Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2016 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего: судьи Дудусова Д.А.
при секретаре: Коротковой В.В.,
с участием прокурора Солтукаевой А.В. и
представитель Управления образования Администрации г. Минусинска Собецкой Т.В. (доверенность от 20.05.16г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Красноярскому краю к Трушкову ЮН, Трушковой ТА, Трушковой АЮ и Овчаренко ЕА об истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении из жилого помещения и по встречному иску Трушкова ЮН, Трушковой ТА, Трушковой АЮ и Овчаренко ЕА к Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Красноярскому краю о сохранении права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ГУ МВД РФ по Красноярскому краю обратилось к Трушкову Ю.Н. с исковыми требованиями об истребовании имущества из чужого незаконного владения и о выселении из жилого помещения.
Определением суда от 23 июня 2016 года к участию в деле в соответчиков были привлечены Трушкова(Овчаренко) Т.А., Трушкова А.Ю. и Овчаренко Е.А., в качестве уполномоченного органа, вступающего в процесс в целях дачи заключения по делу было привлечено Управление образования Администрации г. Минусинска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Трушков Ю.Н., Трушкова Т.А., Трушкова А.Ю. и Овчаренко Е.А. обратились в суд со встречным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Красноярскому краю о сохранении права пользования жилым помещением. Определением суда от 14 октября 2016 года гражданские дела были объединены в одно производство.
В судебное заседание представитель истца- ГУ МВД РФ по Красноярскому краю не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие; в исковом заявлении свои требования мотивировал следующим. Российская Федерация является собственником жилого помещения- квартиры, расположенной по адресу: г<адрес>; право собственности было зарегистрировано 23.10.14г.. 30.03.15г. было зарегистрировано право оперативного управления истца на указанное жилое помещение; 17.08.15г. распоряжением МВД РФ № 1/6526 указанная квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду и закреплена на праве оперативного управления за истцом.
Трушков Ю.Н. проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел с 1996 года. Протоколом жилищно- бытовой комиссии МУВД «Минусинское» от 06.10.10г. № 4 было решено утвердить список сотрудников МУВД «Минусинское», нуждающихся в получении служебного жилого помещения в строящемся жилом доме по адресу: г. Минусинск, улица Ботаническая, 28б.
Решением жилищно- бытовой комиссии от 06.10.10г. спорная квартира была выделена семье Трушкова Ю.Н., состоящей из 4 человек, семья вселилась в указанную квартиру. 28.03.16г. ответчик был уволен из органов внутренних дел, в связи с чем, 30.04.15г. истцу было отказано в распределении спорного жилого помещения, в связи с тем, что члены его семьи являются собственниками другого жилого помещения в г. Минусинске. Договор найма с ответчиком заключен не был, в связи с чем, ответчик не стал нанимателем в отношении спорного жилого помещения. Предусмотренные законом основания для использования жилого помещения ответчиком в настоящее время отсутствуют. 20.04.16г. ответчик был ознакомлен с требованием истца об освобождении данного жилого помещения, освобождать занимаемое жилое помещение ответчик и члены его семьи отказались.
Согласно статье 93 ЖК РФ: «Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.».
В соответствии с ч.2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях перечисленные в данной статье категории граждан, ни к одной из которых истец не относится.
Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество у лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
С учетом изложенного, просит истребовать у ответчиков жилое помещение- квартиру, расположенную по адресу: г. Минусинск, ул. <адрес> и выселить ответчиков Трушкова Ю.Н., Трушкову Т.А., Трушкову А.Ю. и Овчаренко Е.А. из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Ответчики Трушков Ю.Н. и Трушкова Т.А., действующие в судебном заседании от своего имени, а также от имени несовершеннолетних детей Трушковой А.Ю. и Овчаренко Е.А., исковые требования не признали, мотивировали свою позицию следующим. Трушков Ю.Н. с 1996 года проходил службу на различных должностях в органах внутренних дел, был уволен 28.03.16г.. С 1998 года в Администрации г. Минусинска он состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий; с 2003 года состоит в аналогичной очереди в органах МВД РФ по месту службы. В 2010 году ему и членам его семьи была предоставлена спорная квартира, в которой они с указанного времени все проживают; при этом, при предоставлении спорной квариры представитель МУВД «Минусинское» устно заявил, что квартира позднее будет передана их семье в собственность. Полагает, что они приобрели права пользования данной квартирой и оснований для их выселения из данной квартиры не имеется. У Трушковой Т.А. и ее двоих детей имеется по 1/5 доле в праве собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; однако, проживать они там не имеют возможности, поскольку, в квартире живут состоящие в разводе родители Трушковой Т.А. и брат Трушковой Т.А. со своей семьей. Перед свом увольнением в 2015 году Трушков Ю.Н. обратился с заявлением к истцу о заключении с ним договора социального найма указанной квартиры; 30.04.15г. решением жилищно- бытовой комиссии ответчика ему было отказано в распределении спорного жилого помещения, в связи с тем, что члены его семьи являются собственниками другого жилого помещения в г. Минусинске. Полагают, что занимают спорную квартиру на законном основании, в связи с чем, просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В своем встречном иске Трушков Ю.Н., Трушкова Т.А., Трушкова А.Ю. и Овчаренко Е.А., сославшись на вышеуказанные обстоятельства, указали, что их имущественное положение не позволяет им обеспечить себя жилым помещением, в связи с чем, за ними должно быть сохранено право пользования данным служебным жилым помещением на 5 лет, в течение которых они могут быть обеспечены иным жилым помещением по договору социального найма жилого помещения. Просят сохранить за ними право пользования жилым помещением- квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на срок 5 лет, не менее чем до даты предоставления жилого помещения истцам по договору социального найма.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в представленном письменном отзыве полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав ответчиков, прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать, представителя Управления образования Администрации г. Минусинска, полагавшего в удовлетворении исковых требований о выселении отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем подпункта "а" пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006г. № 42.
