Дело № 2-577/2014 копия
Решение
именем Российской Федерации
г. Няндома 02 июля 2014 года
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Макарова М.В.,
с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Григорьевой Д.С.,
при секретаре Сметаниной В.М.,
рассмотрев в помещении Няндомского районного суда Архангельской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов Макаровой Елены Вячеславовны к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № города Няндома» о взыскании недоначисленной заработной платы,
установил:
прокурор Няндомского района обратился в суд в защиту интересов Макаровой Е.В. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № города Няндома» (МБОУ «СОШ № г. Няндома») о взыскании недоначисленной заработной платы в размере <данные изъяты> 82 копейки. В обоснование иска указал, что Макарова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ работает в МБОУ «СОШ № г. Няндома» в должности рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту зданий. При производстве оплаты труда Макаровой Е.В. за период с января по март 2014 года ответчиком недоначислены районный коэффициент и северная надбавка, чем нарушены гарантированные законом права истца. Просит взыскать в пользу Макаровой Е.В. недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты> 82 копейки.
Помощник прокурора Григорьева Д.С. в судебном заседании требования искового заявления поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Истец Макарова Е.В. в судебное заседание не явилась, согласно представленному заявлению на исковых требованиях настаивает, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № г. Няндома», извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание также не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Директором МБОУ «СОШ № г. Няндома» ФИО4 представлено заявление, в котором с учетом трудного материального положения образовательного учреждения просит освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
Представитель третьего лица - Управления образования администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Вишневская А.А. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, согласно которому с исковым заявлением согласны, против удовлетворения не возражают, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив требования и доводы искового заявления, заслушав мнение помощника прокурора Григорьевой Д.С., поддержавшей требования и доводы искового заявления в полном объеме, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Положения статьи 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» наделяют прокурора правом подачи заявления в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 142 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что истец Макарова Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в МБОУ «СОШ № г. Няндома», до ДД.ММ.ГГГГ в должности рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, занятой обслуживанием (уборкой) помещений и с ДД.ММ.ГГГГ в должности рабочей по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (техничкой). В январе 2014 года Макарова Е.В. отработала 16 дней при норме рабочего времени 17 дней, истцу начислено <данные изъяты> 12 копеек, в феврале, марте 2014 года истцу отработала норму рабочего времени 20 дней, истцу начислена заработная плата в размере <данные изъяты> 70 копеек за каждый месяц.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, исследованными в судебном заседании, в частности дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8); расчетными листками за январь, февраль, март 2014 года (л.д. 9), табелями рабочего времени за январь, февраль, март 2014 года (л.д. 10-12), приказом о приеме на работу.
Согласно расчетным листкам за январь, февраль, март 2014 года и представленному истцом расчету задолженности: должностной оклад Макаровой Е.В. составляет <данные изъяты>, размер выплаченной заработной платы за январь 2014 года составляет <данные изъяты> 12 копеек, в феврале и марте 2014 года - <данные изъяты> 70 копеек, при требуемом <данные изъяты> 40 копеек в январе 2014 года и <данные изъяты> 80 копеек ежемесячно за февраль и март, недоначисленная заработная плата за указанный период составила <данные изъяты> 82 копейки.
Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 ТК РФ устанавливает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании ст. 316 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Из положений главы 50 ТК РФ следует, что районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7 часть 2); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37 часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В соответствии с действующим законодательством при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу изложенного, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Из этого следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ (в редакции от 02 декабря 2013 года) «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01 января 2014 года в сумме <данные изъяты> в месяц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 17 декабря 2009 года №1557-О-О и от 25 февраля 2010 года №162-О-О, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
При определении размера подлежащей взысканию недоначисленной заработной платы суд принимает во внимание представленный истцом расчет, признавая его правильным, сторонами указанные в расчете суммы не оспариваются, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в пределах заявленных истцом требований в сумме <данные изъяты> 82 копейки (л.д. 6).
На основании ст. 211 ГПК РФ решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению.
В соответствии с п. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями … не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
На основании п. 5 ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Принимая во внимание, что гарантии работника, выработавшего месячную норму рабочего времени, на получение заработной платы не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда с начислением на данную сумму районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, предусмотрены федеральным законодательством, требование прокурора Няндомского района Архангельской области о возложении на ответчика обязанности производства соответствующей доплаты Макаровой Е.В. подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Статьей 89 ГПК РФ предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.20 НК РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 данного Кодекса.
Представителем ответчика представлены документы, свидетельствующие о трудном материальном положении образовательного учреждения, которые суд находит достаточными для освобождения МБОУ «СОШ № г. Няндома» от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Няндомского района Архангельской области в защиту интересов Макаровой Елены Вячеславовны к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № города Няндома» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № города Няндома» в пользу Макаровой Елены Вячеславовны недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты> 82 копейки.
Решение суда о взыскании недоначисленной заработной платы подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.
Судья подпись
Копия верна
Судья М.В. Макаров