Дело № 2а-274/2021 13RS0011-01-2021-000421-45
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 19 марта 2021 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:председательствующего судьи Пивкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Ворфоломееве А.Н.,
с участием в деле:
административного истца Кликунас Р.с.В., участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи,
административного ответчика – Федерального казённого учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, его представителя Ерцкиной О.А.,
административного ответчика – Федеральной службы исполнения наказаний России, его представителя Абаниной Н.Н.,
административного ответчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия, его представителя Абаниной Н.Н.,
административного ответчика – начальника Федерального казённого учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Трофимова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кликунаса Ромуальдаса с. Витауто к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконными действий, выразившихся в ненадлежащих условиях содержания, и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в местах лишения свободы,
установил:
Кликунас Рс.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указывает, что в период с 23.04.2019 г. по 28.08.2020 г. отбывал наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия. В указанный период административный ответчик проявил бездействие, выразившееся в нарушении минимальных норм материально-бытового обеспечения, жилищно-бытовых и санитарных условий содержания, уклонялся от исполнения возложенных на него действующим законодательством обязанностей. Административный истец содержался в условиях: «перелимита», в одном отряде с лицами, имеющими инфекционные заболевания; неоказания должной медицинской помощи; постоянного присутствия грибка, плесени, неприятного запаха в помещениях; нехватки времени на посещение туалета, неприемлемого качества еды в столовой и нарушения санитарных норм при ее приготовлении.
Полагает, что указанные условия содержания нарушают его права, гарантированные ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также право на охрану достоинства личности от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего обращения, или наказания, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации, а также установленные ЕСПЧ стандарты условий содержания.
Принимая во внимание изложенное, просит суд признать действия (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, выразившиеся в нарушении условий содержания административного истца незаконными; взыскать с УФСИН России по Республике Мордовия в его пользу компенсацию за нарушение установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации условий содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН РФ по Республике Мордовия в размере 3 000 000 руб.
Административный истец Кликунас Р.с.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Ерцкина О.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила суд применить срок исковой давности.
Административный ответчик – начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Трофимов В.П. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежаще.
Представитель административных ответчиков – Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия Абанина Н.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила суд применить срок исковой давности.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
На основании ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с положениями статьи 12.1. УИК РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ).
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (п. 3 ст. 12.1. УИК РФ).
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Кликунас Р.с.В. осужден приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06.04.2018 г.
В период с 23.04.2019 по 28.08.2020 отбывал наказание по в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, в отряде №.
Из исследованных в судебном заседании письменных доказательств установлено следующее.
Жилая площадь отряда № составляет 199,68 кв.м.; в здании общежития отряда имеется три спальных секции, в которых установлены двухъярусные кровати. Лимит наполнения отряда 98 человек, средняя площадь на одного осужденного составляет не менее 2 кв.м. за период отбывания наказания административным истцом численность осужденных, содержащихся в отряде №, изменялась от 70 до 90 человек при лимите наполнения 98 человек. Кликунас Р.с.В. был обеспечен индивидуальным спальным местом в спальной секции №; площадь секции 53,01 кв.м.; количество кроватей – 13, количество спальных мест 26, тумбочек – 26. В умывальной комнате установлено 9 раковин для личной гигиены, имеется электрический водонагреватель. Туалетная комната находится внутри помещения отряда, установлено 7 унитазов и 2 писсуара, норма приватности соблюдаются. Всё санитарное оборудование находится в исправном состоянии. В локальном секторе отряда имеется также надворный туалет, в котором установлено 16 санузлов, нормы приватности соблюдаются, имеется 3 раковины для личной гигиены. Площадь комнаты приема пищи составляет 20,78 кв.м., оборудована в соответствии с Приказом ФСИН России №512 от 27.07.2006 г. «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». В комнате приема пищи имеется 3 стола для приему пищи, 4 холодильника и 4 микроволновые печи. Для функционирования электрооборудования имеется 10 розеток. Условия для соблюдения личной гигиены осужденных созданы в соответствии с Приказом Минюста России №295 от 16.12.2016 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Санитарное состояние в отряде удовлетворительное, поддерживается осужденными; грибок и плесень на стенах, полу и потолке в отряде № отсутствует. Согласно заключенным контрактам с ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России ежемесячно в помещениях отряда производится дератизация; по мере необходимости – дезинсекция и дезинфекция. В локальном отряде располагается уличная сушилка для белья осужденных.
Правовое регулирование организации питания осужденных к лишению свободы в России осуществляется Уголовно-исполнительным кодексом РФ, нормативными актами Правительства РФ, Министерства юстиции РФ и иных органов власти.
В целях реализации положений ч. 3 ст. 99 УИК РФ было принято Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время» (далее - Постановление №205), утверждающее минимальную норму питания осужденных на мирное время, которая представляет собой перечень продуктов, входящих в суточный рацион.
В минимальный суточный рацион осужденного входят: хлеб из смеси муки, макаронные изделия, мясо, рыба, маргарин, растительное масло, коровье молоко, яйца куриные, сахар, соль, чай, лавровый лист, горчичный порошок, томатная паста, картофель, овощи, кисели или сушеные фрукты (Постановление № 205).
Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержден Приказом ФСИН РФ от 02.09.2016 №696 (далее - приказ ФСИН России от 02.09.2016 №696). Указанный Порядок вступил в силу 25.12.2016. Ранее действовала Инструкция по организации питания осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях, и лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, лечебно-воспитательных и воспитательно-трудовых профилакториях МВД СССР, утвержденная Первым заместителем министра внутренних дел СССР 06.11.1988.
Здание столовой ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия расположено в отдельном здании, обеспечено централизованным водоснабжением и канализацией. В здании имеется зал для приема осужденными пищи (столовая); имеются помещения для нарезки хлеба и отдыха поваров; варочный, моечный, рыбный, мясной и овощной цеха, склад сыпучих продуктов, гардеробная, санитарный узел и кабинет заведующего столовой. Питание осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №205 от 11.04.2005 г. «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН России, ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД РФ и пограничных органов ФСБ, лиц, подвергнутых аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ на мирное время», приказами Министерства юстиции РФ №189 №17.09.2018 г. «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН России, на мирное время», приказа ФИСН России №696 от 02.09.2016 г. «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Контроль за качеством приготовленной пищи осуществляется заведующим столовой, медицинским работником филиала «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России. Разрешение на выдачу приготовленной пищи дается оперативным дежурным после снятия пробы, о чем делается запись в книге учета контроля за качеством приготовленной пищи. Медицинским работником ежедневно осуществляется контроль за санитарным состоянием помещений столовой и обеденного зала. Ежедневно после каждого приема пищи производится влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, помывка посуды с применением моющих средств. При приеме пищи каждому осужденному выделяется посуда. Меню раскладки составляется на неделю, утверждается начальником учреждения. Продукты питания для осужденных получаются централизованно с центральной базы УФСИН России по Республике Мордовия. На складе учреждения имеется необходимый запас продовольствия в ассортименте. Срывов в организации питания не допускалось.
В соответствии с приказом Минюста России №295 от 16.12.2016 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» помывка осужденных осуществляется не реже двух раз в неделю. В ФКУ ИК-№ оборудован и функционирует банно-прачечный комплекс, располагающий помывочным залом, оборудованным семнадцатью душевыми лейками с подводкой горячей и холодной воды. Начальником исправительного учреждения утвержден график помывки осужденных поотрядно.
Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с нормами УИК РФ, Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, приказом Минздравсоцразвития и Минюста России от 17.10.2005 №640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (далее - Порядок организации медицинской помощи).Порядок организации медицинской помощи, действовал до 20.02.2018, в настоящее время действует Приказ Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка.
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным на территории Республики Мордовия с 2013 года осуществляется ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России и его филиалами.
В соответствии с п. 41 Порядка организации медицинской помощи осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. По прибытии все осужденные проходят медицинский осмотр с целью выявления инфекционных и паразитарных заболеваний.
В течение этого времени они проходят углубленный врачебный осмотр с целью выявления имеющихся заболеваний, оценки состояния здоровья. В ходе его врачи производят сбор анамнестических данных о перенесенных заболеваниях осужденного (в т.ч. эпиданамнез), травмах, операциях, которые регистрируются в медицинской карте амбулаторного больного, при необходимости назначаются дополнительные обследования. Рентгенологическое или флюорографическое обследование органов грудной клетки проводится в возможно кратчайшие сроки (не более 2 недель) при отсутствии данных о проведении этого обследования в течение последних 4 месяцев. Дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья осужденных осуществляется во время профилактических медицинских осмотров, амбулаторных обращений в медицинскую часть, а также диспансерного наблюдения за лицами, имеющими хронические заболевания (п. 42). Профилактический медицинский осмотр проводится один раз в год (п. 43).
В период отбывания наказания в ФКУ ИК-№ осужденный Кликунас Р.с.В. на диспансерном учете не состоял. За время отбывания наказания неоднократно водворялся в штрафной изолятор; при наложении данного вида взысканий осматривался медицинским работником.
В соответствии со ст. 80 УИК Российской Федерации, пунктом 7 Приказа Минюста России №17 от 26.01.2018 г. «Об утверждении порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое» осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых не содержатся. Лица с активными формами туберкулеза в учреждении не содержатся.
В силу статей 5, 17, 17 Федерального закона №38-ФЗ от 30.05.1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на её территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, они не изолируются и содержатся на общих основаниях. Лица с вирусными гепатитами В,С также содержатся на общих основаниях. Раздельное и изолированное содержание предусмотрено только для лиц с активными формами туберкулеза, которые в ФКУ ИК-№ не содержатся.
Таким образом, довод истца о некачественном и несвоевременном оказании медицинской помощи в судебном заседании не нашел своего подтверждения.
В соответствии со статьёй 83 УИК Российской Федерации администрацией ФКУ ИК-№ используются аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также в целях получения иной необходимой информации о поведении осужденных. К таким средствам относятся: стационарные видеокамеры, установленные на территории исправительного учреждения, в местах проживания и работы осужденных; а также портативные видеорегистраторы, имеющиеся в пользовании у сотрудников дежурной смены.
Согласно подпункту 8 пункта 23 Приказа Минюста России №279 от 07.09.2006 г. «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», Главой 2 Инструкции о порядке осуществления надзора на объектах исправительных учреждений с применением портативных видеорегистраторов (утв. Приказом начальника УФСИН России по Республике Мордовия №55 от 07.02.2018 г.) фото-данные и видеоданные, полученные в результате применения технических средств надзора и контроля за осужденными, хранятся в компьютере на посту видеоконтроля ФКУ ИК-№ в течение 30 суток, после чего автоматически уничтожаются в результате наполнения памяти компьютера новыми данными, путем наложения новых записей на уже имеющиеся. В период с 23.04.2019 г. по 28.08.2020 г. в спальных секциях отряда № установлено по 2 видеокамеры в каждой спальной секции: одна камера – над входом, одна камера – в конце секции.
Из имеющейся в материалах дела выписки из справки по результатам контрольной проверки ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, проведенной в период с 19 по 20 июня 2019 г. комиссией УФСИН России по Республике Мордовия нарушений работы учреждения по соблюдению прав, свобод и законных интересов осужденных, состоянию тылового блока, медицинскому обеспечению осужденных не установлено.
Указанные обстоятельства установлены судом на основании доказательств, представленных в материалы дела, которые согласуются между собой и не вызывают сомнений у суда. Доводы административного истца, напротив, материалами дела не подтверждаются.
Таким образом, доводы иска о том, что условия содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия являются бесчеловечными, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, суд находит их несостоятельными.
Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу ст. 43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок его отбывания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости прежде всего от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 N 480-О-О).
Таким образом, в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия соблюдаются требования нормативных документов, регламентирующих условия и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы.
Условия отбывания наказания административным истцом суд не признает как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку они не носят цели нарушить гражданские и иные права истца, а направлены для достижения целей наказания, которыми согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ - являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом об административном судопроизводстве.
Несмотря на то, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не зависит от наличия либо отсутствия вины учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ), предметом является факт ненадлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении.
При этом доказательств обращения истца в период его содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия в компетентные органы с какими-либо жалобами на условия своего содержания в колонии, в том числе в части непригодных к употреблению продуктов питания, на некачественное медицинское обслуживание, негативное отношение к нему со стороны администрации учреждения истцом в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Кроме того, представителями административных ответчиков в судебном заседании заявлено о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
Жалобы содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 227.1 КАС РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно п. 3 ст. 227.1 КАС РФ, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Частью 1 статьи 94 КАС РФ определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Как следует из административного иска, Кликунас Р.с.В. оспаривает действия (бездействие) административных ответчиков, выразившиеся в нарушении условий его содержания в период с 23.04.2019 г. по 28.08.2020 г.
Статьей 227.1 КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением указанной категории, в связи с чем, данные сроки подлежат исчислению по общим правилам главы 22 КАС РФ и составляют три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Исключение по вопросу исчисления данного срока содержится в части 2 ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Кроме того, согласно разъяснениям п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административный иск может быть подан в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Данные разъяснения согласуются с введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. №451-ФЗ частью 1.1 ст. 219 КАС РФ, согласно которой если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
С настоящим административным иском Кликунас Р.с.В. обратился в суд 15.02.2021 (направив его почтой), то есть с нарушением установленного законом срока обращения в суд. Сведений о направлении административным истцом жалобы в Европейский Суд по правам человека материалы дела не содержат. В этой связи доводы административных ответчиков о пропуске административным истцом срока на обращение в суд также заслуживают внимания. Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для оставления заявленных административным истцом требований без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая, что в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказано, оснований для возмещения ему понесенных расходов по уплате государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Кликунаса Р.с.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия о признании незаконными действий, выразившихся в ненадлежащих условиях содержания, и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в местах лишения свободы оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Зубово-Полянского районного суда
Республики Мордовия ) Е.А.Пивкина
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2021 г.
Председательствующий ) Е.А.Пивкина