Названные Правила также предусматривают, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (пункт 15).
Судом установлено, что только 17.08.15г. распоряжением МВД РФ № 1/6526 указанная квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду и закреплена на праве оперативного управления за ГУ МВД РФ по Красноярскому краю; ответчикам квартира была предоставлена 06.10.10г.. Таким образом, данное жилое помещение было отнесено к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда( к служебным жилым помещениям) через 5 лет после предоставления жилого помещения ответчикам.
В соответствии с пунктами 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002г. № 897 сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма (п. 27).
Однако, в силу пункта 28 Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, помимо прочего, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Судом установлено, что Трушков Ю.Н. имеет выслугу лет в правоохранительных органах более 10 лет: 21 год 05 месяцев 12 дней(л.д. 16); таким образом, он и члены его семьи, не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.
Более того, поскольку использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду, ответчикам жилое помещение было предоставлено в 2010 году, использование данного жилого помещения в качестве служебного до 17.08.15г. является незаконным.
Согласно части 3 статьи 672 Гражданского кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
Согласно ст. 30 Закона РСФСР от 19 апреля 1991г. «О милиции», действовавшей на момент предоставления истцу спорной квартиры, лицам, принятым на службу в милицию, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется местными Советами народных депутатов, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Закон РСФСР от 19 апреля 1991г. «О милиции» является специальной нормой, определяющей первоочередной порядок предоставления сотрудникам милиции.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В соответствии с пунктом 12 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду» от 26.01.06г., включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Таким образом, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно статье 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Таким образом, принимая во внимание, что жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду через 5 лет после предоставления жилого помещения ответчикам, с ответчиками не был заключен договор найма служебного жилого помещения, с протоколами заседания жилищных комиссий о предоставлении данного жилого помещения в качестве служебного ответчик под роспись ознакомлен не был, ответчики состояли в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации г. Минусинска и в органах внутренних дел, суд полагает, что к отношениям сторон применимы нормы о социальном найме жилого помещения, что влечет невозможность их выселения по указанным истцом основаниям.
Право собственности Трушковой Т.А. и ее двоих детей на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> возникло после предоставления ответчикам спорного жилого помещения- 19.01.13г..
Таким образом, в силу вышеизложенного, суд полагает, что исковые требования ГУ МВД РФ по Красноярскому краю об истребовании у ответчиков жилого помещения- квартиры, расположенной по адресу: <адрес> и выселении ответчиков Трушкова Ю.Н., Трушковой Т.А., Трушковой А.Ю. и Овчаренко Е.А. из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения не основаны на требованиях действующего законодательства и имевших место фактических обстоятельствах, в связи с чем, в их удовлетворении необходимо отказать в полном объеме.
С учетом вышеуказанных обстоятельств и выводов суда, суд полагает, что также не подлежат удовлетворению и требования истцов по встречному иску, поскольку они основаны на доводах об использовании истцами по встречному иску спорного жилого помещения в качестве служебного. Поскольку судом установлено, что истцы не пользовались данным жилым помещением в качестве служебного, их исковые требования не подлежат удовлетворению.
Иных исковых требований, основанных на отношениях социального найма жилого помещения истцами по встречному иску не заявлялось.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░ № 28░, ░░░░░░░░ № 7, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: