную органами внутренних дел.

Судом принято приведенное выше решение.

Выражая несогласие с решением суда, представитель администрации МО ГО «Воркута» обратился в суд с апелляционной жалобой, указывая на незаконность принятого судебного акта, в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Согласно подп.«д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Частью 13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).

Пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Письмом Министерства образования и науки РФ от 26 января 2011 года № МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» руководителям образовательных организаций предписывалось незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.

Как установил суд, и подтверждается материалами дела, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г.Воркуты осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительным образовательным программам.

Учредителем данного образовательного учреждения согласно Устава является муниципальное образование городского округа «Воркута», функции и полномочия которого осуществляет администрация муниципального образования городского округа «Воркута».

К компетенции МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г.Воркуты относится, в числе прочего, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся и работников учреждения (п.2.9.1).

В соответствии с п.2.9.3 Устава указанное образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за учащимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизни и здоровье учащихся, работников учреждения.

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее – Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно пункту 22 Требований в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения (п.23 Требований).

Пунктом 24 Требований предусмотрено, что в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

В силу п.26 Требований к обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки (п.25 Требований).

В акте обследования и категорирования места с массовым пребыванием МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» проведенного с 28.03.2016 по 01.04.2016 присвоена третья категория места массового пребывания, отражено, что надежность охраны ММПЛ соответствует минимальным требованиям антитеррористической защищённости. Указано на необходимость обеспечения оказание услуг по физической охране службой безопасности, установка ограждений, установки камер наблюдения. Требуется выделение денежных средств из местного бюджета на организацию и содержание инженерно-технических средств охраны.

В паспорте безопасности МОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» указано, что в здании для оповещения персонала применяются: речевые оповещатели, звуковые оповещатели, световые табло «Выход», громкоговорящая система оповещения. Круглосуточно работает городская связь. В фойе имеется место вахтера (сторожа), телефон с АОН, журнал учета посетителей, инструкция по действиям при ЧС, список телефонов экстренных служб. В ночное время здание охраняется сторожами, в дневное – вахтером. В выходные и праздничные дни сторожами круглосуточно. Здание оснащено внутренними камерами видеонаблюдения 8 шт.. внешними камерами видеонаблюдения -4 шт. Мониторы расположены на 1 этаже. Пост охраны одиночный, стационарный.

Также согласно паспорту безопасности от 2016 года, надежность охраны и способность противостоять попыткам совершения террористических актов соответствует минимальным требованиям антитеррористической защищённости ММПЛ. Указано на необходимость установки дополнительных камер наружного и внутреннего наблюдения, установка кнопки экстренного вызова полиции, установка резервного прибора мониторинга передачи сигнала о пожаре в пожарную часть, организация физической охраны организациями, имеющими лицензию. Требуется выделение денежных средств из местного бюджета на организацию и содержание инженерно-технических средств охраны.

Указанные обстоятельства при рассмотрении дела по существу сторонами не оспаривались.

В силу п.7.1 и 13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.

В силу п.42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства и применив приведенные нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора, правильно указав, что существующая в МОУ «Средняя образовательная школа № 14» г.Воркуты охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения.

Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, так как надлежащая физическая охрана образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей учреждения, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. Бездействие ответчиков в части организации надлежащей физической охраны МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.

При этом суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению указанного образовательного учреждения надлежащей физической охраной как на МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», так и на администрацию МО ГО «Воркута», так как администрация, являясь органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, осуществляет финансирование указанного бюджетного учреждения через главного распорядителя средств местного бюджета – Управление образования МОГО «Воркута».

Таким образом, доводы апелляционной жалобы администрации МОГО «Воркута» в соответствующей части признаются судебной коллегией несостоятельными.

Ссылка в жалобе администрации МОГО «Воркута» на то, что администрация выполнила свои функции по финансированию антитеррористических мероприятий, выделив денежные средства, предусмотренные подпрограммой 2 муниципальной программы МОГО «Воркута» «Укрепление правопорядка и общественной безопасности» для реализации соответствующих мероприятий, также не могут быть приняты во внимание, так как согласно паспорту подпрограммы её задачами являются создание и развитие аппаратно - программного комплекса «Безопасный город» и осуществление мероприятий по борьбе с употреблением наркотиков и их незаконным оборотом; доказательств направления выделенных в целях финансирования указанной подпрограммы денежных средств на обеспечение физической охраны МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» суду не представлено.

Указание в апелляционной жалобе на то, что в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» осуществлен ряд мероприятий для укрепления антитеррористической защищенности объекта (установлены наружные камеры наблюдения, громкоговорящая система оповещения, введен пропускной режим, который обеспечивается сторожами и вахтерами, привлечение ОМВД России по г.Воркута), выводов суда первой инстанции не опровергает, так как надлежащая эффективность антитеррористических мер может быть достигнута при реализации комплекса мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, предусмотренного действующим законодательством.

С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалоб – необоснованными.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воркутинского городского суда от 06 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи-

33-3291/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Воркуты РК
Ответчики
Администрация МО ГО "Воркута"
МОУ " СОШ № 14 " г. Воркуты
Другие
Управление образования администрации МО ГО "Воркута"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Коренева И.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
05.06.2017Судебное заседание
07.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2017Передано в экспедицию
05.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее