гр. дело № 2-71/2016г.
строка № 57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» января 2016г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Буниной И.А.
с участием истца Стрельцова В.Н., представителя ответчика по доверенности Попова А.В., представителя Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Рожкова А.А.
рассмотрел в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Стрельцова ФИО6 к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Минтруда России о признании результатов медико-социальных экспертиз недействительными,
у с т а н о в и л:
Истец Стрельцов В.Н. обратился в суд с настоящим иском, указал, что ДД.ММ.ГГГГ он получил бытовую травму, вследствие чего ему была назначена <данные изъяты> с переосвидетельствованием один раз в год. ДД.ММ.ГГГГ. ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № проведено освидетельствование, и решением комиссии с истца <данные изъяты> по тем основаниям, что незначительно выраженные нарушения функции организма не привели к ограничению ни одной их категорий жизнедеятельности и не дают основания для определения группы <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ. в связи с обжалованием истцом данного решения проведена повторная экспертиза, которая подтвердила правильность результатов экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.
Считая указанные решения незаконными, так как при проведении экспертизы комиссией не было полномерно учтено его физическое состояние: эксперты не обратили внимание на наличие жалоб, на общее состояние здоровья, а также, что с момента снятия группы <данные изъяты> состояние здоровья истца только ухудшилось, при этом экспертная комиссия дала заключение на основании результатов от ДД.ММ.ГГГГ без осмотра истца, но в его присутствии, Стрельцов В.Н. просит признать результаты медико-социальных экспертиз от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии <данные изъяты> недействительными, и не подлежащим применению с момента вынесения.
Истец Стрельцов В.Н. иск поддержал, пояснил изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Попов А.В. с иском не согласился, представил письменные возражения (л.д.15-19).
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Рожков А.А. полагается на усмотрение суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснении сторон, справок, сообщений, актов, заявлений, протоколов, направлений, выписок из медицинской карты, заключения судебной медико-социальной экспертизы, имеющихся в деле, судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. Стрельцову В.Н. каждый год устанавливалась <данные изъяты> сроком на один год. ДД.ММ.ГГГГ Стрельцову В.Н. в бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой <данные изъяты> установлена.
Стрельцов В.Н. не согласился с решением бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России и обжаловал его в экспертный состав № ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, которым ДД.ММ.ГГГГ проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решение бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России было подтверждено, и <данные изъяты> не установлена.
Решения бюро № и экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, которым ДД.ММ.ГГГГ. проведена заочная медико-социальная экспертиза, и решения бюро № и экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России было
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.8) установил, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в том числе, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. № 247), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2).
Названными Правилами установлено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п.3). Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (п.5). Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности (п.7). Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п.9).
В пунктах 21, 22 Правил указано, что в главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
В силу п. п. 25, 26, 29 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро (п.42 Правил). Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение (п. 43 Правил). Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение (п. 45 Правил). Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.46 Правил).
Согласно «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №н, при признании гражданина инвалидом определяются основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности. Пунктом 4 Классификаций и критериев предусмотрено 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов. При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается с использованием количественной системы и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности (п.5 Классификаций и критериев).
Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности (п.6 Классификаций и критериев).
Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (п.7 Классификаций и критериев).
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты: а) способности к самообслуживанию; б) способности к передвижению; в) способности к ориентации; г) способности к общению; д) способности контролировать свое поведение; е) способности к трудовой деятельности; ж) способности к обучению (п.10 Классификаций и критериев).
Таким образом, основанием для установления инвалидности является не только наличие заболевания, но и его последствия, которые полностью или частично ограничивают способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В процессе освидетельствования ФИО1 установлено, что диагнозы основного сопутствующего заболевания с учетом характера и степени выраженности стойких нарушений функций организма по количественной оценке соответствуют 10% и соответственно I <данные изъяты> (стойкие незначительные нарушения функций организма человека). У истца имеется нарушение здоровья со стойким незначительным расстройством функций организма, которые не привели к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности и не могут являться основанием для признания <данные изъяты>
По ходатайству представителя ответчика определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. назначена судебная медико-социальная экспертиза (л.д.58-59).
В соответствии с заключением судебной медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» проведена очная судебная медико-социальная экспертиза, согласно которой на момент освидетельствования в бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» ДД.ММ.ГГГГ. и в экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ. у истца имелись стойкие <данные изъяты>; не имелось ограничений жизнедеятельности, не имелось оснований для установления ему <данные изъяты> и для установления инвалидности без срока переосвидетельствования.
Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 29.01.2014г. № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, согласно которого (п.10) предоставление государственной услуги осуществляется находящимися в ведении Министерства федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (Федеральным бюро, главными бюро, бюро). Результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), при определении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания - выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, программы реабилитации пострадавшего, при определении нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) - выдача заключения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отказе в установлении инвалидности - выдача справки о результатах медико-социальной экспертизы (по желанию получателя государственной услуги) (п.11).
Согласно ст. ст. 60, 62 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Как не соответствующие вышеназванному законодательству не принимаются во внимание доводы истца о том, что заключение судебной экспертизы является ненадлежащим доказательством по делу.
Принимая во внимание заключение судебной экспертизы, проанализировав содержание указанного заключения, суд считает, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку эксперты предупреждены об ответственности по ст. 307 УК РФ, заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов приводятся соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, основываются на исходных объективных данных, выводы экспертов обоснованы документами, представленными в материалы дела.
Данное экспертное заключение принимается во внимание как относимое и допустимое, не вызывающее у суда каких-либо сомнений, кроме того, суд учитывает, что ходатайство о назначении повторной либо дополнительной экспертизы истцом в суде не заявлялось.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд считает, что освидетельствование истца было проведено в соответствии с действующим законодательством и оснований для признания незаконными оспариваемых решений не имеется. Каких-либо доказательств наличия у истца одной из указанных необходимых для установления <данные изъяты> степеней выраженности стойких нарушений функций организма, а также ограничения жизнедеятельности последним суду представлено не было (ст. 56 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Стрельцова ФИО8 к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Минтруда России о признании результатов медико-социальных экспертиз недействительными.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяРешение в окончательной форме составлено к 16 час. 25.01.2016г.
гр. дело № 2-71/2016г.
строка № 57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» января 2016г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Буниной И.А.
с участием истца Стрельцова В.Н., представителя ответчика по доверенности Попова А.В., представителя Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Рожкова А.А.
рассмотрел в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Стрельцова ФИО6 к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Минтруда России о признании результатов медико-социальных экспертиз недействительными,
у с т а н о в и л:
Истец Стрельцов В.Н. обратился в суд с настоящим иском, указал, что ДД.ММ.ГГГГ он получил бытовую травму, вследствие чего ему была назначена <данные изъяты> с переосвидетельствованием один раз в год. ДД.ММ.ГГГГ. ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № проведено освидетельствование, и решением комиссии с истца <данные изъяты> по тем основаниям, что незначительно выраженные нарушения функции организма не привели к ограничению ни одной их категорий жизнедеятельности и не дают основания для определения группы <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ. в связи с обжалованием истцом данного решения проведена повторная экспертиза, которая подтвердила правильность результатов экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.
Считая указанные решения незаконными, так как при проведении экспертизы комиссией не было полномерно учтено его физическое состояние: эксперты не обратили внимание на наличие жалоб, на общее состояние здоровья, а также, что с момента снятия группы <данные изъяты> состояние здоровья истца только ухудшилось, при этом экспертная комиссия дала заключение на основании результатов от ДД.ММ.ГГГГ без осмотра истца, но в его присутствии, Стрельцов В.Н. просит признать результаты медико-социальных экспертиз от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии <данные изъяты> недействительными, и не подлежащим применению с момента вынесения.
Истец Стрельцов В.Н. иск поддержал, пояснил изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Попов А.В. с иском не согласился, представил письменные возражения (л.д.15-19).
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Рожков А.А. полагается на усмотрение суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснении сторон, справок, сообщений, актов, заявлений, протоколов, направлений, выписок из медицинской карты, заключения судебной медико-социальной экспертизы, имеющихся в деле, судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. Стрельцову В.Н. каждый год устанавливалась <данные изъяты> сроком на один год. ДД.ММ.ГГГГ Стрельцову В.Н. в бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой <данные изъяты> установлена.
Стрельцов В.Н. не согласился с решением бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России и обжаловал его в экспертный состав № ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, которым ДД.ММ.ГГГГ проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам которой решение бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России было подтверждено, и <данные изъяты> не установлена.
