КОПИЯ
66RS0008-01-2020-003458-34
Дело № 2-1988/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2020 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Каракаш М.С.,
с участием истца Белоглазовой Т.Г.,
ответчиков Белоглазова И.Ю. и Гурьевой И.Ю.,
при секретаре Марецкой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белоглазовой Т.Г. к Белоглазову И.Ю., Гурьевой И.Ю. о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Белоглазова Т.Г. обратилась в суд с иском к Белоглазову И.Ю., Гурьевой И.Ю., в котором просит: признать за собой право собственности на <данные изъяты> долю имущества супруга, нажитого во время брака, а именно на <Адрес> и денежного вклада в <данные изъяты>» <№>, счет <№> признать за ней право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности в порядке наследования по закону после смерти А.Б.В., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, на указанные квартиру и денежный вклад.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж А.Б.В., который завещания не оставил. Кроме нее, наследниками по закону первой очереди после его смерти являются их общие дети - Белоглазов И.Ю. и Гурьева И.Ю. После смерти А.Б.В. осталось наследство в виде квартиры по адресу: <Адрес>, и денежного вклада в <данные изъяты> <№>, счет <№> с остатком денежных средств на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> Указанная квартира являлась кооперативной, пай за которую выплачен в период брака с А.Б.В. При этом муж значился членом ЖСК, поэтому в качестве собственника был зарегистрирован именно он. На момент смерти А.Б.В. и до настоящего времени истец проживает в спорной квартире и фактически приняла наследство после смерти мужа в виде всего принадлежащего ему имущества, в том числе личных вещей. Учитывая отсутствие споров по наследству, она полагала, что может в любое время обратиться к нотариусу с заявлением о выдаче ей свидетельства о праве на наследство после смерти мужа. При этом, когда истец обратилась к нотариусу с просьбой оформить ее наследственные права, ДД.ММ.ГГГГ получила отказ в выдаче ей свидетельства о праве на наследство в виду пропуска срока для принятия наследства. Кроме того, полагает, что указанная квартира и денежные средства вклада в <данные изъяты> являются их с А.Б.В. совместно нажитым имуществом и она имеет право на <данные изъяты> долю в праве общей долевой собственности.
В судебном заседании истец Белоглазова Т.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики Белоглазов И.Ю. и Гурьева И.Ю. исковые требования признали в полном объеме, подтвердив обстоятельства, указанные в иске.
Выслушав истца, ответчиков, исследовав представленные суду письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; из судебного решения, установившие права и обязанности; в результате приобретения имущества, по основаниям, допускаемым законом.
С 1 июля 1990 года введен в действие Закон СССР «О собственности в СССР», который утратил силу с 01 января 1995 года. Согласно статье 7 указанного Закона, член жилищно-строительного или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру или иное строение или помещение, предоставленное ему в пользование, приобретал право собственности на это имущество.
В силу пункта 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
В силу части 1 статьи 129 Жилищного кодекса Российской Федерации, член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью.
Согласно статьям 20, 21 Кодекса о браке и семье РСФСР имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
Аналогичные нормы содержатся в статьях 33, 34 Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Статьей 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается смертью гражданина.
Местом открытия наследства в соответствии с положениями статьи 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации является последнее место жительства наследодателя.
Статья 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Статья 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, в том числе если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного суда Российской федерации №2 от 23 апреля 1991 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства. В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы. При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Получение лицом компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение представляет собой изолированную квартиру, жилой площадью <данные изъяты>., расположенную по адресу: <Адрес>.
В указанной квартире зарегистрирован Белоглазов И.Ю.
Данное жилое помещение предоставлено А.Б.В. из фонда кооператива 10 на основании ордера <№> от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная квартира была предоставлена А.Б.В. в период брака с Белоглазовой Т.Г. Согласно членской книжке ЖСК пай был выплачен полностью в период брака и ДД.ММ.ГГГГ за А.Б.В. было зарегистрировано право собственности на спорную квартиру.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что паевой взнос в ЖСК за <Адрес> внесен полностью в период брака.
Также в период брака А.Б.В. на свою имя был открыт вклад в <данные изъяты> <№>, счет <№> с остатком денежных средств на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Поскольку спорная квартира и денежный вклад были приобретены в период брака наследодателя с истцом, последняя имела право на получение супружеской доли, размер которой в соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации о равенстве долей супругов при отсутствии сведений о заключении между ними брачного договора составляет <данные изъяты>.
А.Б.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти с заявлением о принятии наследства никто не обращался.
После смерти А.Б.В. наследниками первой очереди являются жена Белоглазова Т.Г., дети Белоглазов И.Ю. и Гурьева И.Ю.
Других наследников по закону первой очереди, а также наследников, имеющих обязательную долю в наследстве, судом не установлено.
Однако в судебном заседании установлено, что Белоглазова Т.Г. после смерти супруга, считая себя наследником, принявшим наследство, проживала в спорной квартире и несла бремя ее содержания.
Ответчиками фактическое принятие наследства Белоглазовой Т.Г. после смерти ее мужа А.Б.В. не оспаривалось, доказательств обратного не представлено, как и не представлено доказательств фактического принятия ими наследства после смерти отца А.Б.В. Кроме того, ответчиками исковые требования истца были признаны в полном объеме.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Белоглазова Т.Г. в течение шести месяцев после открытия наследства после смерти А.Б.В. вступила во владение наследственным имуществом, то есть фактически наследство приняла.
С учетом изложенного, за Белоглазовой Т.Г. должно быть признано право собственности на <данные изъяты> долю <Адрес> и на денежный вклад в <данные изъяты> <№>, счет <№> как долей пережившего супруга и на <данные изъяты> долю в указанном имуществе в порядке наследования по закону после смерти А.Б.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Белоглазовой Т.Г. к Белоглазову И.Ю., Гурьевой И.Ю. о признании права собственности удовлетворить.
Признать за Белоглазовой Т.Г. право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей совместной собственности на жилое помещение – <Адрес> и на денежный вклад, находящийся в <данные изъяты> в филиале <№>, счет <№>. <№> в качестве пережившего супруга на долю в совместном имуществе.
Признать за Белоглазовой Т.Г. право собственности на <данные изъяты> долю в праве общей совместной собственности на жилое помещение – <Адрес> и на денежный вклад, находящийся в <данные изъяты> филиале <№>, счет <№>. <№> в порядке наследования по закону после смерти А.Б.В., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись М.С. Каракаш
Решение изготовлено в окончательной форме 18 декабря 2020 года.
Судья: подпись М.С. Каракаш
Копия верна. Судья: М.С. Каракаш