Решение по делу № 2-2030/2017 от 23.08.2017

2-2030/2017

решение

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2017 года г. Межгорье

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Р.Р.

при секретаре Ишимовой Л.Г.,

с участием прокурора Довбня Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора ЗАТО г. Межгорье в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №1» ГО ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан об обязании МАДОУ «Детский сад №1» ГО ЗАТО г. Межгорье привести 3 индивидуальные прогулочные площадки на территории данного учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства, оборудовав их 3 необходимыми теневыми навесами, соответствующими по характеристикам требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, а Администрации ГОЗАТО г. Межгорье обеспечить финансирование указанных мероприятий,

установил:

Прокурор ЗАТО г. Межгорье в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Белорецкий межрайонный суд РБ с исковым заявлением к Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №1» ГО ЗАТО г. Межгорье РБ об обязании МАДОУ «Детский сад №1» ГО ЗАТО г. Межгорье привести 3 индивидуальные прогулочные площадки на территории данного учреждения в соответствии с требованиями действующего законодательства, оборудовав их 3 необходимыми теневыми навесами, соответствующими по характеристикам требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, а Администрации ГОЗАТО г. Межгорье обеспечить финансирование указанных мероприятий, а Администрации ГОЗАТО г. Межгорье обеспечить финансирование указанных мероприятий.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой ЗАТО г.Межгорье в рамках проведения плановой проверки исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законодательства, направленного на защиту детей, находящихся в социально опасном положении, а также на предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, проведена проверка соответствия малых архитектурных форм в детских дошкольных образовательных учреждениях установленным требованиям безопасности.

Проведенной проверкой установлено, что в МАДОУ «Детский сад № 1» ГО ЗАТО г. Межгорье РБ, расположенном по адресу: ..., функционирует 6 детских групп, в каждой из которых более 15 воспитанников. На игровой территории детского учреждения для прогулок детей имеется 6 индивидуальных групповых площадок, 3 из которых имеют теневые навесы для защиты детей от осадков и солнца. Фактически для прогулок 6 групп детей используется только 3 групповых площадки, оборудованных теневыми навесами для защиты детей от осадков и солнца. 3 группы из 6 не имеют индивидуальных групповых площадок для прогулок оборудованных теневыми навесами и в случае возникновения неблагоприятных погодных условий (ветра, осадков) исключена возможность использования индивидуальных групповых площадок других групп, имеющих теневые навесы для защиты от солнца и осадков с соблюдением принципа групповой изоляции, сборно-разборные навесы, допускаемые для установке на прогулочной площадке в жаркое время года, в детском учреждении отсутствуют. Изложенное свидетельствует о нарушении требований законодательства об образовании и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения дошкольным образовательным учреждением, о необходимости оборудования прогулочных площадок теневыми навесами. Как установлено в ходе проверки, 3 из 6 имеющихся прогулочных площадки не оборудованы теневыми навесами вследствие отсутствия у дошкольного образовательного учреждения необходимых для этого денежных средств. О сложившейся ситуации ранее информировался представитель учредителя образовательного учреждения - Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан.

В 2016 году при проведении плановой выездной проверки территориальным отделом Межрегионального управления № 20 ФМБА России в отношении МАДОУ Д/С № 1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан было выявлено аналогичное нарушение (акт от .... №...). По результатам проверки было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 6.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица, вынесено постановление по делу о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Также, по окончании проверки юридическому лицу МАДОУ Д/С № 1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан в соответствии с абз.2 п.2 ст.50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 28.04.2016г. №... со сроком исполнения 25.09.2017г., в том числе, оборудовании на территории учреждения трех недостающих теневых навесов на групповых площадках трех групп (двух - для детей младенческого и раннего возраста и одной - для детей дошкольного возраста: подготовительной группы). Также, в ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с частью 7 статьи 26.1. Кодекса Российской Федерации выяснялись причины и условия совершения административного правонарушения. Оценив имеющие в материалах проверки доказательства и объяснение законного представителя юридического лица МАДОУ Д/С № 1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, заведующего Щелоковой С.Н., было установлено, что одной из основных причин, способствовавших совершению административного правонарушения, является недостаточное финансирование Учреждения. В соответствии с ч.1. ст.29.13. Кодекса Российской Федерации Отделу образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан было внесено Представление № 1 от 17.05.2016г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Отделом образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан по результатам рассмотрения вышеуказанного представления был утвержден план мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 09.06.2016г., в том числе мероприятие по установке недостающих теневых навесов в срок до 01.06.2017г., о чем в соответствии с ч.2. ст.29.13. Кодекса Российской Федерации была направлена информация в адрес территориального отдела Межрегионального управления №... ФМБА России (исх. №... от ...).

Вместе с тем, до настоящего времени, вопреки срокам, установленным Отделу образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, 3 прогулочных площадки из 6 на территории Детского сада № 1 не оборудованы теневыми навесами, что является нарушением действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе СанПиН 2.4.1.3049-13.

Деятельность МАДОУ «Детский сад № 1» ГО ЗАТО г.Межгорье РБ финансируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одним из источников финансирования являются субсидии из бюджета ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан на выполнение муниципального задания и иные цели.

Нормами федерального законодательства и Устава полномочия в сфере образования не отнесены к компетенции других органов местного самоуправления. Следовательно, обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (и иные в указанной сфере) лежит на Администрации ЗАТО г.Межгорье.

Средства в сумме 300 тыс.руб., выделенные бюджету ЗАТО г.Межгорье в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 10.07.2017 № 656-р, постановлением Администрации ЗАТО г.Межгорье от 14.07.2017 № 1143 «О направлении средств, поступивших из республиканского бюджета, на софинансирование мероприятий по обращениям избирателей, адресованным членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Башкортостан, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным в Республике Башкортостан, в ходе осуществления ими депутатской деятельности» направлены Отделу образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан для предоставления субсидии подведомственному муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 1» ГО ЗАТО г.Межгорье РБ для приобретения и установки теневого навеса на прогулочной площадке. По состоянию на ... денежные средства из республиканского бюджета в бюджет ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан не перечислены.

В соответствии с ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения муниципальных образований, каковым является городской округ ЗАТО Межгорье, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В связи с чем просит обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан привести 3 индивидуальные прогулочные площадки на территории данного учреждения, по адресу: ..., ..., ..., ..., в соответствие с требованиями действующего законодательства, оборудовав их 3 необходимыми теневыми навесами, соответствующими по характеристикам требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 26, которым утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13, а Администрацию ГО ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан — обеспечить финансирование указанных мероприятий.

В судебном заседании прокурор Довбня Э.И. поддержал исковые требования по доводам изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье РБ Кокушкина Н.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что для решения вопросов местного значения и осуществление управление в сфере образования, культуры, молодежной политики и спорта на территории ЗАТО Межгорье РБ решением Совета ЗАТО Межгорье от 16 декабря 2011 № 32-6 создан Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ГО ЗАТО г.Межгорье РБ, который в силу утвержденного положения Отдел является казенным муниципальным учреждением с правами юридического лица и осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств городского бюджета с наделением полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Учредителем и собственником МАДОУ «Детский сад № 1» ЗАТО Межгорье РБ на основании утвержденного приказом Отдела от 23.12.2015 № 274од Устава является - городской округ ЗАТО Межгорье РБ, функции и полномочия учредителя возложена на Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта. В силу требований бюджетного законодательства данный Отдел как главный распорядитель составляет смету, то есть устанавливает объем и распределение направления расходования средств бюджета согласно лимитам бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств для обеспечения функций подведомственных учреждений на очередной финансовый год. Согласно информации финансового управления Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 25.09.2017г. № 361 в бюджете ЗАТО Межгорье запланировано 300 000 рублей за счет средств, выделенных из республиканского бюджета по смете Отдела на предоставление субсидии подведомственному муниципальному автономному дошкольному учреждению Детский сад № 1 для приобретения и установки теневого навеса на две группы. Детским садом № 1, 05.09.2017 г. заключен договор на приобретение теневого навеса на две группы, срок действия договора до 31.12.2017 г. Администрация ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан провела работу по предоставлению субсидий на приобретение теневого навеса на две группы, то есть фактически две группы указанного учреждения будут оборудованы навесами (срок исполнения договора до 31.12.2017 г.). Администрацией ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан исполнены обязательства по финансированию установки теневой площадки на две группы в МАДОУ «Детский сад № 1». Для установки третьего навеса в бюджете ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан 2017 год денежные средства отсутствуют. Согласно информации Одела (исх.361 от 25.09.2017г.) как главного распорядителя бюджетных средств для подведомственных муниципальных учреждений в 2017 году на обустройство дошкольных учреждений города теневыми навесами предусмотрено: на реализацию проекта развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах «Приобретение и установка теневых навесов на прогулочных площадках в МАДОУ Д/С № 3 и МАДОУ Д/С № 4 выделено: 1 300,0 тыс. руб., из них: из бюджета Республики Башкортостан - 1 000,0 тыс., руб., из местного бюджета - 150, 0 тыс. руб., из средств физических лиц - 150,0 тыс., руб.. На текущий ремонт веранд в МАДОУ Д/С № 4 из средств местного бюджета выделено 70,0 тыс. руб.. На приобретение и установку теневого навеса из местного бюджета выделено 140, 0 тыс. руб. Исковые требования обязать Администрацию ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан профинансировать мероприятия по установке теневых навесов противоречат Конституции Российской Федерации (ст. 132), которая предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Для финансирования мероприятий по установке теневых навесов необходимо принятие муниципального нормативного правового акта - решения о внесении изменений в местный бюджет на 2017 год. Делается попытка вмешательства в деятельность органов местного самоуправления и предопределения их действий по реализации конституционных полномочий. Удовлетворение требований прокурора приведет к диспропорции расходования бюджетных средств, уменьшению объемов финансирования работ, направленных на реализацию иных, не менее актуальных, полномочий органов местного самоуправления. Считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, так как требования профинансировать мероприятия по установке теневых навесов не подтверждено экономическим обоснованием, заявлено без учета приоритетов и потребностей населения городского округа, состояния местного бюджета, а также решения приоритетных задач по вопросам местного значения, более того установка навеса на две группы профинансирована на сумму 300,0 тыс. руб. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1» ГО ЗАТО г. Межгорье РБ Деревцова И.Н., в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица – Муниципального казенного учреждения Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье РБ Щеголев А.Г. в судебном заседании согласился с доводами представителей ответчиков.

Представители третьих лиц – Совета ЗАТО Межгорье РБ, территориального отдела Межрегионального Управления №20 ФМБА России в судебное заседание не явились, надлежаще извещались о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования полежат удовлетворению на основании следующего.

Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Во исполнение п.3 ч.4 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно ст. 123.22 ГК РФ, ст.2 Федерального закона «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 года №174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Исходя из требований ст.3 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 утверждены Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.4.1.3049-13, данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру.

СанПиН 2.4.1.3049-13 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к оборудованию и содержанию территории дошкольных образовательных организаций.

В соответствии с п.3.6 СанПиН 2.4.1.3049-13, зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет)) и физкультурную площадку (одну или несколько).

Согласно п.3.9. СанПиН 2.4.1.3049-13, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв. м. Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года.

В соответствии с п.п. 3.5.5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153, особое внимание должно быть уделено малым архитектурным формам, применяемым для оформления спортивных площадок, детских площадок. Они должны постоянно находиться в исправном состоянии, все составляющие должны быть крепко и надежно скреплены между собой.

Согласно п.п.4.3.2 Национального стандарта Российской Федерации «Оборудование и покрытие детских игровых площадок, безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 № 1148-ст, конструкцией оборудования детской игровой площадки должны быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость.

Как усматривается из акта обследования прокуратурой ЗАТО г. Межгорье объектов малых архитектурных форм на территории МАДОУ «Детский сад №1» ГО ЗАТО г. Межгорье от 25.11.2016 года, акта проверки №4-ТО от 28 апреля 2016 года, составленному Территориальным отделом Межрегионального управления №20 ФМБА России, в детском учреждении функционирует 6 детских групп, на игровой территории учреждения имеется 6 групповых площадок – индивидуальных для каждой группы, на территории трех из них установлены теневые навесы для защиты детей от осадков и солнца. Таким образом, в случае возникновения определенных погодных условий исключена возможность использования всеми шестью группами для защиты от солнца и осадков имеющихся теневых навесов при соблюдении принципа групповой изоляции. Сборно-разборные навесы, допускаемые для установки на прогулочной площадке в жаркое время года, в детском учреждении также отсутствуют. Имеющиеся на территории детского сада теневые навесы – беседки в количестве 3 шт. находятся в «условно-удовлетворительном состоянии».

В соответствии с предписанием Территориального отдела Межрегионального управления №20 ФМБА России №9/4 от 28.04.2016 года об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований предписано МАДОУ «Детский сад №1» для защиты детей от солнца и осадков на территории детского учреждения оборудовать три недостающих теневых навеса на групповых площадках групп детей раннего возраста «Ягодка» и «Колобок», подготовительной группы «Колокольчик» площадью из расчета не менее 1 кв.м. на одного ребенка. Допускается установить на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на игровой территории детского учреждения для прогулок детей имеется 6 индивидуальных групповых площадок, 3 из которых имеют теневые навесы для защиты детей от осадков и солнца. Все 6 групповых площадок, из которых три не имеют теневых навесов, используются для прогулок детей. Сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года в детском учреждении отсутствуют.

Указанные обстоятельства не отрицались в судебном заседании представителями ответчиков и помимо вышеуказанных актов обследования подтверждаются представленными фотографиями объектов, размещенных на территории МАДОУ «Детский сад № 1» ГО ЗАТО Межгорье РБ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что имеет место нарушение вышеуказанных требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, Санитарно- эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с ч.7 ст.З. Федерального закона №174-ФЗ, земельный участок, необходимый для выполнения МАДОУ «Детский сад № 1» ЗАТО Межгорье РБ как автономным учреждением своих уставных задач, предоставлен ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п. 1.4 Устава МАДОУ «Детский сад № 1» ЗАТО Межгорье РБ, утвержденного приказом Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО г.Межгорье РБ от 23.12.2015 № 274од, учредителем детского сада № 3 и собственником его имущества является городской округ ЗАТО г.Межгорье РБ. Функции и полномочия учредителя выполняет Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ЗАТО г.Межгорье РБ.

В соответствии с п.п.3.1 Устава МАДОУ «Детский сад № 3» городского округа ЗАТО г.Межгорье РБ, к полномочиям Учредителя относятся, в том числе, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания, в том числе, органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Органы местного самоуправления городских округов, в силу ч.3 ст.89 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», осуществляют управление в сфере образования.

Как следует из п. 13 ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий.

Частью 1 статьи 23 Устава ГО ЗАТО Межгорье РБ Администрация ЗАТО Межгорье РБ наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан. Администрация обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления городского округа.

В соответствии с уставом МАДОУ «Детский сад № 1» городского округа ЗАТО г.Межгорье РБ учредителем детского сада и собственником его имущества является городской округ ЗАТО г.Межгорье РБ; функции и полномочия учредителя выполняет Отдел образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ГО ЗАТО г.Межгорье; финансовое обеспечение выполнения муниципального задания данного учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета ЗАТО Межгорье РБ (п.1.4 и п.1.6 Устава).

Таким образом установлено, что в соответствии с Уставом МАДОУ «Детский сад № 3» городского округа ЗАТО г.Межгорье РБ находится в муниципальной собственности и финансируется за счет бюджетных средств. Обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (и иные в указанной сфере) лежит на Администрации ЗАТО г.Межгорье.

Бюджет городского округа ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов утвержден соответствующим Решением Совета ГО ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан от 21.12.2015 № 16-2.

Согласно писем начальника Отдела образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Суркова В.В. от ... №..., заведующей МАДОУ «Детский сад №1» Деревцовой И.Н. от ... №..., направленным в адрес и.о. прокурора ЗАТО Межгорье Папышевой Е.С., средства на приобретение и установку теневых навесов в МАДОУ «Детский сад №1» ЗАТО г. Межгорье выделены в размере 300000 рублей из республиканского бюджета, 30000 рублей из бюджета ЗАТО г. Межгорье.

Согласно письму начальника финансового управления Администрации ГО ЗАТО г.Межгорье РБ №311 от ..., направленного в адрес и.о. прокурора ЗАТО Межгорье Папышевой Е.С., средства в сумме 300000 рублей, выделенные бюджету ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 10 июля 2017 года № 656-р, постановлением Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан от 14 июля 2017 года № 1143 «О направлении средств, поступивших из республиканского бюджета, на софинансирование мероприятий по обращениям избирателей, адресованным членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Республики Башкортостан, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным в ..., в ходе осуществления ими депутатской деятельности» направлены Отделу образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан на предоставление субсидии подведомственному муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 1» городского округа закрытое административно- территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан для приобретения и установки теневого навеса на прогулочной площадке, по состоянию на ... денежные средства из республиканского бюджета в бюджет ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан не перечислены.

В соответствии с 4.1 ст.64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Бездействие органа местного самоуправления влекут нарушение прав несовершеннолетних воспитанников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» ГО ЗАТО Межгорье и основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, предусмотренных ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: обеспечения права каждого человека на образование; гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

В соответствии со ст. 154 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст.16, 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3, ст.30 Положения о бюджетном процессе в городском округе ЗАТО Межгорье РБ, утвержденного решением Совета ЗАТО Межгорье от 30.05.2012 года №36-6, местная Администрация ЗАТО Межгорье обладает бюджетными полномочиями по обеспечению составления проекта бюджета ЗАТО Межгорье РБ, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение Советом; обеспечивает исполнение бюджета ЗАТО Межгорье РБ; представляет отчет об исполнении бюджета ЗАТО Межгорье РБ на утверждение Советом.

В соответствии с ст.18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения муниципальных образований, каковым является городской округ ЗАТО Межгорье, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии со ст. 153 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст.16, 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3, ст.29 Положения о бюджетном процессе в городском округе закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета ЗАТО Межгорье от 30.05.2012 года №36-6, представительный орган местного самоуправления - Совет ЗАТО Межгорье как участник бюджетного процесса, помимо прочего, рассматривает и утверждает бюджет ЗАТО Межгорье РБ, отчет о его исполнении, осуществляет последующий контроль за исполнением бюджета ЗАТО Межгорье РБ.

В соответствии с п.2.1 Положения об отделе образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета ГО ЗАТО г.Межгорье РБ от 16.12.2011 г. №32-6, основными задачами Отдела являются, в том числе: реализация государственной политики в сфере образования, культуры, молодежной политики и спорта; обеспечение и защита конституционных прав граждан на образование; создание условий для реализации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей.

Согласно п.3.18 – п. 3.20 Положения об отделе образования, культуры, молодежной политики и спорта Администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета ГО ЗАТО г.Межгорье РБ от 16.12.2011 г. №32-6, основными функциями отдела являются, в том числе: внесение предложений по формированию местного бюджета в части расходов на образование, культуру, молодежную политику, физкультуру и спорт; осуществление функций главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств городского бюджета с наделением полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; осуществление мероприятий, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

В силу ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

При этом, свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Применительно к бюджетным учреждениям законодатель оперирует термином «финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания» (статья 9.2 Закона). В данном случае имеется в виду то, что, ставя перед бюджетным учреждением задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по его выполнению. Так, согласно п. 6 ст. 9.2 Закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, кроме прочего, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.

Таким образом, характеристикой учреждения как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.

В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило ст.161 Бюджетного кодекса РФ, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.

Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Кроме того, в соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исполнение обязанности по соблюдению действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у обязанного лица денежных средств, а возложение на Администрацию ЗАТО г. Межгорье обязанности по обеспечению и организации финансирования работ по оборудованию теневых навесов для защиты детей от солнца на территории игровых площадок в соответствии с требованиями п.3.9 СанПиНа 2.4.13049-13, которые сводятся к значительным финансовым вложениям в переданное собственником детскому саду недвижимое имущество, соответствует приведенным выше нормам права.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ №1» ░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░ № 1» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: 453570, ..., ░.░░░░░░░░, ..., ..., ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ 30.03.1999 № 52-░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15.05.2013 № 26, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░ 2.4.1.3049-13.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░

2-2030/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Папышева Е.С.
Ответчики
Администрация ЗАТО Межгорье
МАДОУ "Детский сад № 1" ГО ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан
Другие
Совет ЗАТО Межгорье
Территориальный отдел Межрегионального управления № 20 ФМБА России
Суд
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
belorecky.bkr.sudrf.ru
23.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2017Передача материалов судье
23.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2017Судебное заседание
17.10.2017Судебное заседание
19.10.2017Судебное заседание
24.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее