Дело №2-332(1)/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2012 года р.п.Базарный Карабулак
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Левошиной О.Н.,
при секретаре Голыдьбиной М. В.,
с участием заместителя прокурора Базарно-Карабулакского района Аветисян Т.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Базарно-Карабулакского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Липовского муниципального образования о понуждении органа местного самоуправления к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Заместитель прокурора Базарно-Карабулакского района Аветисян Т.Р. обратился в Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц о понуждении администрации Липовского муниципального образования ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в 70 метрах севернее санкционированной свалки села Липовка Базарно-Карабулакского района и в опочном карьере слева от автомобильной дороги в 2,5 км севернее с.Арбузовка Базарно-Карабулакского района. Свои требования он обосновывает тем, что Базарно-Карабулакской районной прокуратурой проведена проверка исполнения возложенных на органы местного самоуправления обязанностей, в части организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов и мусора.
Проверкой было установлено, что в с.Липовка, Базарно-Карабулакского района, Саратовской области, не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизация бытовых отходов не ведется. По состоянию на 29 мая 2012 года несанкционированная свалка твердых бытовых отходов примерным объёмом 5м? находится в 70 метрах севернее санкционированной свалки села Липовка Базарно-Карабулакского района и несанкционированная свалка твердых бытовых отходов примерным объёмом 3м? находится опочном карьере слева от автомобильной дороги в 2,5 км севернее с.Арбузовка Базарно-Карабулакского района.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на размещение на данных земельных участках бытовых отходов отсутствует, складирование ТБО ведется беспорядочно, специальная программа производственного контроля для полигона ТБО отсутствует. Содержание свалки твердых бытовых отходов не отвечает требованиям СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», что является нарушением ФЗ №52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие в населенном пункте.
В судебном заседании заместитель прокурора Базарно-Карабулакского района Аветисян Т.Р. поддержал требования, просил иски удовлетворить, и просит обязать администрацию Липовского муниципального образования ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в 70 м метрах севернее санкционированной свалки села Липовка Базарно-Карабулакского района и в опочном карьере слева от автомобильной дороги в 2,5 км севернее с.Арбузовка Базарно-Карабулакского района.
Глава администрации Липовского муниципального образования Докторов В.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями согласен. В 70 м метрах севернее санкционированной свалки села Липовка Базарно-Карабулакского района и в опочном карьере слева от автомобильной дороги в 2,5 км севернее с.Арбузовка Базарно-Карабулакского района находятся несанкционированные свалки.
Суд выслушав стороны, исследовав материалы дела полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.68 Федерального Закона №45-ФЗ от 09 мая 2005 года «Об охране окружающей среды» муниципальный контроль в области охраны окружающей среды является одним из видов экологического контроля, в который входит комплекс мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, связанных с проверкой выполнения всеми природопользователями, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования, требований законодательств в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. На территории муниципального образования организацию деятельности по охране окружающей среды осуществляют органы местного самоуправления.
В силу ст.58 Федерального Закона №45-ФЗ от 09 мая 2005 года «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления размещаются за пределами жилой зоны на специально оборудованных объектах (полигонах), предназначенных для изоляции и обезвреживанию твердых бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно- эпидемиологическую безопасность населения. Запрещается сброс отходов на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципальных образований является обязанностью муниципальных образований.
В соответствии с п.9 ст.15 вышеуказанного Закона к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года №16: полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживанию ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
В судебном заседании установлено, что на момент проверки на землях Липовского муниципального образования имелись несанкционированные свалки твердых бытовых отходов: примерным объёмом 5м? в 70 м метрах севернее санкционированной свалки села Липовка Базарно-Карабулакского района и примерным объёмом 3м? в опочном карьере слева от автомобильной дороги в 2,5 км севернее с.Арбузовка Базарно-Карабулакского района.
Установленные проверкой нарушения зафиксированы в приложении к письму №01-11/1-992 администрации Базарно-Карабулакского муниципального района от 29.05.2012 года
Указанные бездействия администрации Липовского муниципального образования являются противоправными, поскольку противоречат п.18 ст. 14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» так как к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Учитывая, что несанкционированные свалки находятся в границах Липовского муниципального образования, то обязанность по их ликвидации и организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора возлагается на администрацию Липовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района.
В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать то обстоятельство, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Глава администрации Липовского муниципального образования не представил доказательств, что на территории муниципального образования отсутствуют несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, поэтому суд считает требование заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Определить количество граждан, которым создаётся угроза распространения инфекционных заболеваний и отравлений невозможно.
Таким образом, бездействия администрации Липовского муниципального образования по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов являются незаконными, нарушает права неопределенного круга лиц, поэтому их действия являются противоправными, а требование заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Липовского муниципального образования ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в 70 метрах севернее санкционированной свалки села Липовка Базарно-Карабулакского района и в опочном карьере слева от автомобильной дороги в 2,5 км севернее с.Арбузовка Базарно-Карабулакского района.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда в месячный срок с подачей апелляционной жалобы через Базарно-Карабулакский районный суд.
Председательствующий О.Н.Левошина