Решения бюро № и экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России в ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, которым ДД.ММ.ГГГГ. проведена заочная медико-социальная экспертиза, и решения бюро № и экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России было
Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.8) установил, что медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в том числе, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. № 247), признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2).
Названными Правилами установлено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п.3). Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (п.5). Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (п.6). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности (п.7). Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п.9).
В пунктах 21, 22 Правил указано, что в главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
В силу п. п. 25, 26, 29 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро (п.42 Правил). Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение (п. 43 Правил). Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение (п. 45 Правил). Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.46 Правил).
Согласно «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №н, при признании гражданина инвалидом определяются основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности. Пунктом 4 Классификаций и критериев предусмотрено 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов, предусмотренной приложением к настоящим классификациям и критериям: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов. При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается с использованием количественной системы и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.
К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности (п.5 Классификаций и критериев).
Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека: а) способность к самообслуживанию; б) способность к самостоятельному передвижению; в) способность к ориентации; г) способность к общению; д) способность контролировать свое поведение; е) способность к обучению; ж) способность к трудовой деятельности (п.6 Классификаций и критериев).
Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (п.7 Классификаций и критериев).
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты: а) способности к самообслуживанию; б) способности к передвижению; в) способности к ориентации; г) способности к общению; д) способности контролировать свое поведение; е) способности к трудовой деятельности; ж) способности к обучению (п.10 Классификаций и критериев).
Таким образом, основанием для установления инвалидности является не только наличие заболевания, но и его последствия, которые полностью или частично ограничивают способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В процессе освидетельствования ФИО1 установлено, что диагнозы основного сопутствующего заболевания с учетом характера и степени выраженности стойких нарушений функций организма по количественной оценке соответствуют 10% и соответственно I <данные изъяты> (стойкие незначительные нарушения функций организма человека). У истца имеется нарушение здоровья со стойким незначительным расстройством функций организма, которые не привели к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности и не могут являться основанием для признания <данные изъяты>
По ходатайству представителя ответчика определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. назначена судебная медико-социальная экспертиза (л.д.58-59).
В соответствии с заключением судебной медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес> области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» проведена очная судебная медико-социальная экспертиза, согласно которой на момент освидетельствования в бюро № - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» ДД.ММ.ГГГГ. и в экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ. у истца имелись стойкие <данные изъяты>; не имелось ограничений жизнедеятельности, не имелось оснований для установления ему <данные изъяты> и для установления инвалидности без срока переосвидетельствования.
Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 29.01.2014г. № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, согласно которого (п.10) предоставление государственной услуги осуществляется находящимися в ведении Министерства федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (Федеральным бюро, главными бюро, бюро). Результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), при определении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания - выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, программы реабилитации пострадавшего, при определении нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) - выдача заключения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отказе в установлении инвалидности - выдача справки о результатах медико-социальной экспертизы (по желанию получателя государственной услуги) (п.11).
Согласно ст. ст. 60, 62 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Как не соответствующие вышеназванному законодательству не принимаются во внимание доводы истца о том, что заключение судебной экспертизы является ненадлежащим доказательством по делу.
Принимая во внимание заключение судебной экспертизы, проанализировав содержание указанного заключения, суд считает, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку эксперты предупреждены об ответственности по ст. 307 УК РФ, заключение содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов приводятся соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, основываются на исходных объективных данных, выводы экспертов обоснованы документами, представленными в материалы дела.
Данное экспертное заключение принимается во внимание как относимое и допустимое, не вызывающее у суда каких-либо сомнений, кроме того, суд учитывает, что ходатайство о назначении повторной либо дополнительной экспертизы истцом в суде не заявлялось.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд считает, что освидетельствование истца было проведено в соответствии с действующим законодательством и оснований для признания незаконными оспариваемых решений не имеется. Каких-либо доказательств наличия у истца одной из указанных необходимых для установления <данные изъяты> степеней выраженности стойких нарушений функций организма, а также ограничения жизнедеятельности последним суду представлено не было (ст. 56 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Стрельцова ФИО8 к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области» Минтруда России о признании результатов медико-социальных экспертиз недействительными.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СудьяРешение в окончательной форме составлено к 16 час. 25.01.2016г.