Решение по делу № 2-289/2019 от 25.01.2019

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года.

Дело № 2-289/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2019 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Петровой О.С.

при секретаре Романовой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куренкова Федора Владимировича к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» о признании права на предоставление социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Куренков Ф.В. обратился в Североморский районный суд Мурманской области с исковым заявлением к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее по тексту - ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения») о признании права на предоставление социальной поддержки в полном объеме.

В обоснование иска и в судебном заседании, уточнив заявленные требования, указал, что до 10 марта 2015 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 81265. После увольнения в запас доходы его семьи уменьшились, в связи с чем 28 апреля 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему социальной поддержки, установленной законами Российской Федерации, законами Мурманской области и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Мурманской области.

На основании данного заявления и приложенных документов с апреля 2015 года ему предоставлена ежемесячная коммунальная выплата (далее - ЕКВ) многодетной семье, по субсидии принято решение об отказе с 01 мая 2015 года, решений по ежемесячному пособию на троих несовершеннолетних детей в его адрес не поступало.

В дальнейшем он неоднократно обращался в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения по различным вопросам, а также подал аналогичное заявление и новые документы, на основании которых ему была оказана социальная помощь в виде выплаты однокласснику.

С апреля 2016 года, после предоставления очередного комплекта документов для выплаты субсидии, ему стало выплачиваться детское пособие, однако и в последующие периоды названные выплаты произведены не за все месяцы.

Так, ЕКВ многодетной семье не произведена в январе 2016 года, она же и детское пособие не выплачены за июль и сентябрь 2016 года.

Невыплату ЕКВ ответчик обосновал непредставлением копии паспорта, удостоверяющего личность гражданина и его регистрацию по месту жительства (по месту пребывания).

В 2017 году на основании решения ответчика № 453/1 от 11 апреля 2017 года прекращены выплаты пособий на ФИО2. и ФИО3. с 01 мая по сентябрь включительно в связи с увеличением его доходов, при этом согласно справке учреждения увеличение дохода образовалось в связи с включением в доход денежных средств, перечисленных ответчиком в счет выплаты субсидии за предыдущие периоды.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, полагая, что ответчиком не предоставлены ему меры социальной поддержки в полном объеме, истец просил признать незаконными действия (бездействие) ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения», признать право Куренкова Ф.В. на получение государственных услуг в оспариваемые периоды, обязать ответчика выплатить Куренкову Ф.В. ежемесячные детские пособия с 01 июня 2015 года по 01 марта 2016 года на детей ФИО1., ФИО2., ФИО3., за июль-август 2016 года, май-сентябрь 2017 года на ФИО2., ФИО3.; обязать ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» произвести ему ежемесячную денежную выплату на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области за февраль, июль–сентябрь 2016 года, август-октябрь 2017 года, а также взыскать с ответчика в его пользу госпошлину.

Представитель ответчика - ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» Акилова Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве. Полагала, что истцу в полном объеме предоставлены меры социальной поддержки.

Представитель третьего лица - Министерства социального развития Мурманской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил письменное мнение по иску, в котором возражал против заявленных исковых требований, указав, что правовые основы предоставления Куренкову Ф.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отсутствуют.

Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска в силу следующего.

В судебном заседании установлено, что Куренков Ф.В. и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, фактически он и члены его семьи имеют регистрацию по месту жительства при войсковой части 81265.

Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (наймодатель), действующий от имени собственника жилого помещения муниципального образования ЗАТО г. Североморск, заключил с Куренковым Ф.В. (наниматель) договор коммерческого найма жилого помещения № 50 от 13.02.2015 о передаче нанимателю и членам его семьи на срок до 12.02.2017 в пользование изолированного жилого помещения, площадью 66,40кв.м., в том числе жилой 40,90 кв.м по адресу: ***, для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены следующие члены семьи: жена – Куренкова М.Ю., сын – ФИО2., дочь ФИО3., дочь – ФИО1

Впоследствии с Куренковым Ф.В. заключены договоры коммерческого найма жилого помещения № 84 от 05 сентября 2016 года на срок до 05 августа 2017 года и № 351 от 03 ноября 2017 года на срок до 02 октября 2018 года.

В связи с увольнением с военной службы и изменением материального положения, истец 28 апреля 2015 года обратился в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки.

В настоящее время Куренков Ф.В., не соглашаясь с объемом предоставленных мер социальной поддержки обратился с иском в суд.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предписано субъектам Российской Федерации определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Подпунктом 24 п. 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.

Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель предоставил субъектам полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение многодетными семьями дополнительных мер социальной поддержки.

Согласно Закону Мурманской области от 07 декабря 2011 года № 1438-01-ЗМО (ред. от 10.12.2018) "О социальной поддержке многодетных семей в Мурманской области" на территории данного субъекта Российской Федерации многодетные семьи имеют право на получение ряда мер социальной поддержки, в том числе право на ежемесячное пособие на ребенка в соответствии с законодательством Мурманской области и ежемесячную денежную выплату на оплату коммунальных услуг в соответствии с законодательством Мурманской области.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Мурманской области от 27.12.2004 № 567-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг» (далее по тексту - Закон), постановлением Правительства Мурманской области от 14.04.2010 № 160-ПП «О правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Мурманской области и правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области» (далее по тексту - Постановление Правительства Мурманской области), Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства социального развития Мурманской области от 18.09.2018 № 424 «Об утверждении административного регламента Министерства социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг многодетным семьям» (далее по тексту - Регламент) (ранее действовал Административный регламент, утвержденный приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 30.03.2012 № 159) право на ежемесячную коммунальную выплату (далее - ЕКВ) имеет один из родителей (усыновителей), совместно проживающий с детьми на территории Мурманской области.

В соответствии с Правилами при установлении права многодетной семьи на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи осуществляются в порядке, предусмотренном для назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Мурманской области, указанными в статье 2 Закона Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области».

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 (далее - Перечень № 512).

Социальная поддержка по оплате коммунальных услуг многодетным семьям осуществляется в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг.

Размер ЕКВ составляет 30% расходов по коммунальным услугам с учетом всех членов семьи.

ЕКВ предоставляется по месту жительства или месту пребывания на территории Мурманской области одного из родителей (усыновителей) совместно с детьми на основании заявления и документов, перечень которых определяется Правительством Мурманской области.

Для первичного установления ежемесячной коммунальной выплаты один из родителей (усыновителей), совместно проживающий с детьми на территории Мурманской области (далее - заявитель), представляет в учреждение следующие документы:

- заявление о назначении ежемесячной коммунальной выплаты с указанием способа осуществления выплаты;

- копию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

- копии свидетельств о рождении детей;

- справки о доходах членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;

- справку об обучении в образовательной организации по очной форме обучения ребенка (детей) старше 18 лет.

Копии документов представляются с одновременным представлением оригиналов. Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы, оригиналы документов возвращаются заявителю. В случае представления заявителем нотариально заверенных копий документов представление их оригиналов не требуется.

Как следует из материалов дела, первоначально истец обратился за получением ЕКВ 29 апреля 2015 года и данная выплата ему назначена с 01 апреля 2015 года по 12 февраля 2016 года (по дату окончания регистрации по месту пребывания), при этом выплата ЕКВ за апрель 2015 года произведена в мае 2015 года.

В период с 13 февраля 2016 года и по 15 марта 2016 года Куренков Ф.В. истец за назначением ЕКВ не обращался, что не оспаривалось им в судебном заседании и подтверждается материалами дела.

По заявлению истца от 16 марта 2016 года ЕКВ назначена с 09 марта 2016 года (с даты очередной перерегистрации по месту жительства) по 07 июня 2016 года (до даты достижения ФИО3 совершеннолетия). Выплата ЕКВ за март 2016 года произведена в апреле 2016 года.

В период с июля по август 2016 года истец за назначением ЕКВ не обращался. По заявлению от 21 сентября 2016 Куренкову Ф.В. ЕКВ назначена с 14 сентября 2016 по 05 августа 2017 года (по дату окончания регистрации по месту пребывания). Выплата ЕКВ за сентябрь 2016 года произведена в октябре 2016 года.

В период с августа по сентябрь 2017 года истец за назначением ЕКВ не обращался. Заявление от 12 октября 2017 и документы на предоставление ЕКВ, направленные заявителем по почте 14 ноября 2017 года, получены 17 ноября 2017 года.

По заявлению от 17 ноября 2017 года Куренкову Ф.В. ЕКВ назначена с 14 ноября 2017 по 02 октября 2018 года (по дату окончания регистрации по месту пребывания). Выплата ЕКВ за ноябрь 2017 года произведена в декабре 2017 года.

Поскольку в соответствии с вышеприведенными Правилами ежемесячная денежная выплата по оплате коммунальных услуг предоставляется многодетным семьям, проживающим на территории Мурманской области, и в отношении конкретного жилого помещения суд находит обоснованными действия ответчика по предоставлению услуги при подтверждении факта проживания истцом соответствующими документами.

При этом суд учитывает, что истец, достоверно зная об истечении срока найма жилого помещения по договору коммерческого найма и окончании в связи с этим обстоятельством срока регистрации по месту жительства, доказательств ответчику, подтверждающих повторное заключение договора коммерческого найма не представлял, с заявлением до окончания срока регистрации по месту пребывания не обращался, мер для заблаговременного заключения нового договора коммерческого найма с КИО администрации ЗАТО г. Североморск не предпринимал.

Таким образом, по мнению суда, услуга по предоставлению ЕКВ оказана истцу ответчиком в полном объеме.

Относительно заявленных истцом требований о признании за ним права на получение ежемесячных пособий на детей суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Законом Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области» (далее по тексту - Закон № 549-01-ЗМО) малоимущим семьям, имеющим детей, предоставляется социальная поддержка в виде ежемесячного пособия на ребенка.

Решения о предоставлении указанного вида поддержки принимается Учреждением по месту жительства либо месту пребывания нуждающихся граждан на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих состав семьи и доходы всех ее членов.

В соответствии с Законом № 549-01-ЗМО многодетная малоимущая семья - многодетная семья со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Мурманской области по основным социально-демографическим группам населения.

Пособие назначается и выплачивается одному из родителей в малоимущей семье на каждого совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).

Как следует из материалов дела, в период с 01 апреля 2015 по 01 марта 2016 года заявление от истца о назначении ежемесячного пособия на детей не поступало.

Суд принимает во внимание доводы Куренкова Ф.В. о том, что в своем заявлении от 28 апреля 2015 года он просил оказать ему все меры социальной поддержки, однако учитывает, что на дату обращения истца в ГОКУ Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» размер его среднедушевого дохода составлял 16 667,71 руб., в связи с чем превышал установленный прожиточный минимум в размере 13 735 руб.

Учитывая данное обстоятельство, на 28 апреля 2015 года право у Куренкова Ф.В. на оформление ежемесячного пособия на детей не возникло, обязанности у ответчика по предоставлению истцу данной услуги не возникло.

В последующем с заявлением на оформление данной меры социальной поддержки Куренков Ф.В. обратился лишь 23 марта 2016 года, после чего истцу назначено пособие на детей ФИО2., ФИО3. и ФИО1.с 01 марта 2016 года по 30 июня 2016 года (по месяц исполнения ФИО1. 18 лет).

В июле 2016 года и августе 2016 года с заявлением на оформление ежемесячного пособия на детей ФИО3., Куренкова Н.Ф. истец не обращался.

В случае пропуска срока своевременной подачи заявления на предоставление мер социальной поддержки нормативными правовыми актами не предусмотрено назначение за предыдущие периоды социальных выплат, указанных в иске.

Предоставление мер социальной поддержки имеет заявительный характер и назначение осуществляется на основании своевременно оформленных заявлений и представленных документов в уполномоченный орган.

21 сентября 2016 года Куренков Ф.В. подтвердил статус многодетной семьи, представив справку от 05 сентября 2016 года № 16 об обучении с 01 сентября 2016 года в Мурманском колледже Искусств ФИО1., после чего с 01 сентября 2016 года по 30 сентября 2017 года заявителю было назначено ежемесячное пособие на детей из многодетной малоимущей семьи.

Право на предоставление государственной услуги имеют малоимущие семьи, имеющие детей, со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Мурманской области.

При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия либо изменение его размера, выплата пособия прекращается или производится в измененном размере начиная с месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Как установлено в судебном заседании, при получении ответчиком в апреле 2017 года сведений об изменении в сторону увеличения доходов семьи Куренковых (в связи с выплатой субсидии, право на получение которой установлено решениями суда), выплата пособия на детей из многодетной семьи с мая 2017 была прекращена по причине превышения среднедушевого дохода над величиной прожиточного минимума в соответствии с Законом Мурманской области от 23 декабря 2004 г. N 549-01-ЗМО.

Порядок учета доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и предоставления им материальной помощи определяется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации Постановлением от 20 августа 2003 г. N 512 утвердило Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 1 Перечня, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников.

При этом пунктом 2 Перечня определено, что в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Вместе с тем субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не является одним из видов государственной социальной помощи и включается в расчет среднедушевого дохода в соответствии с последним абзацем подпункта "д" пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи - как иная социальная выплата, установленная органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Поскольку среднедушевой доход истца, при расчете которого ответчиком учтены суммы выплаченных субсидий, превышает установленную величину прожиточного минимума, право на предоставление государственной услуги по выплате ежемесячного пособия на детей с мая по сентябрь 2017 года он не имел.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом не установлено нарушения прав истца действиями ответчика, суд отказывает в удовлетворении требований Куренкова Ф.В. в полном объеме.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Куренкова Федора Владимировича к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения», Министерству социального развития Мурманской области о предоставлении жилищной субсидии отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий О.С. Петрова

2-289/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Куренков Федор Владимирович
Ответчики
Государственное областное казенное учреждение "Североморский межрайонный центр социальное поддержки населения"
Другие
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Петрова О.С.
Дело на сайте суда
sevrs.mrm.sudrf.ru
25.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2019Передача материалов судье
30.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2019Судебное заседание
04.03.2019Судебное заседание
11.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее