РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 декабря 2011 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – председателя суда Бамматова Р.Р., при секретаре – Зубаирове Р.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению капитана Белова Виктора Викторовича об оспаривании действий руководителя федерального бюджетного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Дагестан», связанных с невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по воинской должности с учётом его повышения на 50 процентов и полевых (суточных) в 3-х кратном размере установленной нормы,
УСТАНОВИЛ:
Белов обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия руководителя федерального бюджетного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Дагестан» (далее - ОФО МО РФ по РД), связанные с невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по воинской должности с учётом его повышения на 50 процентов и полевых (суточных) в 3-х кратном размере установленной нормы.
Свои требования заявитель мотивирует фактом непосредственного участия проведении контртеррористической операции (далее - КТО) на территории Республики Дагестан и ссылается на соответствующий приказ командира войсковой части 25908, утвержденный начальником Управления ФСБ России по Республике Дагестан – руководителем КТО.
Извещенные о времени и месте судебного заседания заявитель Белов и руководитель ОФО МО РФ по РД в суд не явились, обратившись с заявлениями с просьбой рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
В своих письменных возражениях должностное лицо просило отказать в удовлетворении требований Белова сославшись на приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2010 года №10 (далее - Приказ) и мотивировало свой отказ тем, что приказ командира воинской части о непосредственном участии заявителя в КТО утвержден начальником Управления ФСБ России по Республике Дагестан, в то время как вытекает из Приказа, право на получение требуемых заявителем выплат возникает лишь у военнослужащих, приказ об участии в КТО в отношении которых утвержден руководителем Федерального оперативного штаба.
В обосновании своей позиции врид руководителя ОФО МО РФ по РД Цыбулько также указал, что нет ни одного документа, определяющего вхождение войсковой части 25908 в состав специальных сил и привлечения ее для выполнения КТО на территории Северо-Кавказского региона России.
Он также обратил внимание суда на то, что Перечень воинских частей, подразделений, привлекаемых к участию в КТО и обеспечению правопорядка и общественной безопасности в составе состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению КТО на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, определяется начальником Генерального штаба Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявление Белова подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В суде установлено, что Белов, проходящий военную службу по контракту в войсковой части 25908, в составе указанной воинской части, в период с 6 по 29 августа 2011 года, с 22 по 26 октября и с 8 по 15 ноября 2011 года непосредственно участвовал в проведении КТО на территории Республики Дагестан.
Данное обстоятельство подтверждается утвержденными начальником Управления ФСБ России по Республике Дагестан – руководителем КТО выписками из приказов командира войсковой части 25908 от 29 августа 2011 года №46 о непосредственном участии заявителя в КТО в период с 6 по 29 августа 2011 года и от 16 ноября 2011 года №110 о непосредственном участии Белова в КТО в период с 22 по 26 октября и с 8 по 15 ноября того же года.
Как следует из выписок из боевых распоряжений руководителя КТО - начальника Управления ФСБ России по Республике Дагестан от 6 августа 2011 года №188-бр, от 22 октября 2011 года № 330-бр и от 4 ноября 2011 года №364-бр с 6 августа указанного года в границах административных делений Ботхлихского, Цумадинского и Цунтинского районов Республики Дагестан с 12 часов 6 августа 2011 года до особого распоряжения введен режим КТО.
Из указанных документов также вытекает, что для участия в КТО привлечен 1327 Ц (ПРПи ПСиН).
Согласно справке командира войсковой части 25908 от 8 декабря 2011 года № 251/2 действительное наименование указанной воинской части – 1327 центр (применения разведывательных подразделений и подразделений специального назначения), с пунктом постоянной дислокации н.п. Ботлих Республики Дагестан.
Как усматривается из сообщения врио военного прокурора Махачкалинского гарнизона от 9 декабря 2011 года №4159 по результатам прокурорской проверки установлено, что распоряжениями руководителя оперативного штаба в Республике Дагестан – начальника Управления ФСБ России по Республике Дагестан от 6 августа 2011 года №188-бр, от 22 октября 2011 года № 330-бр и от 4 ноября 2011 года №364-бр территории Цумадинского, Цунтинского и Ботлихского районов Республики Дагестан объявлялись зонами КТО, для проведения которых привлекались подразделения Минобороны, МВД и ФСБ России, в том числе, личный состав войсковой части 25908.
Там же указано, что войсковая часть 25908 в состав специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, определяемых руководителем Федерального оперативного штаба, а также в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению КТО на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, не входит.
Из сообщения военного прокурора также усматривается, что к проведению КТО, объявленных 6 августа, 22 октября и 2 ноября 2011 года в Цумадинском, Цунтинском и Ботхлихском районах Республики Дагестан личный состав войсковой части 25908 был привлечен руководителем регионального КТО после согласования с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с его полномочиями, предусмотренными положениями ст. 13 Федерального закона «О противодействии терроризму» (далее - Закон).
Как усматривается из сообщений начальника Генерального штаба исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ указанное должностное лицо разрешило использование 1327 Ц (ПРПи ПСиН) в КТО, проводимых в августе, октябре и ноябре месяцах 2011 года.
Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. «а» п.1, п.1.1 и п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 (далее - Постановление) и п.п. «а» п. 1 и п.п. «а» п.2 Приказа военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы) проходящим военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, состав которых определяется руководителем Федерального оперативного штаба, а также военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению КТО на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки), выплачиваются:
оклады по штатной должности (воинской должности) и по специальному (воинскому) званию с повышением на 50 процентов;
ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет исходя из повышенных в соответствии с Постановлением окладов денежного содержания;
ежемесячная надбавка за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по штатной должности (воинской должности) с учетом повышения, предусмотренного Постановлением;
полевые (суточные) в 3-кратном размере установленной нормы.
Согласно п.п. «г» п. 1 и п.2 Постановления названные дополнительные выплаты также предусмотрены военнослужащим участвующим в КТО и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с «а» п. 1 и п.п. «а» п.2 Приказа на вышеуказанные выплаты имеет право военнослужащие, участвующие в КТО и обеспечивающие правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, подразделений и групп - со дня начала и по день окончания выполнения указанных задач.
В соответствии с примечанием к Приказу Перечень воинских частей, подразделений и групп, привлекаемых к участию в КТО и обеспечению правопорядка и общественной безопасности в составе сил Объединенной группировки на административной границе с Чеченской Республикой, определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Перечень).
Как следует из п. 17 Приказа периоды прохождения военной службы (выполнения задач) военнослужащими, указанными в пункте 1 и 16 Приказа, а также время фактического участия в КТО в составе специальных сил оформляются приказами командиров воинских частей.
Анализируя вышеуказанные нормативные правовые акты, суд приходит к выводу, что ими предусмотрено право на получение вышеуказанных дополнительных выплат лишь военнослужащими, проходящими военную службу в воинских частях, входящих в состав специальных сил, либо в состав сил Объединенной группировки или включенных в Перечень и привлекаемых к участию КТО в составе названной группировки.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как следует из ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд и на вознаграждение за труд.
Военнослужащие же, как это следует из статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», реализуют это право посредством прохождения ими военной службы.
Согласно части 9 ст.13 указанного федерального закона кроме предусмотренных им выплат, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объёма и важности выполняемых ими задач.
Как усматривается из преамбулы к Постановлению, указанный нормативно-правовой акт издан в целях упорядочения мер социальной защиты военнослужащих ….…, участвующих в КТО и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Как следует из п.п. «в» п. 3 Приказа вышеуказанной категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в КТО засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия военнослужащих в КТО определяются на основании приказов командиров воинских частей и подразделений, привлекаемых к проведению КТО, в которых указаны даты или периоды участия военнослужащих в КТО и которые утверждены руководителем КТО.
Отсюда следует, что Постановление издано в целях вознаграждения лиц, выполняющих сложные и важные задачи, отличные от выполняемых иной категорией военнослужащих.
В этой связи, указанными нормативно-правовыми актами определены задачи (участие в КТО) и условия прохождения военной службы (вхождение воинской части в состав специальных сил, сил Объединенной группировки и Перечня), а также предусмотрены различные виды гарантий и компенсаций, на которые военнослужащие, выполняющие названные задачи и проходящие военную службу в упомянутых условиях, могут претендовать.
В судебном заседании установлено, что в оспариваемый заявителем период он, проходящий военную службы в воинской части, не включенной в состав специальных сил, сил Объединенной группировки и Перечень, непосредственно привлекался к участию в КТО.
Таким образом, суд установил, что Постановление, призванное упорядочить предоставление дополнительных гарантий и компенсаций лицам, участвующем в КТО, не охватывает всех категорий военнослужащих, непосредственно участвующих в КТО.
К таковым, по мнению суда, относятся военнослужащие, не входящие в состав упомянутых сил и Перечня, но непосредственно участвующие в проведении КТО.
Суд учитывает, что привлечение Белова к участию в КТО осуществлено ее руководителем в соответствии с предоставленными ему Законом правами, а также то, что Генеральный штаб, уполномоченный Министром обороны Российской Федерации определять состав воинских частей, включенных в Перечень, разрешил привлечение личного состава войсковой части 25908 к участию в КТО.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 ГПК Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Применяя аналогию закона, суд исходит из того, что военнослужащие, выполняющие аналогичные задачи в том же регионе, но не включенные в состав специальных сил, сил Объединенной группировки и Перечень, имеют такие же права, что и военнослужащие включенные в названные силы (Перечень).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что за период непосредственного участия в КТО заявитель, как это вытекает из смысла вышеуказанных нормативно-правовых актов и аналогии закона, имеет право на гарантии и компенсации, в том числе и дополнительные выплаты, в объеме, аналогичном военнослужащим, выполняющим такие же задачи, но проходящим военную службу в воинских частях, включенных в состав специальных сил, сил Объединенной группировки или Перечень.
На этих основаниях суд отклоняет довод врид руководителя ОФО МО РФ по РД Цыбулько о том, что обязательным условием для получения требуемых заявителем выплат является вхождение воинской части в состав специальных сил, сил Объединенной группировки или в Перечень, поскольку военнослужащие, проходящие военную службу в одном и том же ведомстве, выполняющие идентичные задачи в аналогичных условиях, имеют право на равное вознаграждение за труд.
Суд также критически оценивает утверждение должностного лица о том, что право на получение оспариваемых выплат заявитель имеет лишь в случае, если приказ об участии его в КТО утвердит руководитель Федерального оперативного штаба, поскольку последний утверждает лишь состав специальных сил.
Принимая решение по данному делу, суд учитывает, что в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 20 сентября 2010 года № 1144 и от 23 сентября 2010 года №1266 с 1 января текущего года финансовое обеспечение воинских частей (в том числе и войсковой части 25908) возложено на территориальные федеральные бюджетные учреждения – Управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации. В связи с чем, 1 января 2011 года военнослужащие войсковой части 25908 поставлены на денежное довольствие в ОФО МО РФ по РД.
В соответствии со ст. 256 ГПК Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Сопоставляя дату обращения заявителя в суд – 7 декабря 2011 года с датой утверждения приказа командира воинской части – 29 августа 2011 года, суд, несмотря на то, что трехмесячный срок истекает 29 ноября 2011 года, исходя из факта нахождения на финансовом обеспечении воинской части 25908 в ОФО МО РФ по РД, т.е. в ином учреждении, приходит к выводу, что срок обращения в суд, предусмотренный ст. 256 ГПК Российской Федерации заявителем не пропущен, а действия должностного лица носят длящийся характер.
По мнению суда, решение руководителя ОФО МО РФ по РД об отказе в производстве оспариваемых Беловым выплат, не могло быть ему известно в день издания приказа, так как утверждение приказа руководителем КТО, пересылки его копии в ОФО МО РФ по РД, находящемся в другом населенном пункте, принятие решения руководителем финансового органа, и сообщение об этом заявителю, потребует большего времени.
При этом, признавая действия руководителя ОФО МО РФ по РД носящими длящийся характер, суд также основывается на положениях ст. 249 ГПК Российской Федерации об обязанности должностного лица доказать законность оспариваемых действий. К этим обстоятельствам, по мнению суда, относится и обязанность должностного лица доказать пропуск заявителем трехмесячных сроков на обжалование в суд его действий.
Между тем, руководитель ОФО МО РФ по РД не сообщил суду о дате отказа заявителю в производстве требуемых им выплат и не доказал пропуск последним трехмесячного срока.
Потому суд признаёт заявление Белова об оспаривании действий руководителя ОФО МО РФ по РД, связанных с невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по воинской должности с учётом его повышения на 50 процентов и полевых (суточных) в 3-х кратном размере установленной нормы за период военной службы с 6 по 29 августа 2011 года, с 22 по 26 октября и с 8 по 15 ноября 2011 года обоснованным и полагает необходимым его удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Белова Виктора Викторовича удовлетворить.
Признать незаконными действия руководителя федерального бюджетного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Дагестан», связанные с невыплатой ежемесячной Белову В.В. надбавки за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по воинской должности с учётом его повышения на 50 процентов и полевых (суточных) денег в 3-х кратном размере установленной нормы.
Обязать руководителя федерального бюджетного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Дагестан» выплатить Белову Виктору Викторовичу ежемесячную надбавку за особые условия службы в размере 100 процентов оклада по воинской должности с учётом его повышения на 50 процентов и полевые (суточные) деньги в 3-х кратном размере установленной нормы, за период его военной службы с 6 по 29 августа 2011 года, с 22 по 26 октября и с 8 по 15 ноября 2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо - Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Подлинное за надлежащей подписью.
Копия верна:
Председательствующий по делу Р.Р. Бамматов
Секретарь судебного заседания Р.А. Зубаиров