Дело № 2-8764/3-2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурашкевича Ю. В. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что Администрация Петрозаводского городского округа отказала ему в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Ссылаясь на положения ст.ст. 11, 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 7, 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года №901, истец просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему в первоочередном порядке, согласно дате поданного заявления земельный участок на праве аренды, в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
В судебное заседание истец не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца – Казаков С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, письменного отзыва не представил.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Мурашкевич Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой Бюро № <данные изъяты> филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РК» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Администрация Петрозаводского городского округа в ответе от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> сообщила истцу, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, практически исчерпана. Администрация планирует использовать перспективные территории жилой застройки. Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе ребенка-инвалида, в том числе заявитель, могут обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства после опубликования информации о предстоящем предоставлении земельных участков на главной странице официального сайта Администрации.
Истец, считая, что его права на получение земельного участка нарушены, обратился в суд с требованием о понуждении Администрации к предоставлению испрашиваемого участка.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
На основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
При этом аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся. Подобные разъяснения даны судам общей юрисдикции в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года.
Решением Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 № 27/03-57 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах» подтверждено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков. Так как согласно п. 1 Перечня предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства многоквартирных жилых домов и индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов.
Довод Администрации о том, что в настоящее время возможность предоставления земельных участков в районах существующей индивидуальной жилой застройки гражданам, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов, практически исчерпана, не подтвержден какими-либо доказательствами, в то время как согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В связи с чем указание заявителю на необходимость повторного обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства после опубликования информации о предстоящем предоставлении земельных участков на главной странице официального сайта Администрации суд находит необоснованным.
Истцом, в целях реализации установленных и гарантированных законом прав по первоочередному предоставлению в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в адрес Администрации предъявлено соответствующее заявление.
Так как решение о предоставлении земельного участка принимается в отношении конкретного земельного участка, выбранного заявителем, то вопрос о предоставлении такого участка может быть разрешен на стадии исполнения решения суда, с учетом предельных размеров испрашиваемого участка. Площадь предоставляемых земельных участков должна соответствовать Решению Петрозаводского городского совета от 27.06.2007 № XXVI/VIII-62, согласно которому установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства от 600 кв.м. до 1500 кв.м.
Согласно п.3 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Однако указанная норма не содержит требования об указании конкретного земельного участка, либо приложения документов, указывающих на необходимость предоставления именно такого земельного участка (как это указано в ст. 31 ЗК РФ).
Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При таких обстоятельствах органу местного самоуправления необходимо создавать гражданам, признанным инвалидами и членам их семей, условия равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Однако указание Администрацией на необходимость повторного обращения за предоставлением земельного участка существенно ограничивает возможности таких граждан, обусловленные имеющимися недостатками здоровья, что недопустимо.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и необходимости их удовлетворения.
Учитывая, что отдельной очереди по учету граждан, признанных инвалидами, Администрация Петрозаводского городского округа не ведет, то дата поступления такого заявления не влияет на очередность предоставления земельного участка и не имеет юридического значения.
При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить заявленные требования с учетом обращения истца в Администрацию, но не даты поступления его обращения в Администрацию.
Обязывая Администрацию устранить нарушение прав истца, суд исходит из того, что Администрацией должны быть соблюдены требования ст. 30.1 ЗК РФ, а также предусмотренный ею порядок и сроки предоставления земельного участка, за исключением положений о необходимости проведения аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Мурашкевичу Ю. В. в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства на праве аренды, в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б. Малова
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2013 года.