Дело № 2-1338/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2016 года г.Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием истца заместителя прокурора Зейского района Шехтель Э.Р., лица, в интересах которого предъявлен иск, Паршиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах Паршиной И. В. к администрации города Зеи о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района в интересах Паршиной И.В. в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации города Зеи о предоставлении Паршиной И.В., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения по договору специализированного найма в черте города Зеи, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании решения Зейского районного суда от 14 октября 2002 года мать Паршиной И.В. – ФИО5 была лишена родительских прав, отец ФИО6 умер <Дата обезличена>
Постановлением главы администрации города Зеи <Номер обезличен> от 02.12.2002 года несовершеннолетняя Паршина И.В. была поставлена на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилого помещения по достижению совершеннолетия.
На основании постановления главы Овсянковской сельской администрации Зейского района от 17 декабря 2002 года <Номер обезличен> над несовершеннолетней Паршиной И.В. была установлена опека, опекуном назначена ФИО7, проживающая в <адрес>.
С 23 декабря 2002 года Паршина И.В. зарегистрирована по месту жительства опекуна ФИО7 по адресу: <адрес>, но фактически проживала в <адрес> семье ФИО1.
С 01 сентября 2006 г. по 20 июня 2013 г. Паршина И.В. обучалась в МОБУ СОШ № 4 г.Зея. 20 июня 2013 года Паршина И.В. была отчислена из МОБУ СОШ № 4 в связи с окончанием основной школы.
26 августа 2013 г. Паршина И.В. зачислена на очное отделение филиала ГАУ Амурской области профессиональной образовательной организации «Амурский медицинский колледж» в городе Зея, является студенткой 4 курса, общежитие не предоставлено, в связи с его отсутствием.
С 2013 года Паршина И.В. проживает у своего родного дедушки Паршина И.В. по адресу: <адрес>.
В 2016 году Паршина И.В. обратилась с заявлением в администрацию г.Зея о предоставлении ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот. Ответом от 10 мая 2016 г. администрацией г.Зея Паршиной И.В. было отказано во включении в список лиц, из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Зея и предоставлении жилого помещения, в связи с тем, что согласно данных паспорта, ее местом жительства является <адрес>.
Паршина И.В., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилья не имеет, а потому имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору специализированного найма.
В судебном заседании прокурор Шехтель Э.Р. на удовлетворении иска настаивает, просит обязать администрацию города Зеи предоставить Паршиной И.В. жилое помещение в городе Зее, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 28 кв.м, по договору найма специализированных жилых помещений.
Истец Паршина И.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает, из ее объяснений следует, что она родилась в г.Зее. В декабре 2002 г. ее опекуном была назначена ФИО7, которая проживала по адресу: <адрес>. В селе Овсянка она проживала у опекуна до окончания второго класса. После окончания второго класса, в дальнейшем она переехала проживать в г. Зея в семью ФИО1 по адресу: <адрес> до восемнадцатилетнего возраста и обучалась в школе № 4. В настоящее время она без регистрации проживает у своего деда по адресу: <адрес>. В с.Овсянка она не проживает с 2005 года. Все её личные вещи находятся по адресу: <адрес>. С заявлением о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма в администрацию Зейского района она не обращалась.
Представитель ответчика администрации города Зея в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В судебном заседании 14 сентября 2016 года представитель ответчика администрации города Зея Колмыкова М.Г. с исковыми требованиями была не согласна. В обоснование возражений пояснила, что в соответствии с действующим законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, обеспечиваются жилыми помещениями по месту жительства. Согласно имеющейся в паспорте истицы отметке, Паршина И.В. зарегистрирована по месту жительства в с.Овсянка.
Кроме того, выделяемых из областного бюджета денежных средств не достаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма, а в данном случае для предоставления детям-сиротам, администрации необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений.
На основании вышеизложенного, считает необходимым рассмотреть вопрос об установлении срока предоставления жилого помещения по данному заявленному иску.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – министерства социальной защиты населения Амурской области и министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Жилищное законодательство в силу п.«к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, четко обозначен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и других), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его Преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К последним, названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (абз.4 ст. 1).
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Введенный Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона №15-ФЗ).
Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом №15-ФЗ, как следует из пункта 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе №159-ФЗ в редакции Федерального закона №15-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Судом установлено, что решением Зейского районного суда от 14 октября 2002 года мать Паршиной И.В. – ФИО5 была лишена родительских прав, отец ФИО6 умер <Дата обезличена>
Постановлением главы администрации города Зеи <Номер обезличен> от 02.12.2002 года несовершеннолетняя Паршина И.В. была поставлена на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилого помещения по достижению совершеннолетия.
На основании постановления главы Овсянковской сельской администрации Зейского района от 17 декабря 2002 года <Номер обезличен> над несовершеннолетней Паршиной И.В. была установлена опека, опекуном назначена ФИО7, проживающая в <адрес>.
Согласно данным ОВМ МО МВД России «Зейский», Паршина И.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> 23 декабря 2002 года.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании фактически Паршина И.В. проживала в <адрес> семье ФИО1.
Так, из показаний свидетеля ФИО9 следует, что после лишения одного из родителей Паршиной И.В. родительских прав, ее забрала к себе ФИО7, которая проживала по адресу: <адрес>. Вместе с ФИО7 Паршина И.В. проживала до окончания 2 класса. После чего они с мужем забрали ее к себе и переехали жить в г. Зея. Опекуном Паршиной И.В. был назначен её муж ФИО1 С 2006 года и до восемнадцати лет Паршина И.В. проживала в их семье. После чего переехала проживать в своему дедушке по адресу: <адрес>. Зарегистрировать Паршину И.В. по месту жительства в г. Зея не представилось возможным, поскольку их семья проживала в съемном жилом помещении. Все имущество, а также личные вещи Паршиной И.В. находятся по месту ее жительства по адресу: <адрес>.
Согласно справке <Номер обезличен> от 23 июля 2015 г., Паршина И.В. с 01 сентября 2006 г. по 20 июня 2013 г. обучалась в МОБУ СОШ № 4 г.Зея. 20 июня 2013 года Паршина И.В. была отчислена из МОБУ СОШ № 4 в связи с окончанием основной школы.
26 августа 2013 г. Паршина И.В. зачислена на очное отделение филиала ГАУ Амурской области профессиональной образовательной организации «Амурский медицинский колледж» в городе Зея, является студенткой 4 курса, общежитие не предоставлено.
Как следует из ответа администрации города Зеи от 10 мая 2016 г. <Номер обезличен>, решением жилищной комиссии от 05 мая 2016 года по результатам рассмотрения заявления о предоставлении жилого помещения вне очереди, Паршиной И.В. во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города, и в предоставлении жилого помещения, отказано по тем основаниям, что согласно паспорту Паршиной И.В., местом ее жительства является <адрес>.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании истец Паршина И.В. в собственности жилья не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 августа 2016 г.
Вопреки доводам ответчика, согласно ответу администрации Зейского района, Паршина И.В. в отдел опеки и попечительства отдела образования администрации Зейского района с заявлением о постановке ее на учет на внеочередное жилье, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не обращалась.
Кроме того, выявление и первичное устройство Паршиной И.В. в детское учреждение, а также постановка на регистрационный учет для внеочередного предоставления жилого помещения по достижению совершеннолетия, осуществлялось органами местного самоуправления г.Зеи.
При таких условиях суд находит, что предоставление Паршиной И.В. социальных гарантий как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от отсутствия регистрации Паршиной И.В. в городе Зее.
В судебном заседании установлено, что Паршина И.В. не владеет на праве собственности жилым помещением. Ей, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма или специализированного жилого помещения предоставлено не было несмотря на окончание учебного заведения.
Введенный Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г. независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ).
Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом N 15-ФЗ, как следует из пункта 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, не имеют правового значения изменявшиеся редакции законодательных актов, закреплявших в разные периоды времени основания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями лиц указанной категории необходимо руководствоваться теми основаниями, которые закреплены в Федеральном законе N 159-ФЗ в редакции Федерального закона N 15-ФЗ.
При таких обстоятельствах, требование Паршиной И.В. о предоставлении ей жилого помещения в г.Зея является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.7 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. (ч.1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. (ч.2). Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (ч.3). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. (ч.4).
Согласно п.5.5 Положения «О жилищной политике в городе Зея», утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов от 03 апреля 2013 года №91/30 (с изменениями внесенными решением Зейского городского Совета народных депутатов от 26 марта 2014 г. № 16/22), норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается в размере 28 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч.2 ст.15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, Паршиной И.В. подлежит предоставлению жилое помещение в городе Зея Амурской области по договору специализированного найма общей площадью не менее 28 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Представитель ответчика просит при вынесении решения установить срок предоставления жилого помещения, ссылаясь на то, что у администрации города Зеи отсутствуют жилые помещения, формируемые за счет местного бюджета, для предоставления гражданам. Кроме того, для предоставления жилого помещения по договору специализированного найма необходимо провести в соответствии с законодательством ряд конкурсных процедур по приобретению жилых помещений.
Давая оценку указанным доводам ответчика, суд учитывает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди. В связи с этим, срок для исполнения решения суда установлен судом быть не может.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Зейского района, заявленные в интересах Паршиной Ирины Викторовны, удовлетворить.
Обязать администрацию города Зеи предоставить Паршиной И. В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Зеи Амурской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 30 сентября 2016 года
Судья О.Б. Ворсина