Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Бунаевой А.Д., при секретаре Цыренове Е.А., с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Раднаевой И.Ц., представителя ответчика Цыдыповой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>» об обязании организовать мероприятия по охране окружающей среды, сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов, составляющих несанкционированные свалки на землях,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц, обращаясь в суд с иском МУ "Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>", просит в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать ответчика организовать мероприятия по охране окружающей среды, сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых отходов, составляющих несанкционированные свалки на землях.
Определением суда привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика МБУ Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ.
Определением суда принят отказ прокурора от иска в части.
В судебном заседании представитель прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ Раднаева И.Ц. поддержала исковые требования в части, суду пояснила, что прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды. Проверкой установлено нарушение органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления, в частности, не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированных свалок. При проведении проверки соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления было установлено, что имеются несанкционированные свалки на территории <адрес>, <адрес>, всего пять мест несанкционированных свалок.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и п. 25 ч. 1 ст. 5 Устава городского округа «<адрес>» к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения, неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, в целях предотвращения воздействия отходов на здоровье человека, обеспечение достойных условий жизни, труда и отдыха населения, недопущения последствий для здоровья человека в виде инфекционных заболеваний, лесных пожаров и иные тяжкие последствия, загрязнение окружающей среды, что нарушает законные интересы и права населения.
Просит обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>, теперь уже в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа, организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых отходов, составляющих несанкционированные свалки на землях, государственная или муниципальная собственность на которых не разграничена, в границах Железнодорожного административного района городского округа <адрес> РБ: от перекрестка улиц <адрес> в 150-200 метрах в северо-западном в лесном массиве на земельном участке площадью 3000 кв.м., свалка объемом 100 куб. м., остальные четыре несанкционированные свалки вывезены, поэтому в этой части прокурор отказался от требований. Указанный срок ДД.ММ.ГГГГ связан с пожароопасным периодом, до начала которого следует убрать свалку, которая может являться дополнительным источником пожара.
Представитель ответчика МУ «Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>» Цыдыпова Д.С., действующая на основании доверенности, исковые требования признала, просит предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить несанкционированную свалку.
В судебное заседание третьи лица не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что от перекрестка улиц <адрес> в 150-200 метрах в северо-западном в лесном массиве на земельном участке площадью 3000 кв.м., имеется несанкционированная свалка объемом 100 куб. м. в виде отходов производства и потребления.
Наличие свалки подтверждается карточкой первичного учета несанкционированной свалки твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выявлена свалка от перекрестка улиц <адрес> в 150-200 метрах в северо-западном в лесном массиве на земельном участке
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и арендаторы земельных участков обязаны соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнение, захламление, плодородия почв на землях соответствующих категорий.
<адрес> «<адрес>» определено, что к вопросам местного значения <адрес> относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны и защиты городских лесов (ст.5 Устава).
В соответствии с Положением о муниципальном учреждении «Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>», функциями и задачами данного Комитета являются организация благоустройства, озеленения территории города (п.2.2, 3.1 Положения).
Согласно ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Об этом же говорится и в ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статья 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает необходимость регулярной очистки территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно ч. 2 данной статьи организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.3 Закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В Правилах по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ, утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, закреплено, что юридические и должностные лица, граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города.
В соответствие с п.1.3 названных Правил объектами санитарной очистки и уборки являются территории индивидуального жилого сектора, уличные и микрорайонные проезды, улицы, парки, скверы, площади, газоны, места общественного пользования и отдыха, объекты культурно-бытового назначения, территории предприятий, учреждений, организаций, места уличной торговли и гаражных кооперативов.
Указанные Правила устанавливают, что методическое обеспечение, организация данных работ, а также контроль за качеством проводимых работ в городе Улан-Удэ возлагаются на Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> (п. 1.7 Правил), контроль за уборкой территорий, обеспечением чистоты и порядка хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) подведомственных структурным подразделениям Администрации <адрес> осуществляют руководители соответствующих структурных подразделений (п. 1.6 Правил).
Пункт 4.4.1 указанных Правил предусматривает, что за уборку и содержание проезжей части по всей ширине дорог, площадей, улиц, проездов городской дорожной сети, а также набережных, мостов, путепроводов, в том числе ручную зачистку после проведения механизированной уборки от снега и смета лотковых зон, - на предприятия, которые осуществляют уборку территорий города за счет средств городского бюджета.
Таким образом, указанные нормативные акты указывают на то, что Комитет городского хозяйства Администрации <адрес> как структурное подразделение Администрации <адрес> обязан принимать меры по организации очистки, уборки зоны, являющейся предметом судебного рассмотрения настоящего дела.
Образование неорганизованных, несанкционированных свалок, скоплений строительного и бытового мусора влечет нарушение требований ст.21,22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно этим нормам, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. А согласно санитарным правилам содержания территорий населенных мест, запрещается вывоз отходов в непредназначенные места.
На основании изложенного требования прокурора Железнодорожного района о понуждении ответчика принять меры по ликвидации свалки путем организации уборки обоснованны.
Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ч.1 ст.16). Тем самым, экологическая функция органа местного самоуправления представляет собой закрепленную законом компетенцию органа местного самоуправления обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования.
При удовлетворении исковых требований суд считает возможным установить разумный, приемлемый срок для организации уборки по сбору и вывозу мусора до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать МУ Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, организовав уборку – сбор, вывоз мусора, образовавшегося от перекрестка улиц <адрес> в 150-200 метрах в северо-западном в лесном массиве на земельном участке площадью 3000 кв.м., свалка объемом 100 куб. м. в виде свалки бытовых и строительных отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца.
Судья: А.Д. Бунаева