по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 26 декабря 2019 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Желонкина А.М. на постановление заместителя министра финансов Республики Марий Эл от 15 октября 2019 года, по которому
Желонкин Александр Михайлович, <иные данные>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшийся,
привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Марий Эл (далее Минфин РМЭ) № 14-10/2019-47 от 15 октября 2019 года Желонкин А.М., временно исполняющий обязанности <иные данные>, привлечен к административной ответственности и подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 10000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Марий Эл и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19.02.2018 №63, а именно при увеличении объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» на 2018 год на сумму 265700 руб. показатели, характеризующие объем выполняемых работ, оказываемых услуг, в государственном задании не изменились.
Не согласившись с данным постановлением, Желонкин А.М. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано, что лимиты бюджетных ассигнований на 2018 год составляли по подпрограмме «Расходы на обеспечение деятельности ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» 42857,0 тыс. руб. По распоряжению Правительства Республики Марий Эл от 27 декабря 2018 года №783-р были увеличены бюджетные ассигнования республиканского бюджета Республики Марий Эл на погашение задолженности за теплоэнергоресурсы. Минтрансу Республики Марий Эл по подразделу 0408 «Транспорт» на 265,7 тыс. руб. дополнительно было выделено 265700 руб., которые израсходованы в рамках выполнения государственного задания ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» на 2018 год на оплату услуг МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1». В соответствии с приказом Минэкономразвития РМЭ №130 от 14.12.2017 с 01 июля 2018 года произошло увеличение тарифов на тепловую энергию Мощность поставляемую потребителям МУП «Йошкар-олинская ТЭЦ-1», что повлияло на увеличение затрат учреждения на коммунальные расходы. Лимиты были увеличены и доведены на конкретные цели – погашение задолженности за теплоэнергоресурсы, при этом показатели, характеризующие объем выполняемых работ, оказываемых услуг в государственном задании, не изменились. Государственное задание для ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» №3 на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов составлено и утверждено врио министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Желонкиным А.М. 27 декабря 2018 года, при этом все основные требования, предусмотренные п. 3 Положения о формировании государственного задания соблюдены и отражены. 29 декабря 2017 года между Министерством и ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» заключено соглашение № 50 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в 2018 году, которым предусмотрены субсидии в размере 43122700 руб. Фактически согласно платежным поручениям субсидия на выполнение государственного задания ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» на 2018 год была перечислена 40332760,97 руб., т.е. имело место недофинансирование. Вышеназванное государственное задание полностью выполнялось, денежные средства перечислялись Минтрансом РМЭ ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» своевременно, о чем ежеквартально предоставлялись отчеты. Министерством финансов РМЭ необоснованно не было удовлетворено ходатайство об объединении дел об административных правонарушениях в одно производство в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ.
В судебное заседание Желонкин А.М. не явился, извещен надлежащим образом. Его представитель Волков Д.И. просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, ссылаясь на то, что увеличение субсидий на сумму 265,7 тыс. руб. было связано с увеличением тарифов на теплоэнергию. Административный орган в обжалуемом постановлении не указал, какие конкретно показатели, характеризующие объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны были измениться в государственном задании на 2018 год. Увеличение субсидии было отражено в государственном задании №3 на 2018 года, которое было утверждено Желонкиным А.М. 27 декабря 2018 года.
Представители Министерства финансов Республики Марий Эл Печкурова А.В., Петрова С.В., действующие на основании доверенностей, просили оставить постановление от 15.10.2019 без изменения. Пояснили, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг на 2018 год в отношении ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» осуществлялось в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл. Увеличение субсидии в рамках названного государственного задания в размере 265700 руб. произошло в связи с повышением тарифов на теплоэнергию. Желонкин А.М. постановлением № 14-10/2019-48 от 15 октября 2019 года привлечен к ответственности за нарушение требований Порядка формирования утвержденного им 27 декабря 2018 года государственного задания, выразившееся в том, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2019 год в отношении ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» был рассчитан не на основании нормативных затрат. Тогда как постановлением № 14-10/2019-47 от 15 октября 2019 года Желонкин А.М. привлечен к ответственности за иное нарушение, допущенное в рамках осуществления государственного задания на 2018 год, вследствие чего оснований для объединения дел в одно производство не имелось.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
По результатам рассмотрения материалов проверки исполнения бюджетного законодательства в ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола», проведенной Марийской транспортной прокуратурой, Министерством финансов РМЭ установлено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.15 КоАП РФ, выразившееся в нарушении порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания.
В отношении должностного лица <иные данные> Желонкина А.М. заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела Минфин РМЭ составлен протокол № 07-18/2019-45 по ст. 15.15.15 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого вынесено обжалуемое постановление.
В соответствии со ст. 15.15.15 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В соответствии с ч. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации, формируется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Частью 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 февраля 2018 года № 63 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Марий Эл и финансового обеспечения выполнения государственного задания» утверждены:
положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Марий Эл и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее – Положение о формировании государственного задания);
перечень органов исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении государственных бюджетных и автономных учреждений Республики Марий Эл и главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, в ведении которых находятся казенные учреждения Республики Марий Эл, уполномоченных на утверждение нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ).
Вышеуказанное постановление Правительства Республики Марий Эл №63 распространяется на правоотношения, связанные с формированием проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл, начиная с проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Согласно п. 6 Положения о формировании государственного задания, государственное задание формируется в процессе формирования республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и на плановый период и утверждается не позднее 15 рабочих дней со дня доведения получателю средств республиканского бюджета Республики Марий Эл лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в отношении бюджетных учреждений – органами исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении государственных бюджетных учреждений Республики Марий Эл.
Предоставление бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Согласно п. 4 Положения о формировании государственного задания, при установлении государственному учреждению государственного задания на оказание государственной услуги и выполнение работы государственное задание формируется из двух частей, каждая и которых должна содержать отдельно требования к оказанию государственной услуги и выполнению работы.
В соответствии с п. 39 Положения о формировании государственного задания объем субсидии может быть увеличен в течение срока выполнения государственного задания в случае изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе в случае отмены ранее установленных налоговых льгот.
Также на изменение объема финансового обеспечения выполнения государственного задания может повлиять изменение нормативных затрат в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно правовыми актами Республики Марий Эл.
ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» в соответствии с Уставом, утвержденным приказом Министерства транспорта Республики Марий Эл от 07 ноября 2011 года №217, является некоммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл. Финансовое обеспечение деятельности ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ государственное задание ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» формируется и утверждается Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл.
Как установлено административным органом, государственное задание ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» на 2018 год, утвержденное 27 декабря 2017 года министром транспорта и дорожного хозяйства РМЭ <иные данные>., не содержало отдельно требований к оказанию государственной услуги и требований к определенных в качестве основных видов деятельности государственного учреждения, содержащихся в общероссийском базовом (отраслевом) перечне (классификаторе) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства РМЭ в лице министра транспорта и дорожного хозяйства РМЭ <иные данные>. и ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» в лице директора ДД.ММ.ГГГГ. 29 декабря 2018 года заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг на 2018 год № 50, согласно которому объем предоставляемой субсидии на 2018 год составляет 42666000 рублей.
Согласно пункту 2.2 Соглашения от 29.12.2017 №50, учредитель - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл вправе изменять размер предоставляемой субсидии в случае изменения в государственном задании показателей, характеризующих объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), а также нормативных затрат.
Дополнительными соглашениями к Соглашению от 29.12.2017 №50 объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания изменялся и составлял: 42 857 000 рублей (от 02.08.2018 №1); 43122700 рублей (от 27.12.2018 №2).
Дополнительное соглашение от 27 декабря 2018 года № 2 к Соглашению от 29.12.2017 №50, в соответствии с которым увеличился объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 265700 руб. и составил 43122700 руб. от имени Учредителя заключено <иные данные> Желонкиным A.M.
Из содержания государственных заданий на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов №1 от 27.12.2017, №2 от 01.08.2018 (утверждены министром Сальниковым А.А.), №3 от 27.12.2018 (утверждено <иные данные> Желонкиным А.М.) следует, что в качестве показателя объема государственной услуги указано «наименование показателя «круглогодичность» с единицей измерении «сутки». В государственном задании №3 от 27.12.2018 в графе 13 «среднегодовой размер платы (цена, тариф), объем субсидии (тыс.руб.) на 2018 год» отражена сумма 43122,70 руб.
Указом главы Республики Марий Эл № 198 от 31 октября 2018 года на Желонкина А.М. возложено временное исполнение обязанностей <иные данные> с 01 ноября 2018 года.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
<иные данные> Желонкину А.М. согласно протоколу об административном правонарушении и постановлению № 14-10/2019-47 от 15 октября 2019 года вменено нарушение, выразившееся в том, что при увеличении объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» на 2018 год на сумму 265700 руб. согласно заключенному дополнительному соглашению от 27 декабря 2018 года №2 показатели, характеризующие объем выполняемых работ, оказываемых услуг, в государственном задании не изменились.
Согласно ст. 26.1 и ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья, должностное лицо, рассматривающие дело, выходить не вправе.
Из представленных материалов следует, что распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 27 декабря 2018 г. №783-р увеличены бюджетные ассигнования республиканского бюджета Республики Марий Эл на погашение задолженности за теплоэнергоресурсы на 64114,6 тыс.рублей, из которых 265,7 тыс.рублей выделено Минтрансу Республики Марий Эл по подразделу 0408 «Транспорт».
Указанные денежные средства, как следует из пояснений представителей сторон и представленных материалов, были израсходованы в рамках государственного задания ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» на 2018 год и направлены на оплату услуг МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» за поставленную тепловую энергию.
Из пояснений представителей административного органа Министерства финансов РМЭ следует, что субсидия в сумме 265700 руб. была выделена Минтрансу РМЭ именно в связи с увеличением с 01 июля 2018 года тарифов на тепловую энергию.
Таким образом, суд приходит к выводу, что дополнительная сумма субсидии в размере 265700 руб. в связи с увеличением тарифов на теплоэнергию была доведена до Минтранса РМЭ с целью достижения установленных показателей, заложенных изначально в государственном задании ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» на 2018 год, следовательно, данные показатели не могли быть изменены должностным лицом Желонкиным М.А., что свидетельствует об отсутствии в данном случае состава вмененного Желонкину М.А. административного правонарушения.
С учетом установленных по делу обстоятельств прихожу к выводу об отсутствии в действиях Желонкина А.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.15 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 настоящего кодекса.
На основании изложенного, с учетом совокупности представленных суду второй инстанции доказательств постановление мирового судьи подлежит отмене, а дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15 КоАП РФ, в отношении Желонкина А.М – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Довод жалобы об объединении дел №№ 14-10/2019-47 и 14-10/2019-48 и необходимости применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ ввиду того, что протоколы об административном правонарушении были составлены по результатам одной проверки, не является основанием для удовлетворения жалобы.
Желонкину А.М., как должностному лицу, ответственному за формирование государственных заданий в отношении ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» вменяется два события нарушений, совершенных не каким-либо одним действием (бездействием). В данном случае нарушение требований по порядку формирования государственных заданий представляют собой совокупность независимо друг от друга совершаемых юридических действий в отношении разных периодов. Оба события, вменяемые Желонкину А.М., как должностному лицу, носят характер оконченных самостоятельных действий, в силу чего его довод о применении ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ и вынесении единого постановления о привлечении к административной ответственности, является не основанным на нормах права.
То обстоятельство, что действия, совершенные Желонкиным А.М., образуют составы правонарушений по одной и той же статье КоАП РФ, выявлены одновременно при проведении проверки административным органом, не имеет правового значения. В данном случае Желонкину А.М. вменено два бездействия с одинаковым составом, что указывает на необходимость соблюдения ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, согласно которой административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя министра финансов Республики Марий Эл № 14-10/2019-47 от 15 октября 2019года о признании Желонкина Александра Михайловича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.15 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.Г. Орлова