Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 августа 2016 года Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Родиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по иску Карахонычева С.В. к Главе городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома,
у с т а н о в и л:
Карахонычев С.В. обратился в суд с административным иском к Главе городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, указав, что на основании решения Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ у него возникло право собственности на незавершенный строительством объект в виде квартиры по адресу: <адрес> <адрес>.
Строительство объекта капитального строительства вторая очередь строительства жилого дома (секции 2.1, 2.2) велось на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU №, выданного ООО «Новы курс».
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением к застройщику о предоставлении информации по вводу объекта долевого строительства в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ административному истцу был дан ответ ООО «Новый курс» из которого следует, что в настоящее время строительство жилого дома завершено полностью, готов к эксплуатации в связи с чем, подано заявление на имя Главы городского округа Самара о вводе завершенного строительством жилого дома расположенного по адресу: <адрес> (строительный).
Исполняющим обязанности Главы городского округа <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ООО «Новый курс» было направлено Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с тем, что застройщиком не представлено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащения объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Административный истец ссылается на то, что уведомление об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства является не законным и не обоснованным, нарушает права истца, поскольку в отсутствие разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию данный объект не может считаться оконченным строительством, и как следствие у истца отсутствует возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своей квартирой.
Являясь участником долевого строительства объекта, построенного в настоящий момент, административный истец не может реализовать свои права собственника и осуществить в должной мере принадлежащие ему права собственника, в том числе заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими продажу соответствующего коммунального ресурса.
Порядок обращения за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определен частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или организацию, осуществляющую государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Обязанность предоставления заключения органа государственного строительного надзора предусмотрена пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
Вместе с тем, как следует из указанной нормы, обязанность предоставления заключения органа Государственного строительного надзора возникает в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Ссылаясь на незаконность данного отказа, административный истец просил суд признать незаконным Уведомление исполняющего обязанности Главы городского округа Самара в предоставлении ООО «Новый курс» государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: «вторая очередь строительства жилого дома (с. 21, 2.2) со встроенными нежилыми помещениями, трансформаторной подстанцией и подземными автомобильными стоянками», расположенного по адресу: <адрес> вновь рассмотреть по существу заявление ООО «Новый курс» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: «вторая очередь строительства жилого дома (с. 21, 2.2) со встроенными нежилыми помещениями, трансформаторной подстанцией и подземными автомобильными стоянками», расположенного по адресу: <адрес>.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом уведомлен, предоставил письменный отзыв, в котором вопрос об удовлетворении заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, административный истец является собственником незавершенного строительством объекта в виде квартиры расположенной по адресу: <адрес> (<адрес>
Строительство указанного дома осуществлялось ООО «Новый курс».
В ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «Новый курс» обратилось в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно пункту 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в уполномоченный орган обращается застройщик.
В силу пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагается заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В части 6 указанной статьи установлено, что одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
ДД.ММ.ГГГГ застройщиком было получено Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с тем, что застройщиком не представлено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащения объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В порядке межведомственного взаимодействия установлено, что соответствующее заключение органом государственного строительного надзора, не выдавалось.
Вместе с тем, в материалах дела имеется письмо Государственной инспекции строительного надзора <адрес> в котором сообщается, что секция 2.1 построена и эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ без разрешения на ввод в эксплуатацию. Государственный строительный надзор на данном объекте не осуществлялся.
Подземная автостоянка, расположенная в секции 2.1 и 2.2 жилого дома не разделена на самостоятельные пожарные отсеки и является общим помещением, с общими инженерными системами, в том числе системами противопожарной защиты.
Секции 2.1 и 2.2 жилого дома непосредственно связаны как решениями генерального плана, так и обеспечением безопасной эвакуации людей при пожаре из помещений паркинга, обеспечением работоспособности систем противопожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией, пожаротушения, противодымная защита, внутренний противопожарный водопровод), которые являются автономными и едиными для автостоянки.
В настоящее время по секциям 2.1 и 2.2 жилого дома отсутствуют предписания Инспекции об устранении выявленных нарушений, в связи с чем, выдача Инспекцией заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов на секцию 2.2 жилого дома в установленном законодательством порядке не представляется возможным.
Таким образом, застройщиком при обращении в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию формально не было соблюдено требование, предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
Вместе с тем у уполномоченного органа не имелось безусловных оснований для отказа в выдаче ООО «Новый курс» разрешения на ввод построенного им объекта капитального строительства в эксплуатацию в связи с отсутствием в отношении данного объекта заключения органа государственного строительного надзора в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекте планировки территории и проекте межевания территории, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Между тем, осмотр построенного объекта уполномоченным органом не производился.
Таким образом, образом, отсутствие заключения органа государственного строительного надзора, фактически не осуществлявшего надзор в отношении спорного объекта, не препятствовало заинтересованному лицу предпринять действия в пределах предоставленной ему частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ компетенции.
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ застройщик – физическое лицо или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Квартирой, согласно пункту 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с указанным определением объект является многоквартирным домом. Согласно положениям статьи 36 Жилищного кодекса РФ Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 2 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Судом установлено, что начало строительства жилого дома велось на основании Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утвержден акт о выборе земельного участка для строительства, проект границ земельных участков ООО «Новый курс» и предоставлены в аренду земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> для реконструкции жилой застройки квартала № (строительства жилых домов со встроенными нежилыми помещениями, трансформаторной подстанцией, подземными автомобильными стоянками и административного здания с подземной автомобильной стоянкой).
На основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU №, ООО «Новый курс» продолжило строительство объекта капитального строительства вторая очередь строительства жилого дома (секции 2.1, 2.2).
Между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «Новый курс» был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением № к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № срок действия договора продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ. подписанного застройщиком ООО «Новый курс» и генеральным подрядчиком ООО «Строительная корпорация», строительство объекта жилищного строительства (с. 2.1, 2.2), фактически завершено, объект долевого строительства заселен, эксплуатируется.
У застройщика имеется положительное заключение государственной экспертизы № на проектную документацию по объекту «Реконструкция жилой застройки № квартал по <адрес>. Жилой дом второй очереди со встроенными нежилыми помещениями, трансформаторной подстанцией и подземной автомобильной стоянкой. Секция 2.2 Туннельный выезд из паркингов, расположенный в границах улиц <адрес> в <адрес>».
Согласно выводам, указанным в экспертных заключениях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ №, результаты лабораторно-инструментальных замеров шума, электрического и магнитных полей, освещенности, микроклимата, общей вибрации, исследования питьевой воды на объекте «Реконструкция жилой застройки квартал №. Секция 2.2 и секция 2.1» соответствуют государственным нормам и правилам.
ОАО «Самарагорпроект» изготовлен технический отчет № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования несущих конструкций указанного здания с целью оценки фактического состояния, проверки соответствия возведенных конструкций проектной документации и разработки рекомендаций по дальнейшей эксплуатации здания «Реконструкция жилой застройки квартала № в <адрес>. Жилой дом второй очереди со встроенными нежилыми помещениями, трансформаторной подстанцией, подземными автомобильными стоянками. Секция 2.1», согласно которого все конструкции здания возведены в соответствии с требованиями проектной документации, действующих технологических регламентов и нормативных документов в части обеспечения безопасной эксплуатации здания.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что для принятия правильного решения заинтересованное лицо не предприняло каких – либо действий, в пределах представленной ему Градостроительным кодексом компетенции, суд считает, что уведомление об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, адресу: <адрес>, является незаконным, в связи с чем, требования Карахонычева С.В.. в указанной части суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку заявление застройщика надлежащим образом по существу не рассмотрено, отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного выше жилого дома по формальным основаниям, суд считает, что требования Карахонычева С.В. о возложении на Главу городского округа <адрес> обязанности рассмотреть заявление застройщика о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку данным отказом нарушаются права административного истца как собственника жилого помещения, входящего в состав жилого дома.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Карахонычева С.В. к Главе городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома удовлетворить.
Признать незаконным отказ исполняющего обязанности Главы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Главу городского округа <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление ООО «Новый курс» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.