РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 февраля 2016 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1047/16 по иску М. к Администрации г.о. Самара об обязании включить в список нуждающихся,
установил:
М. обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с иском к Администрации г.о. Самара об обязании включить в список нуждающихся. В обоснование иска указывает, что она обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара для включения в список сирот, подлежащих обеспечению жильем, и предоставления специализированного жилого помещения, но ей в этом было отказано. С 1995 г. она жила в г. Отрадном Самарской области в детском <адрес> до 2004 г. С 2004 г. по 2008 г. училась в Самарском социально-педагогическом колледже. После окончания колледжа устроилась на работу и сняла квартиру. Она зарегистрированная в жилом доме, который признан непригодным для жилья по адресу: Безенчукский район, пгт Осинки, <адрес>. Администрацией г.о. Самара ей было отказано во включении в список, в связи с тем, что отсутствуют предусмотренные действующим законодательством основания для включения ее в список (подача заявления после достижения предельного возраста, установленного для обращения с заявлением о включении в список). Просит обязать включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ М. заявленные требования поддержала. Пояснила, что является сестрой истицы. Всего в их семье было 4 детей, оставшихся без попечения родителей: 2 сестры и 2 брата. Сестра не успела получить квартиру, не обратилась вовремя в Администрацию г. Самары. В настоящее время сестра (истица) зарегистрирована по месту жительства в доме в с. Осинки. Этот дом достался им от родителей, но он не пригоден для проживания. Администрация с. Осинки обещала его отремонтировать за свой счет, но не сделала этого. Истица зарегистрирована по месту пребывания в г. Самаре, в квартире, которую представитель истицы получила как лицо, оставшееся без попечения родителей. Фактически истица в этой квартире не проживает, проживает в г. Краснодаре, где и работает.
Ответчик представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте разбирательства дела извещен, отзыва на иск не представил.
Третье лицо Департамент управления имуществом г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (л.д. 74-75), в котором полагало исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истицы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что до 4.03.2006 г. истица имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей (л.д. 15-23, 24, 25), а с 5.03.2006 г. до 4.03.2011 г. – статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в терминологии ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.1 ст.8 названного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены ранее достижения возраста 18 лет.
В силу п.9 ст.8 того же закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела усматривается, что в 2015 г. истица обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Распоряжением первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от 2.07.2015 г. №2290 истице во включении в указанный список было отказано в связи с достижением предельного возраста, установленного для обращения с заявлением о включении в список (л.д. 8).
Порядок реализации права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определен п.3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 названного закона. В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и достигшие возраста 14 лет.
В Самарской области действует Закон Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», в соответствии с которым полномочия по обеспечению реализации прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе, по ведению списка, указанного в п.3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», переданы муниципальным образованиям при условии финансового обеспечения за счет областного бюджета.
Согласно п.5 ст.3 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» учетная норма площади жилого помещения для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений составляет 14 м2 на человека. Согласно ст.4 того же закона, заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается в орган местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства в случае отсутствия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список. Заявление о включении в список подается заявителями в орган местного самоуправления по месту жительства детей в течение 60 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных законом оснований для предоставления указанным лицам жилых помещений.
Органы опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями заявлений о включении указанных детей в список.
В случае неподачи законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный срок заявления о включении указанных детей в список орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязан в течение 60 календарных дней со дня истечения срока подачи указанного заявления самостоятельно принять меры для включения указанных лиц в список (сбор, подготовка и подача документов).
Таким образом, необходимым условием реализации права обладающего вышеуказанным льготным статусом гражданина на обеспечение жилым помещениям муниципального специализированного жилищного фонда является подача заявления о включении в список лиц, подлежащих обеспечению такими помещениями. Данное требование не является чисто формальным, поскольку финансирование государственных мероприятий по обеспечению реализации такого права осуществляется на основании данных соответствующих списков (п.6, 7 ст.4 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области»).
Истица обратилась с заявлением о включении в список в возрасте 27 лет, т.е. спустя 4 года после утраты ею правового статуса лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На наличие каких-либо уважительных причин несвоевременного обращения ни истица, не её представитель не ссылались. Согласно объяснениям представителя истицы в судебном заседании, до достижения истицей возраста 23 лет она рассчитывала на ремонт принадлежащего ей, её сестре и братьям дома в с. Осинки за счет средств бюджета Безенчукского района Самарской области. Однако данное обстоятельство не может быть признано уважительной причиной пропуска срока на обращение с заявлением о включении в указанный выше список, тем более, что, как явствует из представленной суду переписки (л.д. 54-70), никаких реальных мер к ремонту жилого помещения органы местного самоуправления Безенчукского района Самарской области не принимали, дом даже не был признан непригодным для проживания.
До 1.01.2013 г., т.е. в течение всего периода, когда истица имела указанный выше льготный правовой статус, жилые помещения лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлялись по договорам социального найма, однако порядок их предоставления был аналогичным. Истица должна была встать на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в заявительном порядке, определенном ст.52 ЖК РФ, после чего в силу пп.2 п.2 ст.57 ЖК РФ она приобретала бы право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий истицей не подавалось.
Истица является трудоспособной, на наличие заболеваний или иных причин, объективно препятствовавших обращению с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма до 1.01.2013 г. и в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда после 1.01.2013 г. не ссылалась.
Указание в п.9 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на сохранение за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, права на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не может пониматься как позволяющее указанным лицам обращаться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении такими жилыми помещениями в любое время после достижения ими указанного возраста. Правовой смысл данного законоположения заключается в сохранении лицами, уже включенными в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, права получить жилое помещение и после достижения возраста 23 лет. Утрата льготного статуса в силу возрастного фактора не может служить основанием для исключения гражданина из списка. Однако для включения в список гражданин должен на момент подачи заявления обладать соответствующим льготным статусом.
Таким образом, оснований для включения истицы в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда у Департамента управления имуществом г.о. Самара не имелось.
Кроме того, в силу п.4 ст.5 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» заявитель включается в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в муниципальном образовании по месту своего жительства. По правилам п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Истица в настоящее время постоянно проживает в г. Краснодаре, где, согласно пояснениям её представителя, имеет работу постоянного характера. На проживание истицы в г. Краснодаре указывает и факт совершения ею в этом городе доверенности представителю на ведение дела.
Даже если допустить, что сама истица рассматривает проживание и работу в г. Краснодаре как временное явление, эпизод биографии, то следует учитывать, что истица сохраняет регистрацию по месту жительства в <адрес>). Из материалов дела усматривается, что истица снималась с регистрационного учета по указанному адресу в 2014 г. (как поясняет её представитель – с целью оформления фиктивной регистрации по месту жительства в г. Краснодаре на период трудоустройства), но затем зарегистрировалась там вновь. Предполагается, что гражданин, подающий заявление о регистрации по месту жительства, воспринимает адрес, по которому регистрируется, именно как место своего постоянного жительства и имеет своей целью сообщить об этом публичным властям. Следовательно, при рассматриваемом допущении местом жительства истицы следует признать указанный ею самой адрес в Безенчукском районе Самарской области.
В г. Самаре истица фактически не проживает, по месту жительства на территории города никогда не регистрировалась. Регистрация истицы в г. Самаре по месту пребывания (л.д. 12) носит, как то следует из пояснений её представителя, фиктивный характер, поскольку по соответствующему адресу она никогда не проживала. Учитывая дату этой регистрации (11.03.2015 г.), суд заключает, что её целью являлось создание возможности подачи истицей заявления включения в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в г. Самаре.
Таким образом, никаких оснований для реализации жилищных прав истицы в г. Самаре на день подачи ею соответствующего заявления не имелось. Истице надлежало обращаться с соответствующим заявлением либо в уполномоченные органы г. Краснодаре в соответствии с законодательством Краснодарского края, либо в органы местного самоуправления Безенчукского района Самарской области, в зависимости от того, считает ли истица местом своего жительства постоянного г. Краснодар или с. Осинки Безенчукского района Самарской области.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 3.03.2016 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь