дело № 2-994/2016 | |
30 мая 2016 года |
г. Саки |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сакский районный суд Республики Крым в составе председательствующего – судьи Власенко А.П. при секретаре Новогребелец Е.В., с участием истца – ФИО1 и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО3, о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л :
В августе 2015 года ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 о признании права собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> м2, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Иск мотивирован тем, что в 1976 году истец как переселенец переехал со своей семьей в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ птицефабрикой «<данные изъяты>» ему был выдан переселенческий билет и дана ссуда на строительство жилого дома. Ссуда за указанный дом была полностью погашена истцом в 1992 году, что подтверждается обязательством индивидуального застройщика. Построенный истцом жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> м2 согласно записи в похозяйственной книге ФИО2 принадлежит истцу. Истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью зарегистрировать право собственности на вышеуказанный жилой дом, в чём ему было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на дом, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с данным иском.
Истец в судебном заседании требования искового заявления поддержал, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился; о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом; до судебного заседания подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО3 в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Заслушав объяснения лиц, принимающих участие в деле, проверив основания иска, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1, 1954 года рождения, ДД.ММ.ГГГГ выдан переселенческий билет №, согласно которого он является переселенцем в <адрес>, птицефабрика «<данные изъяты>» и имеет право пользоваться льготами по переселению (л.д. 10). Согласно обязательства индивидуального застройщика истец ДД.ММ.ГГГГ получил ссуду в размере <данные изъяты> руб. для строительства жилого дома, которую он был обязан погасить до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). Погашение ссуды подтверждается отметками о погашении в обязательстве (л.д. 12). Согласно справке, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО1 зарегистрирован и проживает в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, которое сдано в эксплуатацию в 1976 году, что подтверждается записью в похозяйственной книге №, лицевой счет № (л.д. 11). ДД.ММ.ГГГГ истцу на указанный жилой дом выдан кадастровый паспорт, согласно которого жилому дому присвоен кадастровый № (л.д. 13). ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в регистрации права собственности на указанный жилой дом в связи с отсутствием правоустанавливающих документов (л.д. 9).
Согласно предоставленной филиалом <данные изъяты> на запрос суда информации в архиве предприятия инвентарное дело на объект недвижимости было оформлено ДД.ММ.ГГГГ, однако право собственности на него оформлено не было (л.д. 55 – 61), что также подтверждается уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о регистрации права собственности (л.д. 64).
В соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР от 13 марта 1959 года № 259 «О льготах по переселению» у переселенца право собственности возникало на имущество после выплаты им ссуды за дом.
Положения указанного пункта не противоречат ст. 128 ГК УССР 1964 года, действовавшего на момент возникновения у истца права собственности на спорное имущество, согласно которой право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если другое не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 9 Приложения № 1 к Инструкции о порядке регистрации домов и домовладений в городах и поселках городского типа Украинской ССР, утвержденной Министерством коммунального хозяйства УССР 31 января 1966 года (действующей в период передачи дома), акты о передаче домов в собственность переселенцам при наличии решений об этом исполкомов районных Советов депутатов трудящихся и справок финансовых отделов об окончательном расчете переселенца за полученный дом, являлись правоустанавливающими документами, на основании которых проводилась регистрация домов и домовладений в городах и поселках городского типа Украинской ССР.
Суд соглашается с утверждением истца о наличии у него соответствующего права собственности на спорный дом, поскольку положениями Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной приказом Министра юстиции УССР от 19 января 1976 года № 1/5, определено, что право собственности на жилой дом подтверждается записью в похозяйственной книге.
В 2004 году на территории Украины, в состав которой входила в тот период территория Республики Крым, вступил в силу ЗУ «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», ст. 3 которого предусматривала обязательную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Вместе с тем часть 4 указанной статьи устанавливала, что права на недвижимое имущество и их обременение, которые возникли до вступления в законную силу этого Закона, признаются действительными в случае отсутствия государственной регистрации при таких условиях: если регистрация прав и их обременений была проведена в соответствии с законодательством, которое действовало на момент их возникновения, или если на момент возникновения прав и их обременений действовало законодательство, которое не предусматривало обязательной регистрации таких прав и обременений.
По правилам пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее ФЗ-122) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Согласно пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Согласно статьи 17 ФЗ-122 основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Как усматривается из материалов дела, такими актами истец не обладает, а значит, лишён возможности провести государственную регистрацию прав во внесудебном порядке.
Таким образом, истец приобрел право собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с порядком, который существовал на момент возникновения права собственности, что является основанием для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 к ФИО2 о признании права собственности на жилой дом – удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом <данные изъяты>, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья А.П. Власенко