Дело № 2-2/2021
(65RS0007-01-2020-000468-61)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2021 года г. Макаров
Макаровский районный суд
Сахалинская область
В составе:
председательствующего судьи: Курило Ю.В.,
при секретаре: Арапове А.В.,
с участием помощника прокурора Макаровского района: Будько С.Н.,
представителя ответчика администрации МО «Макаровский городской округ: Ростовцева А.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ООО «Водоканал»: Стецковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макаровского района Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области, администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области о возложении обязанности разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных в г. Макарове, с. Новое, с. Поречье, с. Восточное и предоставить их в Министерство экологии Сахалинской области, в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд
у с т а н о в и л :
30 октября 2020 года прокурор Макаровского района Сахалинской области обратился в суд к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области (далее - КУМС МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области), администрации МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области, в котором просит (с учетом уточненных 29 декабря 2020 года исковых требований) о возложении обязанности разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных в г. Макарове, с. Новое, с. Поречье, с. Восточное и предоставить их в Министерство экологии Сахалинской области, в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой Макаровского района был проведен анализ соблюдения законодательства об охране водных объектов, в том числе, в части обеспечения наличия и функционирования очистных сооружений на объектах водоснабжения и водоотведения МО «Макаровский городской округ», их работоспособности, организации их согласования, наличия утвержденных зон санитарной охраны. Ссылаются на Генеральный план МО «Макаровский городской округ», согласно которому на территории г. Макарова источником централизованного водоснабжения являются поверхностные воды реки Макарова и поверхностные воды из водохранилища на ручье Худозава. Из реки Макаровка вода поступает в насосную станцию первого подъёма, далее по напорному трубопроводу вода поступает в водохранилище на ручье Худозава. Водохранилище подпитывается водой из ручья Худозава. Из водохранилища смесь поверхностных вод реки Макаровка и ручья Худозава по двум водоводам поступает на станцию водоподготовки, далее очищенная воды поступает к потребителям.
На территории с. Новое источником централизованного водоснабжения являются подземные воды двух водозаборов: водозабор «Новский», водозабор МБОУ «СОШ с. Новое».
На территории с. Поречье источником централизованного водоснабжения являются подземные воды, оборудованные установкой водоподготовки, расположенной в павильоне над устьем скважины.
На территории с. Восточное источником централизованного водоснабжения являются поверхностные воды реки Ссора. Из реки Ссора вода поступает в насосную станцию первого подъёма, откуда вода поступает в резервуары чистой воды, расположенные на высокой отметке земли. Из резервуаров вода самотеком поступает в сеть водоснабжения к потребителям без очистки.
Проведенной проверкой установлено, что в 2016 году на основании контракта № 0861300007016000201-0212504-04 от 13 декабря 2016 года, заключенного КУМС МО «Макаровский ГО» и ИП Я.М. Теплов-Татаринов, был разработан «Проект зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения для хозяйственного-питьевого водоснабжения г. Макарова Сахалинской области». 14 июня 2018 года филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах, проводившей экспертизу указанного проекта, выдано заключение № 1271 о несоответствии проекта санитарных правилам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения 03 июня 2020 года представлений в адрес мэра МО «Макаровский ГО», а также директора ООО «Водоканал», которые были удовлетворены. Согласно поступившему 21 июля 2020 года в прокуратуру района ответу, в настоящее время прорабатывается вопрос по определению подрядчиков, которые разработают соответствующий проект зон санитарной охраны.
В связи с не устранением выявленных нарушений, 20 августа 2020 года мэр МО «Макаровский ГО» возвращен к рассмотрению представления, однако в письме от 30 августа 2020 года вовсе не приведено каких-либо данных в части разработки зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Макаров.
В целях разработки зон санитарной охраны на источниках водоснабженияс. Восточное и Новое Макаровского района 16 августа 2019 года КУМС МО «Макаровский ГО» с ООО «БиолитЭкоПро» был заключен муниципальный контракт №0861300007019000226. Вместе с тем, дополнительным соглашением от 15 декабря 2019 года названный муниципальный контракт расторгнут без исполнения.
В этой связи, 10 апреля 2020 года в адрес мэра МО «Макаровский ГО», а такжедиректора ООО «Водоканал», директора ООО «Альянс», а также директора МУЛ«Строитель» внесены соответствующие представления, которые удовлетворены.Согласно поступившему 12 мая 2020 года ответу от мэра МО «Макаровский ГО» внастоящее время идет подготовка конкурсной документации на проведениеповторного аукциона на разработку зон санитарной охраны источниковводоснабжения с.Восточное и с.Новое. Аукционная документация будетразмещена до конца мая 2020 года.
В связи с неустранением выявленных нарушений относительной зонсанитарной охраны источников водоснабжения с. Восточное и с. Новое, а такжене приведении каких-либо данных относительно разработки зон санитарнойохраны источника водоснабжения с. Поречье, 20 августа 2020 года мэр МО «Макаровский ГО» возвращен к рассмотрению представления, однако в письме от 31 августа 2020 года сообщено лишь о том, что на разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения в 2021 году будет предусмотрено финансирование вразмере 800 тыс. руб.
Таким образом, прокурор считает, что до настоящего времени проект зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных в г. Макаров, с. Новое, с. Поречье, с. Восточное органом местного самоуправления не разработан, что влечет за собой нарушение прав граждан на здоровье, благоприятную окружающую среду, создаёт потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
08 декабря 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ООО «Альянс», МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ», ООО «Водоканал».
29 декабря 2020 года определением Макаровского районного суда принят заявленный прокурором Макаровского района Сахалинской области отказ от исковых требований к администрации МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области в части возложения обязанности профинансировать мероприятия по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных в г. Макарове, с. Новое, с. Поречье, с. Восточное в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Производство по данному гражданскому делу в указанной части прекращено.
Согласно письменному отзыву ответчика КУМС МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области от 07 декабря 2020 года КУМС МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области возражает против удовлетворения исковых требований прокурора по следующим основаниям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02». Пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта. Согласно пункту 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02, в состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Из подпункта «б» пункта 1.12.1. СанПиН 2.1.4.1110-02, следует, что текстовая часть должна содержать анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24 «О введении в действие Санитарных правил» СанПиН 2.1.4.1074-01». Пунктами 2.2, 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (пункт 2.2). Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 3.1). Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункт 3.2).
В соответствии с пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Таким образом, для разработки и утверждения проекта ЗСО необходимо иметь заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, о соответствии воды из источника водоснабжения требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Согласно письму ООО «Водоканал» от 07 декабря 2020 года № 629 вода из подземного источника централизованного водоснабжения с. Поречье не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, также начисление и взимание платы за холодное водоснабжение с жителей с. Поречье Макаровского района не производится.
В связи с тем, что вода из спорной скважины в с. Поречье Макаровского района не является питьевой, разработать и утвердить проект ЗСО не представляется возможным.
Кроме того, Комитет не согласен со сроком, в течение которого истец требует разработать и предоставить в Министерство экологии Сахалинской области проект зон ЗСО источников водоснабжения. Для получения заключения и согласования проекта зон ЗСО источников водоснабжения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» и Управлении Роспотребнадзора по Сахалинской области, проводится в течение 3-х месяцев. Разработка проекта зон ЗСО без учета согласований может занять от 3-х недель до 6-х месяцев, что подтверждается информацией, размещенной на сайтах компаний, предоставляющих услуги по разработке зон ЗСО: https://\vww.ecogrouponline.conv"vcnvrH/pa3Da6oTKa-3co/; https://ecolusspb.ru/articles/razrabotka_zso/. В этой связи представить в Министерство экологии Сахалинской области разработанный и согласованный проект зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных в г. Макарове, с. Новое, с. Поречье, с. Восточное, возможно не ранее 9-ти месяцев.
Представитель ответчика КУМС МО «Макаровский городской округ», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ООО «Альянс», МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ», Сахалинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании помощник прокурора Макаровского района Сахалинской области Будько С.Н. исковые требования в оставшейся части поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области Ростовцев А.А., действующий на основании доверенности от 21 января 2021 года, исковые требования прокурора Макаровского района Сахалинской области признал частично, дополнительно пояснил, что администрации муниципального образования следует предоставить не шестимесячный срок для разработки проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, а девятимесячный. Кроме того, считает, что в связи с тем, что вода из колодца, расположенного в с. Поречье не является питьевой, то оснований для разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ООО «Водоканал» Стецкова Е.Н., в судебном заседании пояснила, что водозаборная станция, расположенная в с. Поречье не функционирует, в связи с заиливанием, а вода поступает жителям села из колодца, в котором установлен насос. Сам колодец закрывается на ключ, однако по периметру колодец ничем не огорожен и зоны санитарной охраны около него не выделены.
Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичная норма закреплена в п.1 ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
В силу положений ч.1,2,3 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. При этом, в соответствии с п.3 ст. 2.3 Закона «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02". В силу п. 1.4, 1.5, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Согласно п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Таким образом, действующим законодательством РФ предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий путем разработки и утверждения зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны с отображением границ этих земель на градостроительной документации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с Генеральным планом МО «Макаровский городской округ» на территории г. Макарова источником централизованного водоснабжения являются поверхностные воды реки Макарова и поверхностные воды из водохранилища на ручье Худозава.
В с. Новое источником централизованной системы водоснабжения являются подземные воды двух сохраняемых водозаборов: водозабор «Новский», водозабор МБОУ «СОШ с. Новое».
На территории с. Поречье источником централизованной системы водоснабжения являются подземные воды существующего водозабора. Вода после обработки и обеззараживания на существующих ВОС (в павильоне над устьем скважины) подается в водопроводную сеть для хозяйственно-питьевых нужд существующих и планируемых потребителей.
В с. Восточное источником централизованной системы водоснабжения являются подземные воды. Для обеспечения потребителей с. Восточное предлагается ввести в эксплуатацию существующий подземный водозабор, РЧВ, расположенные на площадке водопроводных сооружений за северо-западной границей села. Поверхностный водозабор, НС 1-го подъема подлежат ликвидации после ввода в эксплуатацию подземного водозабора.
Данные объекты водоснабжения находятся в собственности муниципального образования «Макаровский городской округ», что подтверждается выписками из ЕГРП об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, свидетельствами о государственной регистрации права.
На основании постановления администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» № 106 от 18.02.2020 года в муниципальную собственность муниципального образования «Макаровский городской округ» принята насосная станция 1-го подъема, расположенная в г. Макарове по ул. Речной-56-А.
На основании постановления администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» № 29 от 20.01.2020 года в муниципальную собственность муниципального образования «Макаровский городской округ» принята насосная станция 2-го подъема, расположенная в г. Макарове по ул. Индустриальной-2Б.
На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 года, Решения Сахалинского областного совета народных депутатов №4 от 29.06.1991 года, в муниципальную собственность муниципального образования «Макаровский городской округ» принята плотина г. Макарова, расположенная в г. Макарове на ручье Худозава.
На основании постановления администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» № 1012 от 12.12.2017 года в муниципальную собственность муниципального образования «Макаровский городской округ» принята станция обезжелезивания воды в с. Восточное.
На основании постановления администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» № 368 от 19.09.2007 года в муниципальную собственность муниципального образования «Макаровский городской округ» принята эксплуатационная скважина № 862-86Д, расположенная в с. Новое – водозабор «Новский».
На основании постановления администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» № 1033 от 21.12.2016 года в муниципальную собственность муниципального образования «Макаровский городской округ» принята водозаборная станция, расположенная у дома №12 по ул. Школьной в с. Поречье.
На основании ч.1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного кодекса РФ. В силу п. 3 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация водоотведения и водоснабжения населения. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416 от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласование инвестиционных программ. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 416 от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона. В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона N 416 от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п. 4 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона).
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" одним из субъектов несения расходов на мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются органы местного самоуправления. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела, в ходе анализа соблюдения законодательства об охране водных объектов, проведенного прокурором Макаровского района, помимо прочего, установлено отсутствие утвержденных зон санитарной охраны водозаборов с. Новое, с. Восточное, эксплуатируемых ООО «Альянс» и МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» соответственно, а также с. Поречье и г. Макарова, эксплуатируемых ООО «Водоканал».
В связи с выявленными нарушениями, 10 апреля 2020 года прокурором направлено представление в адрес мэра МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области, ООО «Водоканал», МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ», ООО «Альянс» с требованием (с учетом дополнения от 16 апреля 2020 года) в месячный срок принять действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений федерального законодательства в сфере охраны подземных вод и иных водных объектов, обеспечения санитарной безопасности подаваемой потребителям холодной воды на территории муниципального образования «Макаровский городской округ», а именно населенных пунктов с. Новое, с. Восточное, с. Поречье. г. Макаров.
02 мая 2020 года мэром муниципального образования «Макаровский городской округ» Красковским А.В. направлено в прокуратуру Макаровского района письмо, в котором сообщается о том, что в с. Новое услуги по водоснабжению осуществляет ООО «Альянс», в селе используются два подземных источника водоснабжения. В с. Восточном услуги по водоснабжению осуществляет МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ». Зоны санитарной охраны в с. Новое и с Восточное на источниках водоснабжения отсутствуют. В 2019 году был заключен муниципальный контракт № 0861300007019000226 на разработку проектов зон санитарной охраны по водозаборам села Восточное на реке Ссора и села Новое. Однако, в декабре 2019 года данный контракт был расторгнут в связи с недобросовестным исполнением работ со стороны подрядной организации. В настоящее время идет подготовка конкурсной документации на проведение повторного аукциона на разработку зон санитарной охраны источников водоснабжения в с. Восточное и с Новое, аукционная документация будет размещена до конца мая 2020 года.
20 августа 2020 года прокурором в адрес мэра МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области направлен запрос с просьбой сообщить о фактическом устранении нарушений, указанных в представлении от 10 апреля 2020 года, в том числе в отношении зон санитарной охраны источников водоснабжения г.Макарова, с.Новое, с.Восточное, а также о ремонте и эксплуатации установки водоподготовки, расположенной в павильоне над устьем скважины в с.Поречье. Согласно ответу мэра МО «Макаровский городской округ» от 28 августа 2020 года, даны пояснения аналогичные пояснениям, содержащимся в письме от 02 мая 2020 года, дополнено, что на разработку проектов ЗСО в местном бюджете на 2020 год запланировано 800000 рублей. С целью проведения ремонтных работ системы водоснабжения в с. Поречье достигнуты договоренности со специализированной организацией в соответствии с которыми до 01 ноября 2020 года будут проведены профилактические мероприятия по очистке (при необходимости замены) фильтров.
Согласно сообщению ООО «Водоканал» от 12 мая 2020 года на представление прокурора от 10 апреля 2020 года, с учетом дополнения от 16 апреля 2020 года, в пользование ООО «Водоканал» находится водозаборы расположенные в г. Макарове и в с. Поречье. В настоящее время водозаборная станция, расположенная в с. Поречье не функционирует в связи с технической поломкой, которую ООО «Водоканал» не имеет возможности устранить самостоятельно в виду того, что на предприятии отсутствуют технические специалисты для обслуживания и ремонта данного сооружения. Руководством рассматривается вопрос о заключении договора на сервисное обслуживание данного сооружения со специализированной организацией. Проектирование зон санитарной охраны источников водоснабжения не входит в компетенцию ООО «Водоканал».
Из сообщений МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ» и ООО «Альянс» на представление прокурора от 10 апреля 2020 года следует, что установление зон санитарной охраны водозабора разрабатываются собственником имущества – КУМС МО «Макаровский городской округ». Администрацией МО «Макаровский городской округ» ведется работа по разработке проекта зон санитарной охраны, а также принимаются меры по подготовке муниципального контракта и согласования с подрядной организацией сроков возведения ЗСО, планируемая дата выполнения работ декабрь 2020 года.
08 июня 2020 года прокурором направлено представление в адрес мэра МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области и ООО «Водоканал» в месячный срок принять действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений федерального законодательства, выразившихся в непринятии исчерпывающих мер к обеспечению безопасности питьевой воды, подаваемой в централизованную систему водоснабжения г. Макарова. Согласно ответу мэра МО «Макаровский городской округ» от 15 июля 2020 года, в настоящее время прорабатывается вопрос по определению подрядчиков, которые разработают (приведут в соответствие) проекты зон санитарной охраны, на разработку которых в 2020 году предусмотрено 800000 рублей местного бюджета. Согласно сообщению ООО «Водоканал» от 03 июля 2020 года на представление прокурора от 08 июля 2020 года, до настоящего времени ООО «Водоканал» не имеет санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения г. Макаров. Проектом зон санитарной охраны используемых поверхностных объектов занимается администрация МО «Макаровский городской округ», так как данные объекты являются муниципальной собственностью.
20 августа 2020 года прокурором в адрес мэра МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области направлен запрос с просьбой сообщить о фактическом устранении нарушений, указанных в представлении от 08 июня 2020 года, в том числе в отношении зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Макарова. 28 августа 2020 года мэром МО «Макаровский городской округ» представлен ответ на запрос прокурора, который не содержит сведений в отношении зон санитарной охраны.
Из материалов дела следует, что факт эксплуатации вышеуказанных источников водоснабжения ответчиками и третьими лицами по делу не оспаривался, при этом в нарушение действующего законодательства, проекты зон санитарной охраны указанных объектов водоснабжения не разработаны, доказательств, подтверждающих наличие таких проектов – не представлено.
Исходя из приведенных правовых норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны действующих источников водоснабжения на территории муниципального образования «Макаровский городской округ», а также выполнение обязательств по обеспечению условий для осуществления ресурсоснабжающими организациями ООО «Водоканал», МУП «Глена» МО «Макаровский городской округ», ООО «Альянс» своей деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения населения муниципального образования «Макаровский городской округ», лежит на органе местного самоуправления, как собственнике данных объектов, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Согласно ст. 38 Устава муниципального образования «Макаровский городской округ» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области. В соответствии с п. 25.3 ч. 1 ст. 39 Устава муниципального образования «Макаровский городской округ» администрация городского округа организует в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в п 36 ч. 1 ст. 2 Положения об администрации МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области, утв. решением Собрания муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области № 48 от 25 мая 2016 года (в ред. 28.11.2019 № 97).
Статьей 43, 44 Устава муниципального образования «Макаровский городской округ» определено, что КУМС МО «Макаровский городской округ Сахалинской области относится к иным органам местного самоуправления городского округа, является исполнительным органом местного самоуправления городского округа и осуществляет полномочия от имени городского округа в части распоряжения имуществом, в том числе водными объектами, находящимися в муниципальной собственности городского округа, в порядке, установленном настоящим Уставом. КУМС МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области входит в структуру иных органов местного самоуправления муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области, осуществляет от имени муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области полномочия при решении вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области, а также земельными участками, находящимися в муниципальной и государственной не разграниченной собственности. От имени городского округа распоряжается имуществом, в том числе водными объектами, находящимися в муниципальной собственности городского округа (ч.2 ст.1, п.1 ч.2 ст.3 Положения о КУМС МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области, утв. решением Собрания муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области № 74 от 13 августа 2018 года (в ред. 28.11.2019 № 98).
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что объекты водоснабжения находятся в собственности муниципального образования «Макаровский городской округ», суд приходит к выводу, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения лежит на КУМС МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области и администрации муниципального образования «Макаровский городской округ». Именно данные ответчики, как органы местного самоуправления осуществляют полномочия собственника в отношении них.
Суд учитывает, что разработка проектов зон санитарной охраны объектов водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Макаровский городской округ» и расположенных на территории Макаровского района Сахалинской области, направлена на санитарную охрану от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории, на которых они расположены. Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего искового заявления ответчиками не предоставлено доказательств проведения мероприятий по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и утверждения границ зон санитарной охраны.
Таким образом, разрешая заявленный спор по существу, суд приходит к выводу, что обязанность установить зоны санитарной охраны при любом использовании источника водоснабжения, разработав соответствующий проект, ответчиками КУМС МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области и администрацией МО «Макаровский городской округ» Сахалинской области не исполнена, при этом отсутствие на участке недр на территории г. Макарова, с. Новое, с. Поречье, с. Восточное проекта зоны санитарной охраны наличествующих водозаборов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, в связи с чем исковые требования прокурора Макаровского района Сахалинской области с учетом их уточнения, подлежат удовлетворению.
Суд не принимает во внимание довод КУМС МО «Макаровский городской округ» о том, что вода из спорной скважины в с. Поречье Макаровского района не является питьевой, в связи с чем разработать и утвердить проект ЗСО не представляется возможным, в силу следующего. Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". Так, в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Согласно п. 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ введены в действие санитарные правила "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года, с 1 марта 2003 г. В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам.
Из сообщения ООО «Водоканал» от 07 декабря 2020 года, адресованному мэру МО «Макаровский городской округ», следует, что в с. Поречье Макаровского района вода из подземного источника централизованного водоснабжения не соответствует требованиям п. 35. СанПиН 2.14.4.1074-1 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-химическим показателям. Начисление и взимание платы за холодное водоснабжение и водоотведение с жителей с. Поречье Макаровского района не производится. Вместе с тем, согласно информации ООО «Водоканал» от 12 января 2021 года № 5 представленной суду, в 2015 году в с. Поречье была запущена насосная станция, на которой были расположены 2 скважины для подачи питьевой воды в школу, населению, детский сад. Однако, при проведении лабораторных исследований, выяснилось, что вода подземного источника (скважины) не соответствует требованиям п. 3.5 СанПиН 1074-1 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем водоснабжения по санитарно-химическим показателям», то есть не является питьевой. В июле 2019 года работа насосной станции была приостановлена в связи с заиливанием скважины. К одному из колодцев, расположенных в с. Поречье, был подключен погружной насос для временной подачи питьевой воды в жилые дома. В настоящее время вода в жилые дома, школу, детский сад и дом культуры поступает с водопроводного колодца, ежеквартально производится отбор проб воды. Плата за потребляемую воду жителям с. Поречье не начисляется, поскольку нет разрешительных документов на водопользование данным объектом (колодцем) для централизованного водоснабжения.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом испытательного лабораторного центра филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах от 22 октября 2020 года № 3765, экспертным заключением от 03 ноября 2020 года № 1660, согласно выводам которой установлено, что исследованные образцы проб воды питьевой, отобранные из колодца ООО «Водоканал» (694140, Сахалинская область, Макаровский район, с. Поречье, соответствуют Сан-ПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» и ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», по микробиологическим и санитарно-химическим показателям.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт водо-обеспечения жителей с. Поречье Макаровского района питьевой водой при помощи подземного источника водоснабжения (колодца), расположенного на территории с. Поречье, при этом образцы проб воды питьевой, отобранные из колодца ООО «Водоканал», соответствуют требованиям Сан-ПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» и ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
Сведения о том, что ранее был разработан «Проект зоны санитарной охраны поверхностных источников водоснабжения для хозяйственного-питьевого водоснабжения г. Макарова Сахалинской области», однако, указанный проект не был согласован филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах, не имеет какого-либо значения для дела, поскольку не является доказательством соблюдения ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 3.9.1.7 Положения о министерстве экологии Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 13 марта 2020 года N 106, к полномочиям Министерства экологии Сахалинской области относится установление, изменение, прекращение существование зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, суд полагает необходимым обязать ответчика предоставить разработанный проект зон санитарной охраны водозабора в указанный государственный орган Сахалинской области. При этом в силу п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, в том числе принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. В свою очередь, внесение указанных сведений Единый государственный реестр недвижимости направлено, в том числе на недопущение нарушения режима использования земель и земельных участков в границах зон с особыми условиями использования территорий, прав землепользователей и иных заинтересованных лиц, а также обеспечение достоверности данных, содержащихся на официальном сайте федеральной информационной системы.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Пунктом 6 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (утвержден Приказа Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года № 224) установлен срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица, который определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев. В соответствии с п. 16 Административного регламента федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утвержден Приказом Роспотребнадзора от 18 июля 2012 года № 775) рассмотрение Роспотребнадзором (его территориальным органом) представленных заявителем документов для предоставления санитарно-эпидемиологического заключения осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня получения заявления о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения.
Определяя срок выполнения ответчиком действий по проведению выше приведенных мероприятий, суд учитывает характер спора и временные нормативы исполнения тех или иных видов работ, установленные действующим законодательством, и приходит к выводу, что разумным и достаточным сроком для исполнения решения суда будет являться срок указанный истцом - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ссылка представителя ответчика на невозможность исполнения решения ввиду ограниченного срока в настоящее время носит предположительный характер, и при наличии объективных причин, затрудняющих исполнение судебного акта, в будущем ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Макаровского района Сахалинской области удовлетворить в полном объеме.
Возложить на Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области и администрацию муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области обязанность разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, расположенных в г.Макарове, с. Новое, с. Поречье, с. Восточное и предоставить их в Министерство экологии Сахалинской области, в течении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Макаровский районный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Ю.В. Курило
Мотивированное решение составлено 05 февраля 2021 г.
Судья: Ю.В. Курило