У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
Судья Таранова А.О. Дело № 33а-3553/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 24 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 15 апреля 2021 года по делу № 2а-707/2021, по которому постановлено:
административный иск прокурора Железнодорожного района
г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц,
интересов Российской Федерации удовлетворить.
Обязать администрацию г. Ульяновска обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельному участку), земельный участок, предоставленный многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером *** в Железнодорожном районе г.Ульяновска (***) в течение одного года, начиная со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., возражения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации с административным иском к администрации г.Ульяновска о понуждении обеспечить земельный участок, предоставленный многодетным семьям, объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельному участку).
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка по факту обращения ***., в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качестве жилищно-коммунальных услуг» администрация г. Ульяновска проводила работу по оказанию мер поддержки многодетным семьям в улучшении жилищных условий в виде бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в период с 2012 г. по 2015 г.
Был сформирован земельный участок с кадастровым номером *** в Железнодорожном районе г.Ульяновска ***) для жилищного строительства в целях оказания мер поддержки многодетным семьям.
В ходе осмотра прокуратурой было выявлено, что земельный участок не обеспечен инженерной инфраструктурой применительно к условиям населенного пункта (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельному участку).
24.08.2020 Главе г.Ульяновска вынесено представление об устранении нарушений, на которое 05.10.2020 поступил ответ о том, что нарушения не устранены в полном объеме, в 2021 году администрация г.Ульяновска планирует осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением инженерными сетями всех кварталов, на которые выделялись участки многодетным семьям.
Просил суд обязать администрацию г. Ульяновска обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельному участку), земельный участок, предоставленный многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером *** в Железнодорожном районе г. Ульяновска (***) в течение одного года, начиная со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «Ульяновскводоканал», Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», МБУ «Дорремстрой», администрация Железнодорожного района г.Ульяновска, Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, МУП «УльГЭС», Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Финансовое управление администрации г.Ульяновска, МБУ «Стройзаказчик», Управление благоустройства жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска, филиал ПАО «Россети Волга» «Ульяновские распределительные сети».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, считает его
незаконным, необоснованным.
Указывает, что администрацией г.Ульяновска предприняты все возможные
меры, направленные на обеспечение многодетных семей инженерной инфраструктурой,
в рамках выделенных денежных средств.
В бюджете на 2021 г. не предусмотрены денежные средства в размере 5 млн. рублей на
мероприятия, связанные с обеспечением инженерными сетями кварталов, на которых
выделялись участки многодетным семьям. Администрацией г.Ульяновска в адрес ООО «Газпром
газораспределение Ульяновск» направлено письмо по вопросу включения мероприятий
по газоснабжению участков, выделенных многодетным семьям, в инвестиционную
программу ООО «Газпром газораспределение
Ульяновск».
Судом установлен нереальный срок, поскольку необходимо предусмотреть
денежные средства, провести закупочные мероприятия, заключить муниципальный
контракт.
Для строительства автомобильных дорог и подъездов к земельным участкам,
расположенным в с. Луговое также необходимо первоначально разработать проект
строительства, произвести процедур, разработать смету, определяющую объем и
строительство работ, затем провести закупку на заключение муниципального
контракта на строительство работ, затем провести закупку на заключение
муниципального контракта на строительство сетей наружного освещения.
Ремонт городских автодорог улично-дорожной сети МО «город Ульяновск»
производится в рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные
дороги» на 2020-2024 гг.
Бюджетом МО «город Ульяновск» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 г.г. финансовые
средства на строительство данного участка не предусмотрены.
Выполнение работ по строительству новых автомобильных дорог в
с.Луговое будет возможно при выделении дополнительных бюджетных средств
финансирования на данную статью расходов.
В судебное заседание апелляционной инстанции кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
В связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено, что во исполнение Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 59-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» в период 2012-2015 г.г. администрацией г.Ульяновска реализованы мероприятия по бесплатному предоставлению в собственность семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков.
За счет средств муниципального бюджета сформирован земельный участок с кадастровым номером *** в Железнодорожном районе г.Ульяновска (***) для жилищного строительства в целях оказания мер поддержки многодетным семьям.
На основании постановлений администрации г.Ульяновска в период с 2012 – 2015 г.г. многодетным семьям в собственность бесплатно предоставлены земельные участки в количестве 1696, для строительства индивидуальных жилых домов.
Прокуратурой района была проведена проверка по факту обращения ***., проживающей по адресу: ***, то есть на земельном участке, выделенном многодетным семьям для строительства, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно, земельный участок в Железнодорожном районе г.Ульяновска (***) не обеспечен объектами инженерной инфраструктурой применительно к условиям населенного пункта (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельному участку).
Главе г.Ульяновска 24.08.2020 вынесено представление об устранении нарушений, на которое 05.10.2020 поступил ответ о том, что нарушения не устранены в полном объеме, в 2021 году администрация г. Ульяновска планирует осуществлять мероприятия, связанные с обеспечением инженерными сетями всех кварталов, на которые выделялись участки многодетным семьям.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями норм права, регулирующих спорные правоотношения, в том числе принимая во внимание положения п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», постановления администрации г.Ульяновска от 27.09.2013 № 4265 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищного строительства на территории МО «г.Ульяновск» на 2014 – 2024 г.г., ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства, исходя из установленных по делу обстоятельств, установив, что земельный участок, предоставленный многодетным семьям, в нарушение действующего законодательства не обеспечен объектами необходимой коммунальной и дорожной инфраструктурой, учитывая, что обязанность по такому обеспечению возложена законом на администрацию муниципального образования, предоставившую такой участок, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска.
Так, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки должны предоставляться в собственность граждан бесплатно при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры, других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Разрешая вопрос об обеспечении земельного участка, предоставленного многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства, объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры, судом первой инстанции указанная обязанность возложена на администрацию г.Ульяновска.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы
апелляционной жалобы на отсутствие достаточных средств на осуществление
возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере
газоснабжения, водоснабжения, водоотведения и дорожной деятельности, не может
являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий.
Конституционный Суд Российской
Федерации в своем определении
от 09.11.2017 № 2516-О разъяснил, что на положения п.4
и 5 ч.1 ст.16
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», относящие часть определяемых посредством термина
«организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения
населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные
вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения
городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории,
обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной
жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и
к транспортной инфраструктуре общего пользования, распространяется правовая
позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении
от 20.12.2010 № 22-П, в силу которой
основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных
потребностей населения муниципальных образований.
При необходимости администрация г.Ульяновска не лишена возможности в соответствии со ст.189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнение решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.
Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего
законодательства, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от
15 апреля 2021 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации
города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: