Дело № 2- 285/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос 12 августа 2015 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Сивкове Д.Н., с участием истца- Потапова С.А., представителей ответчиков АМР «Корткеросский» Мальцева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Потапова С.А.
к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» о постановке на учет и предоставлении жилья
установил:
Потапов С.А. обратился в суд с заявлением к администрации МР «Корткеросский», в котором просит возложить на ответчика обязанность включить его в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Корткеросского района и обязать предоставить ему благоустроенное жилое помещение на территории СП «Корткерос» в размере <...> кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать ФИО3 умерла <дата>, а отец ФИО2 по решению Корткеросского районного суда от <дата> был лишен родительских прав. С <дата> он обучался в <адрес> школе – интернате, на основании решения главы администрации МО МР «Корткеросский, при этом за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, оставшееся после смерти матери. Однако <дата> дом признан непригодным для проживания, в связи с чем как ребенок, оставшийся без попечения родителей он имеет право на получение мер социальной поддержки в виде получения жилого помещения в муниципального жилого фонда. До достижения возраста 23 лет он предпринимал попытки встать на учет, собирал все необходимые документы. В <дата> он обращался к ответчику, но при приеме документов ему было отказано, т.к. согласно справке администрации сельского поселения «Додзь» за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу- <адрес>. При этом ответчиком не учтен факт невозможности вселения в данное жилое помещение ввиду непригодности. Кроме того, в данном помещении вместе с сожительницей проживал ФИО2, лишенный в отношении него родительских прав. <дата> у него родился сын – ФИО4 К моменту достижения возраста 23 лет, его супруга была беременная вторым ребенком, поэтому он в семье работал один и времени на сбор документов не было. Также считает, что руководством <адрес> школы - интерната были нарушены обязанности о направлении заявления в его интересах в муниципальное образование для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец Потапов С.А. в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме и доводы, изложенные в нем.
Представитель АМР «Корткеросский» Мальцев В.А. с требованиями не согласился, суду пояснил, что истцом утрачено право на постановку на учете как сироты на получение жилья, ввиду достижения к моменту обращения в АМР «Корткеросский» возраста 23 лет. Считает, что причин для отмены решения комиссии не имеется.
Отдел опеки и попечительства по Корткеросскому району на судебное заседание своего представителя не направил, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя отдела опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты РК по Корткеросскому району (далее-ООП по Корткеросскому району).
Заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей ФИО5, ФИО1, изучив документы, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Как установлено судом Потапов С.А., <дата>.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. мать истца -ФИО3 умерла <дата>, отец – ФИО2 <дата> лишен в отношении Потапова С.А. и ФИО1 (брата истца) родительских прав по решению Корткеросского районного суда. Несовершеннолетние дети были переданы органам опеки и попечительства.
Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» ХХХ от <дата> несовершеннолетний Потапов С.А. устроен с <дата> в <адрес> школу – интернат с обучением по основной общеобразовательной программе.
При этом, по договору ХХХ на передачу квартиры в собственность от <дата> ФИО3., выступающей от себя и от имени Потапова С.А., ФИО1, проживающих в квартире совместно и участвующих в приватизации, приобрели в общую совместную собственность у администрации Додзьского сельсовета двухкомнатную квартиру общей площадью <...> по адресу: <адрес>. Данный договор зарегистрирован в реестровой книге администрации Корткеросского района.
Из акта обследования жилого помещения, закрепленного за детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, составленного <дата> комиссией в составе главы администрации ФИО6, секретаря комиссии по неблагополучным семьям ФИО7 и специалиста по срочной социальной помощи ФИО5 следует, что за Потаповым С.А., <дата> г.р., учтено закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>, где на момент обследования проживал ФИО2 с сожительницей. Аналогичный акт имел место быть годом ранее, по состоянию на <дата>, составленный в отношении как истца, так и его брата - ФИО1
При этом, опрошенная в касчетсве свидетеля ФИО5, суду пояснила, что в акте ошибочно указан номер <адрес>, т.к. Потаповы всегда проживали в <адрес> и обследование проводилось именного этого дома.
Отец истца - ФИО2 умер <дата>
Как установлено судом, в <дата>. Потапов С. А. закончил Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» <адрес>, в последующем в <дата> - Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей ХХХ <адрес> по очной форме, сразу поступил в Сыктывкарский лесной институт, однако <дата> истец был призван на военную службу, откуда возвратился зимой в <дата> и <дата> восстановлен в Сыктывкарский лесной институт, проживал в общежитии. Отчислен из института в <дата> и устроился на работу, снимал жилье в городе <дата>, женился и в настоящее время у него уже двое детей.
На день обращения в суд истец Потапов С.А. достиг возраста 23 лет.
В судебном заседании истец пояснил, что узнал о возможности встать в очередь как сирота в администрации сельского поселения «Додзь» на получение жилья, когда возвратился из Армии, <дата> года, однако ему в администрации сельского поселения «Додзь» рекомендовали сначала оформить дом, где он имеет прописку, с целью последующего признания непригодным, который уже фактически на <дата> являлся таковым. Оформление технического паспорта заняло много времени, из-за отсутствия лишних денежных средств у истца, т.к. на тот момент у него уже была своя семья. И только собрав все документы, он в <дата> обратился к ответчику, где ему также было рекомендовано собрать документы, перечень которых ему был выдан. Кроме того, с вопросом по жилью он обращался в органы опеки и попечительства, собирая документы.
Как показала свидетель ФИО5, братья Потаповы – Сергей и ФИО1 после обращения в администрацию района в <дата> подходили к ней с перечнем документов, которые им следовало собрать для постановки на учет как круглые сироты для получения жилья, в том числе необходимо было предоставить признание закрепленного за ними дома непригодным для проживания. О том, что данный документ не подлежит предоставлению круглыми сиротами она не знала. При обращении её по телефону к заведующей жилищным отделом администрации района, ей было сообщено о том, что Потаповы обращались к ней ранее и возможности проведения обследования дома в отсутствие технического паспорта.
<дата> истец Потапов С.А. и его брат ФИО1 обратились с заявлением в Межведомственную комиссию по вопросам использования жилых и нежилых помещений (домов) о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Межведомственной комиссией администрации СП «Додзь» по данному обращению проведена работа: <дата> составлен акт обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, дано заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного, с учетом информации ОНД <адрес> от <дата> № ХХХ. Постановлением главы администрации сельского поселения «Додзь» от <дата> № ХХХ утвержден протокол ХХХ заседания межведомственной комиссии по вопросам использования жилых и нежилых помещений (домов) на территории сельского поселения «Додзь» от <дата>, на основании которых постановлением администрации сельского поселения «Додзь» от <дата> ХХХ жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, снижения уровня надежности, прочности строительных конструкций.
Данное обстоятельство также подтверждено в последующем, <дата>, заключением заведующей архитектуры и строительства администрации МР «Корткеросский».
При этом, по настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактически проживает в <адрес> в доме умершей бабушки, иного жилья последний не имеет.
В связи с невозможностью проживания по адресу жилого помещения, предоставленного в собственность в порядке приватизации, Потапов С.А. обратился в администрацию муниципального района «Корткеросский с запросом о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Постановлением администрации муниципального района «Корткеросский» от <дата> ХХХ Потапову С.А. отказано в предоставлении данной государственной гарантии, основанием чему послужила ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 ХХХ – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот, оставшихся без попечения родителей» и пп.2 п.1 ст. 5 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». О принятом решении ответчика истец узнал из письма ответчика № ХХХ, направленного <дата> в его адрес, мотивированное тем, что Потапов С.А достиг 23-летнего возраста, в связи с чем им утрачено право на обеспечение жилым помещением по категории дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что по факту непригодности жилья по адресу: <адрес>, истец обращался устно в администрацию сельского поселения «Додзь» в <дата> годах. Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердил свидетель ФИО5, глава администрации сельского поселения «Додзь», пояснившая также, что Потапов С.А. с данным вопросом к ней подходил и позже, в <дата> т.е. до достижения им возраста 23 лет.
Свидетель ФИО1, брат истца, суду показал, что воспользовался документами, собранными истцом и успел в этом году встать на учет в администрацию МР «Корткеросский» как круглый сирота на получение жилья, подтвердив также что для постановки на учет для получения жилья им разъяснили о необходимости вначале принять наследство и оформить технический паспорт, потом признать дом непригодным, а также пояснив, что в администрации МР «Корткеросский» они с братом заходили с вопросом о предоставлении жилья и поставлены на учет <дата>, но им сказали собрать документы.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что истцом не утрачен статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем он имеет право на обеспечение жилым помещением.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, введенной п. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.02.2012 № 15–ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения указанной категории граждан жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. При этом, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 2 ст. 8 указанного выше Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 07.12.2012г. № 104-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2013, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
В данном случае обязанность по предоставлению жилья детям из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на АМР «Корткеросский» с 01.01.2013.
При решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве меры социальной поддержки необходимо проверить юридически значимым обстоятельством по данному делу: правовой статус закрепленного жилого помещения, сохранил ли истец право пользования им, а также имеется ли возможность вселения истца в указанное жилое помещение и проживания в нем, в т.ч. после окончания учебного заведения и (или) прохождения службы в армии.
Администрацией МР «Корткеросский» отказало Потапову С.А. в постановке на учет по формальному основанию, лишь в связи с его обращением как сироты по истечении 23-летнего возраста. С данными действиями АМР «Корткеросский» суд не может согласиться.
Как установлено судом, за Потаповым С.А., <дата>., было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от <дата>, назначенной постановлением АСП «Додзь», жилой дом по указанному выше адресу признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, снижения уровня надежности и прочности строительных конструкций.
С учетом установленных обстоятельств, фактического состояния жилого помещения, принадлежащего Потаповым, задолго до составления акта о непригодности для проживания в жилом помещении, с учетом пояснений свидетелей ФИО5, ФИО1, суд считает, что Потапов С.А., ввиду неоднократного обращения до исполнения 23-летнего возраста в администрацию сельского поселения «Додзь» и администрацию муниципального района «Корткеросский», по уважительной причине не смог воспользоваться своим правом на постановку на учет до 23 летнего возраста.
Соответственно, Потапов С.А. фактически был введен в заблуждение относительно изготовления технического паспорта жилого дома с целью дальнейшего признания его непригодным для проживания, учитывая то обстоятельство, что формально, у Потапова имелось жилое помещение в собственности, что не давало право на предоставление ему жилья. При этом, материалами дела подтверждается, что вселение истца и проживание в данном жилом помещении было невозможно, и по обращению Потапова С.А. и брата последнего ФИО1 соответствующее заключение выдано лишь в <дата>. Сам по себе факт отказа АМР во включении Канева в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилого фонда, при наличии у ответчика всех необходимых документов, не является основанием для невозможности удовлетворения требований истца.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению.
Довод представителя ответчика о том, что на момент обращения к ответчику истец достиг 23 летнего возраста, в связи с чем оснований для постановки его на учет нет, суд считает необоснованным, т.к. истцом как сиротой, относящейся к социально незащищенной категории граждан, не имеющим жилого помещения, не было реализовано свое право на обеспечение вне очереди жилым помещением.
Из установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию МР «Корткеросский» обязанности по постановке Потапова С.А. на учет на получение жилья по категории ребенок - сирота и по предоставлению истцу жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения размером не менее <...> кв.м. общей площади.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 197 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» поставить на учет Потапова С.А., <дата>.р., как ребенка-сироту, нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилого фонда, включив его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и предоставить Потапову С.А. на территории сельских поселений «Корткерос», «Додзь» благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее <...> кв.м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном форме.
Судья Э.Ф. Буян
В окончательной форме решение изготовлено 17 августа 2015 года
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>