Решение по делу № 2-285/2015 ~ М-240/2015 от 05.05.2015

Дело № 2- 285/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Корткерос 12 августа 2015 года

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Сивкове Д.Н., с участием истца- Потапова С.А., представителей ответчиков АМР «Корткеросский» Мальцева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Потапова С.А.

к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» о постановке на учет и предоставлении жилья

установил:

Потапов С.А. обратился в суд с заявлением к администрации МР «Корткеросский», в котором просит возложить на ответчика обязанность включить его в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Корткеросского района и обязать предоставить ему благоустроенное жилое помещение на территории СП «Корткерос» в размере <...> кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать ФИО3 умерла <дата>, а отец ФИО2 по решению Корткеросского районного суда от <дата> был лишен родительских прав. С <дата> он обучался в <адрес> школе – интернате, на основании решения главы администрации МО МР «Корткеросский, при этом за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, оставшееся после смерти матери. Однако <дата> дом признан непригодным для проживания, в связи с чем как ребенок, оставшийся без попечения родителей он имеет право на получение мер социальной поддержки в виде получения жилого помещения в муниципального жилого фонда. До достижения возраста 23 лет он предпринимал попытки встать на учет, собирал все необходимые документы. В <дата> он обращался к ответчику, но при приеме документов ему было отказано, т.к. согласно справке администрации сельского поселения «Додзь» за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу- <адрес>. При этом ответчиком не учтен факт невозможности вселения в данное жилое помещение ввиду непригодности. Кроме того, в данном помещении вместе с сожительницей проживал ФИО2, лишенный в отношении него родительских прав. <дата> у него родился сын – ФИО4 К моменту достижения возраста 23 лет, его супруга была беременная вторым ребенком, поэтому он в семье работал один и времени на сбор документов не было. Также считает, что руководством <адрес> школы - интерната были нарушены обязанности о направлении заявления в его интересах в муниципальное образование для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец Потапов С.А. в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме и доводы, изложенные в нем.

Представитель АМР «Корткеросский» Мальцев В.А. с требованиями не согласился, суду пояснил, что истцом утрачено право на постановку на учете как сироты на получение жилья, ввиду достижения к моменту обращения в АМР «Корткеросский» возраста 23 лет. Считает, что причин для отмены решения комиссии не имеется.

Отдел опеки и попечительства по Корткеросскому району на судебное заседание своего представителя не направил, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя отдела опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты РК по Корткеросскому району (далее-ООП по Корткеросскому району).

Заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей ФИО5, ФИО1, изучив документы, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Как установлено судом Потапов С.А., <дата>.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. мать истца -ФИО3 умерла <дата>, отец – ФИО2 <дата> лишен в отношении Потапова С.А. и ФИО1 (брата истца) родительских прав по решению Корткеросского районного суда. Несовершеннолетние дети были переданы органам опеки и попечительства.

Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» ХХХ от <дата> несовершеннолетний Потапов С.А. устроен с <дата> в <адрес> школу – интернат с обучением по основной общеобразовательной программе.

При этом, по договору ХХХ на передачу квартиры в собственность от <дата> ФИО3., выступающей от себя и от имени Потапова С.А., ФИО1, проживающих в квартире совместно и участвующих в приватизации, приобрели в общую совместную собственность у администрации Додзьского сельсовета двухкомнатную квартиру общей площадью <...> по адресу: <адрес>. Данный договор зарегистрирован в реестровой книге администрации Корткеросского района.

Из акта обследования жилого помещения, закрепленного за детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, составленного <дата> комиссией в составе главы администрации ФИО6, секретаря комиссии по неблагополучным семьям ФИО7 и специалиста по срочной социальной помощи ФИО5 следует, что за Потаповым С.А., <дата> г.р., учтено закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>, где на момент обследования проживал ФИО2 с сожительницей. Аналогичный акт имел место быть годом ранее, по состоянию на <дата>, составленный в отношении как истца, так и его брата - ФИО1

При этом, опрошенная в касчетсве свидетеля ФИО5, суду пояснила, что в акте ошибочно указан номер <адрес>, т.к. Потаповы всегда проживали в <адрес> и обследование проводилось именного этого дома.

Отец истца - ФИО2 умер <дата>

Как установлено судом, в <дата>. Потапов С. А. закончил Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» <адрес>, в последующем в <дата> - Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей ХХХ <адрес> по очной форме, сразу поступил в Сыктывкарский лесной институт, однако <дата> истец был призван на военную службу, откуда возвратился зимой в <дата> и <дата> восстановлен в Сыктывкарский лесной институт, проживал в общежитии. Отчислен из института в <дата> и устроился на работу, снимал жилье в городе <дата>, женился и в настоящее время у него уже двое детей.

На день обращения в суд истец Потапов С.А. достиг возраста 23 лет.

В судебном заседании истец пояснил, что узнал о возможности встать в очередь как сирота в администрации сельского поселения «Додзь» на получение жилья, когда возвратился из Армии, <дата> года, однако ему в администрации сельского поселения «Додзь» рекомендовали сначала оформить дом, где он имеет прописку, с целью последующего признания непригодным, который уже фактически на <дата> являлся таковым. Оформление технического паспорта заняло много времени, из-за отсутствия лишних денежных средств у истца, т.к. на тот момент у него уже была своя семья. И только собрав все документы, он в <дата> обратился к ответчику, где ему также было рекомендовано собрать документы, перечень которых ему был выдан. Кроме того, с вопросом по жилью он обращался в органы опеки и попечительства, собирая документы.

Как показала свидетель ФИО5, братья Потаповы – Сергей и ФИО1 после обращения в администрацию района в <дата> подходили к ней с перечнем документов, которые им следовало собрать для постановки на учет как круглые сироты для получения жилья, в том числе необходимо было предоставить признание закрепленного за ними дома непригодным для проживания. О том, что данный документ не подлежит предоставлению круглыми сиротами она не знала. При обращении её по телефону к заведующей жилищным отделом администрации района, ей было сообщено о том, что Потаповы обращались к ней ранее и возможности проведения обследования дома в отсутствие технического паспорта.

<дата> истец Потапов С.А. и его брат ФИО1 обратились с заявлением в Межведомственную комиссию по вопросам использования жилых и нежилых помещений (домов) о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

Межведомственной комиссией администрации СП «Додзь» по данному обращению проведена работа: <дата> составлен акт обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, дано заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного, с учетом информации ОНД <адрес> от <дата> ХХХ. Постановлением главы администрации сельского поселения «Додзь» от <дата> ХХХ утвержден протокол ХХХ заседания межведомственной комиссии по вопросам использования жилых и нежилых помещений (домов) на территории сельского поселения «Додзь» от <дата>, на основании которых постановлением администрации сельского поселения «Додзь» от <дата> ХХХ жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, снижения уровня надежности, прочности строительных конструкций.

Данное обстоятельство также подтверждено в последующем, <дата>, заключением заведующей архитектуры и строительства администрации МР «Корткеросский».

При этом, по настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактически проживает в <адрес> в доме умершей бабушки, иного жилья последний не имеет.

В связи с невозможностью проживания по адресу жилого помещения, предоставленного в собственность в порядке приватизации, Потапов С.А. обратился в администрацию муниципального района «Корткеросский с запросом о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Постановлением администрации муниципального района «Корткеросский» от <дата> ХХХ Потапову С.А. отказано в предоставлении данной государственной гарантии, основанием чему послужила ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 ХХХ – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот, оставшихся без попечения родителей» и пп.2 п.1 ст. 5 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». О принятом решении ответчика истец узнал из письма ответчика № ХХХ, направленного <дата> в его адрес, мотивированное тем, что Потапов С.А достиг 23-летнего возраста, в связи с чем им утрачено право на обеспечение жилым помещением по категории дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено, что по факту непригодности жилья по адресу: <адрес>, истец обращался устно в администрацию сельского поселения «Додзь» в <дата> годах. Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердил свидетель ФИО5, глава администрации сельского поселения «Додзь», пояснившая также, что Потапов С.А. с данным вопросом к ней подходил и позже, в <дата> т.е. до достижения им возраста 23 лет.

Свидетель ФИО1, брат истца, суду показал, что воспользовался документами, собранными истцом и успел в этом году встать на учет в администрацию МР «Корткеросский» как круглый сирота на получение жилья, подтвердив также что для постановки на учет для получения жилья им разъяснили о необходимости вначале принять наследство и оформить технический паспорт, потом признать дом непригодным, а также пояснив, что в администрации МР «Корткеросский» они с братом заходили с вопросом о предоставлении жилья и поставлены на учет <дата>, но им сказали собрать документы.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что истцом не утрачен статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем он имеет право на обеспечение жилым помещением.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, введенной п. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.02.2012 № 15–ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения указанной категории граждан жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. При этом, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 2 ст. 8 указанного выше Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 07.12.2012г. № 104-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2013, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.

В данном случае обязанность по предоставлению жилья детям из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на АМР «Корткеросский» с 01.01.2013.

При решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве меры социальной поддержки необходимо проверить юридически значимым обстоятельством по данному делу: правовой статус закрепленного жилого помещения, сохранил ли истец право пользования им, а также имеется ли возможность вселения истца в указанное жилое помещение и проживания в нем, в т.ч. после окончания учебного заведения и (или) прохождения службы в армии.

Администрацией МР «Корткеросский» отказало Потапову С.А. в постановке на учет по формальному основанию, лишь в связи с его обращением как сироты по истечении 23-летнего возраста. С данными действиями АМР «Корткеросский» суд не может согласиться.

Как установлено судом, за Потаповым С.А., <дата>., было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от <дата>, назначенной постановлением АСП «Додзь», жилой дом по указанному выше адресу признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, снижения уровня надежности и прочности строительных конструкций.

С учетом установленных обстоятельств, фактического состояния жилого помещения, принадлежащего Потаповым, задолго до составления акта о непригодности для проживания в жилом помещении, с учетом пояснений свидетелей ФИО5, ФИО1, суд считает, что Потапов С.А., ввиду неоднократного обращения до исполнения 23-летнего возраста в администрацию сельского поселения «Додзь» и администрацию муниципального района «Корткеросский», по уважительной причине не смог воспользоваться своим правом на постановку на учет до 23 летнего возраста.

Соответственно, Потапов С.А. фактически был введен в заблуждение относительно изготовления технического паспорта жилого дома с целью дальнейшего признания его непригодным для проживания, учитывая то обстоятельство, что формально, у Потапова имелось жилое помещение в собственности, что не давало право на предоставление ему жилья. При этом, материалами дела подтверждается, что вселение истца и проживание в данном жилом помещении было невозможно, и по обращению Потапова С.А. и брата последнего ФИО1 соответствующее заключение выдано лишь в <дата>. Сам по себе факт отказа АМР во включении Канева в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилого фонда, при наличии у ответчика всех необходимых документов, не является основанием для невозможности удовлетворения требований истца.

Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению.

Довод представителя ответчика о том, что на момент обращения к ответчику истец достиг 23 летнего возраста, в связи с чем оснований для постановки его на учет нет, суд считает необоснованным, т.к. истцом как сиротой, относящейся к социально незащищенной категории граждан, не имеющим жилого помещения, не было реализовано свое право на обеспечение вне очереди жилым помещением.

Из установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию МР «Корткеросский» обязанности по постановке Потапова С.А. на учет на получение жилья по категории ребенок - сирота и по предоставлению истцу жилого помещения на условиях найма специализированного жилого помещения размером не менее <...> кв.м. общей площади.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 197 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» поставить на учет Потапова С.А., <дата>.р., как ребенка-сироту, нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилого фонда, включив его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и предоставить Потапову С.А. на территории сельских поселений «Корткерос», «Додзь» благоустроенное жилое помещение применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее <...> кв.м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном форме.

Судья             Э.Ф. Буян

В окончательной форме решение изготовлено 17 августа 2015 года

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

2-285/2015 ~ М-240/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Потапов Сергей Александрович
Ответчики
администрация МО МР "Корткеросский"
Другие
Пономарева Наталья Валериевна
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Буян Эльвира Фидарисовна
Дело на странице суда
kortsud--komi.sudrf.ru
05.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2015Передача материалов судье
12.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.06.2015Предварительное судебное заседание
12.08.2015Судебное заседание
17.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2016Дело оформлено
25.07.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее