Производство № 2а-10046/2021
УИД 28RS0004-01-2021-014673-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,
при секретаре Дробяскиной К.А.
с участием административного истца ВО
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ВО о признании незаконными решения призывной комиссии г. Благовещенска о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
ВО обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Благовещенска и Благовещенского района. 28.10.2021 г. решением призывной комиссии г. Благовещенска был признан годным к прохождению военной службы. Полагает указанное решение незаконным и нарушающим его права, поскольку у него есть непризывное заболевание «***», что соответствует п.п. б, в ст. 45 Расписания болезней, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. № 565, которое подтверждается результатами обследовании у уролога от 16.06.2021 года и от 29.11.2021 года. При проведении медицинского освидетельствования в военном комиссариате г. Благовещенска 28.10.2021 г. жалобы на здоровье и представленные доказательства наличия заболеваний были проигнорированы, в связи с чем, ВО был вынужден обратиться с заявлением на проведение контрольного медицинского освидетельствования в Призывную комиссию Амурской области. Однако при проведении контрольного медицинского освидетельствования представленные доказательства наличия непризывного заболевания также были проигнорированы. Указывает, что врачами-специалистами был нарушен порядок проведения контрольного медицинского освидетельствования, так как для проведения медицинского обследования в медицинской организации он направлен не был. Просит суд признать незаконным решение Призывной комиссии г. Благовещенск о призыве ВО на военную службу за период осеннего призыва 2021 года; возложить обязанность на Призывную комиссию г. Благовещенск присвоить ВО категорию годности «В» - ограниченно годен к военной службе, и вынести решение об освобождении ВО от призыва на военную службу и зачислении в запас.
Представители административных ответчиков призывной комиссии г. Благовещенска, военного комиссариата Амурской области, представитель заинтересованного лица призывной комиссии Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Представитель административных ответчиков ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ, суд, определил, рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании административный истец на требованиях административного искового заявления настаивал, просил требования административного искового заявления удовлетворить.
В письменном отзыве представитель административного ответчика возражала против удовлетворения требований административного искового заявления, указав, что решение призывной комиссии г. Благовещенска от 28.10.2021 года в отношении ВО принималось в рамках работы комиссии, утвержденной Постановлением Губернатора Амурской области от 24.09.2021 N 220 "О призыве граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе, на военную службу в октябре-декабре 2021 года". При принятии решения о состоянии годности призывника к военной службе призывная комиссия руководствуется графой I Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 30.03.2017) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе. Согласно документов, находящихся в личном деле, было вынесено заключение врача- специалиста, на основании ст. 66г., 45г, гр.1 расписания болезни и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённым постановления Правительства РФ от 04.07.2013г № 565) была поставлена категория Б-4 годен к военной службе с незначительными ограничениями. Согласно ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия г. Благовещенска приняла решение единогласно призвать ВО в вооруженные силы РФ. Не согласившись с данным решением, ВО подал заявление на контрольное медицинское освидетельствование в призывную комиссию Амурско области, которая утвердила решение и категорию годности призывной комиссии г. Благовещенска от 28.10.2021 года. О проведении независимой военно-врачебной экспертизы ВО не ходатайствовал. Запрета на проведение медицинского обследования до получения результатов анализов Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, либо иными нормативными актами не предусмотрено. На основании изложенного, просит в удовлетворении требований административного искового заявления отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения административного истца, исследовав имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.
В силу ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Исходя из ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы, что установлено ст. 26 указанного Федерального закона.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу п. «а» ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с положениями ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Федерального закона).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. N 565.
В приложении к указанному Положению, имеются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - I графа.
В соответствии с п. 13 указанного Положения, при призыве граждан на военную службу организация освидетельствования возлагается на призывную комиссию.
В соответствии с пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Согласно пункту 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (утв. Приложением N 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168) не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование.
При этом, пунктом 1 Приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663", предусмотрено, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы: паспорт, свидетельство о рождении; справку о семейном положении; справку с места работы или учебы; документ об образовании и его копию; медицинские документы о состоянии здоровья; квалификационные удостоверения и их копии - имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта; свидетельство или удостоверение и их копии - получившие военно-учетную специальность в образовательных учреждениях общественных объединений, начального профессионального или среднего профессионального образования; справки (удостоверения) и их копии - прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях.
Таким образом, представление медицинских документов, и, соответственно, прохождение диагностических мероприятий является обязанностью гражданина, вызываемого на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ВО, *** года рождения, с 27.08.2014 года состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Благовещенска и Благовещенского района.
В соответствии с выпиской из протокола заседания призывной комиссии г. Благовещенска № 20 от 28.10.2021 г. ВО признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, ему присвоена категория годности «Б-4».
С учетом жалоб ВО и представленных медицинских документов (***) ВО установлен диагноз: ***, что соответствует ст. 66 г, 45 г гр. I расписания болезней Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 565 от 04.07.2013 г. и является основанием для установления категории годности Б-4 - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Решением призывной комиссии Амурской области № 22 от 09.12.2021 года решение призывной комиссии г. Благовещенска утверждено.
В соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
В соответствии с пунктом 2 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе независимая экспертиза основывается на принципах законности, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности, полноты исследований и предусматривает проведение медицинского обследования и медицинского освидетельствования.
Согласно пункту 3 Положения независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе (далее - экспертное учреждение).
В силу пункта 5 Положения гражданин при производстве независимой экспертизы имеет право выбора экспертного учреждения и экспертов.
Исходя из пунктов 7 и 8 Положения, независимая экспертиза производится за счет средств гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы, заключаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации между экспертным учреждением и гражданином (его законным представителем).
Независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
При подаче заявления предъявляется паспорт, удостоверяющий личность заявителя.
К заявлению о производстве независимой экспертизы прилагается копия заключения военно-врачебной комиссии, заверенная в установленном порядке.
Таким образом, при несогласии с медицинским заключением врача-специалиста военно-врачебной комиссии призывник был вправе обратиться за проверкой его обоснованности в избранную им по своему усмотрению медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе.
Указанный способ защиты носит заявительный порядок (пункт 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, часть 6 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Между тем, указанным предусмотренным законом способом защиты своих прав ОВ не воспользовался, в уполномоченную организацию, имеющую право осуществлять независимую военно-врачебную экспертизу, в целях проверки обоснованности выставленного диагноза не обратился, доводы об обратном материалами дела не подтверждаются, в рамках настоящего дела ходатайств о проведении подобных исследований не заявлял.
В свою очередь, в соответствии с комментарием к статье ст. 45 Расписания болезней, к пункту "б" относятся в том числе: ***
К пункту "в" относятся в том числе: ***, если освидетельствуемый отказывается от дальнейшего лечения (для лиц, освидетельствуемых по графе III расписания болезней, применяется пункт "г"). *** не является основанием для применения пункта "в". ***
К пункту "г" относятся в том числе ***
*** не препятствуют прохождению военной службы или поступлению в военно-учебные заведения.
Согласно УЗИ *** от 20.03.2021 года у ВО выявлены признаки ***. Из заключении врача-уролога ГАУЗ АО «Городская поликлиника № 1» от 16.06.2021 года, от 29.11.2021 года следует, что объективно ***, рекомендовано оперативное лечение в плановом порядке.
Данных, указывающих на наличие ***, что могло являться основанием для квалификации имеющегося у ВО заболевания *** по ст. 45б или 45в гр. I Расписания болезней и установления ему категории годности «В», на что ссылается ВО, не имеется.
Таким образом, у призывной комиссии г. Благовещенска не имелось оснований для присвоения призывнику иной категории годности к военной службе.
Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в период прохождения медицинского освидетельствования в осенний 2021 года и на момент вынесения в отношении ОВ заключения об определении категории его годности к военной службе, призывная комиссия г. Благовещенска не располагала медицинскими данными, подтверждающими наличие у административного истца заболевания, по совокупности признаков являющегося основанием для освобождения ОВ от прохождения военной службы по основаниям п. а ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Следовательно, решение призывной комиссии от 28 октября 2021 года о призыве административного истца на военную службу является законным и обоснованным.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что при рассмотрении дела административным истцом не было представлено доказательств нарушения его прав при принятии оспариваемого решения, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ОВ не имеется.
руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Заявленные ВО требования о признании незаконным решения призывной комиссии г. Благовещенска от 28 октября 2021 года о призыве ВО на военную службу, возложении обязанности на призывную комиссию г. Благовещенска присвоить категорию годности «В»- ограниченно годен к военной службе, вынести решение об освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Астафьева
Решение в окончательной форме принято 21 января 2022 года