Дело № 2а-2649/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2017 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего Степановой Ю.С.,
секретаря судебного заседания Колобылиной М.А.,
с участием прокурора – Белоконной Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Горюновой М.В. к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 Ленинского муниципального округа города Севастополя о признании незаконным решения избирательной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Горюнова М.В. обратилась в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 1 Ленинского муниципального округа города Севастополя, просит суд признать незаконным Решение административного ответчика от 30.08.2017 г. № и восстановить нарушенные избирательные права административного истца в части регистрации истца кандидатом в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 1.
Исковые требования административного истца мотивированы тем, что 02.08.2017 г. на основании Решения № Территориальной избирательной комиссии была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя. 30.08.2017 Территориальной избирательной комиссией Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинского муниципального округа принято Решение №, которым аннулирована регистрация истца в качестве кандидата в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 при проведении дополнительных выборов депутатов Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва, ввиду того, что кандидат Горюнова М.В. на момент регистрации имела гражданство иностранного государства (Украины). Истец считает принятое решение незаконным, в связи с тем, что 09.08.2017 она предоставила документы об отказе от украинского гражданства в избирательную комиссию.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель административного ответчика Давыденко А.А., председатель территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя Падалочная В.П., представитель Севастопольской городской избирательной комиссии Басова Л.А. в суде возражали против удовлетворения административного иска Горюновой М.В. по основаниям изложенных в представленных возражениях.
Прокурор в суде дал заключение, из которого следует, что исковые требования Горюновой М.В. не подлежат удовлетворению.
С учетом положений ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав мнение участников процесса, принимая во внимание заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 25.12.2015 № полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский избирательный округ возложены на Территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Севастополя.
Решением Территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя от 21.06.2017 № назначены дополнительные выборы депутатов Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва.
Судом установлено, что Горюнова М.В. является гражданином Российской Федерации с 2007 года, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, выданным 02.08.2007 Отделом УФМС России <адрес>
02.08.2017 г. административный истец зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 при проведении дополнительных выборов депутатов Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Ленинский муниципальный округ от 02.08.2017 г. №.
Основанием для принятия указанного решения послужили представленные Горюновой М.В. в установленном законом порядке заявления и документы.
На момент принятия решения о регистрации (02.08.2017 г.) сведениями о наличии бесспорных оснований, предусмотренных положениями закона, для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Горюновой М.В. Комиссия не располагала, в связи с чем было принято решение о регистрации.
В соответствии с подпунктом а) пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Согласно требованиям статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ и статьи 47 Закона города Севастополя № 20-ЗС окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования производят проверку соблюдения требований настоящего Закона при выдвижении каждого кандидата, списка кандидатов.
В подтверждение отсутствия гражданства иностранного государства Горюновой М.В. Комиссии была представлена справка №, выданная войсковой частью № 19.08.2016 г., о том, что паспорт гражданина Украины серии № №, выданный <адрес> 13.03.1999 г., Горюновой М.В. сдан установленным порядком в делопроизводство войсковой части в марте 2015 г. В связи с тем, что указанная справка не может в силу требований действующего законодательства являться документом, подтверждающим статус указанного в ней лица по отношению к иностранному государству, Комиссией была проведена проверка сведений о гражданстве Горюновой М.В.
Так, в ходе проверки установлено, что на момент регистрации кандидат Горюнова М.В. имела гражданство иностранного государства (Украины), в связи с чем на нее распространяются запреты, установленные положениями пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ.
При этом, обстоятельства наличия у Горюновой М.В. гражданства Украины являются вновь открывшимися, поскольку существовали на момент принятия решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Севастополя от 02.08.2017 № о регистрации Горюновой М.В. кандидатом в депутаты, но не были и не могли быть известны Территориальной избирательной комиссии.
В связи с чем, 30.08.2017 г. Решением № Территориальной избирательной комиссией Ленинского района города Севастополя была аннулирована регистрация кандидата в депутаты Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва по пятимандатному избирательному округу № Горюновой М.В. при проведении дополнительных выборов депутатов Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва, с аннулированием удостоверения, выданного административному истцу.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие у кандидата пассивного избирательного права.
Право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право), а также право участвовать в референдуме, по общему правилу, принадлежит гражданам Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, статьи 2-4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Согласно пункту 3.1 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Международный договор, предусматривающий право граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины, быть избранными в органы местного самоуправления на территории России между Украиной и Российской Федерации не заключался.
Как следует из части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации, право быть избранным в органы государственной власти закрепляется именно за гражданами Российской Федерации как лицами, находящимися в особой устойчивой политико-правовой связи с государством. При этом на нормативное содержание пассивного избирательного права может влиять наличие у гражданина Российской Федерации политико-правовой связи с другим государством, т.е. пребывание гражданина Российской Федерации в гражданстве иностранного государства.
Конституция Российской Федерации прямо указывает в части 2 статьи 62 на возможность введения федеральным законом исключений из общего принципа, согласно которому наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Из этого исходит и Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», согласно части первой статьи 6 которого гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Следовательно, Конституция Российской Федерации, предусматривая в части 2 статьи 62 специальную норму, предполагающую возможность установления федеральным законом особенностей правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства, допускает тем самым и возможность специального правового регулирования прав и свобод данной категории граждан Российской Федерации, прежде всего политических прав, включая пассивные избирательные права как институт суверенной государственности, приобретение которых связывается, по общему правилу, с наличием у лица гражданства данного государства.
Устанавливая соответствующее ограничение, федеральный законодатель исходил из того, что оно обусловлено такой конституционно значимой целью, как необходимость защиты основ конституционного строя Российской Федерации (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Таким образом, из анализа данной нормы Федерального конституционного закона следует, что ее правовое регулирование направлено на признание гражданами Российской Федерации граждан Украины и лиц без гражданства, поживающих на 18.03.2014 г. на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя, не имевших на указанную дату гражданства Российской Федерации, в то время как административный истец является гражданкой Российской Федерации с периода не позднее 2007 года.
Положениями статьи 18 Закона Украины от 18.01.2001 № 2235-III «О гражданстве Украины» предусмотрено право на добровольный выход из гражданства Украины по письменному ходатайству. Такое ходатайство согласно размещенной на официальном сайте МИД Украины информации, подается на территории иностранного государства в соответствующее консульское учреждение. Срок принятия решения по такому заявлению составляет не более 1 года. Согласно требованиям статьи 20 указанного Закона Украины гражданин признается утратившим гражданство с момента издания Указа Президента Украины о прекращении гражданства Украины.
Горюновой М.В. 07.08.2017 г. в адрес Генерального консульства Украины в г. Ростове-на-Дону было направлено заявление об отказе от гражданства Украины, в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, удостоверенное нотариально 07.08.2017 г., что подтверждается материалами дела.
Таким образом, административный истец, осознавая наличие у нее статуса гражданина Украины, имела возможность отказаться от него уже с момента признания ее гражданином Российской Федерации, но от реализации своего права на отказ от гражданства Украины в установленном законом порядке до 07.08.2017 г. воздержалась.
При таких обстоятельствах, сам по себе факт подачи заявления об отказе от гражданства Украины не является достаточным основанием для признания гражданина Российской Федерации не имеющим гражданство иностранного государства. Гражданин признается утратившим гражданство Украины с момента издания акта о прекращении его гражданства.
Таким образом, на момент регистрации Горюновой М.В. кандидатом в депутаты Совета Ленинского муниципального округа второго созыва по пятимандатному избирательному округу № 1 при проведении дополнительных выборов депутатов Совета Ленинского муниципального округа города Севастополя второго созыва, последняя имела гражданство иностранного государства (Украины) и, следовательно, не обладала пассивным избирательным правом на территории Российской Федерации.
При этом, кандидат Горюнова М.В. в нарушение требований пункта 3.1. ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ какие-либо действия, направленные на пресечение нарушения запрета, установленного законом, не предприняла, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение № от 30.08.2017 г. является законным, а исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска Горюновой М.В..
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы, представления в течение пяти дней со дня его принятия.
Мотивированный текст решения изготовлен 04.09.2017 г.
Судья Ю.С. Степанова