Решение по делу № 2-165/2017 (2-6528/2016;) от 14.12.2016

Дело № 2-165/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2017 года              г.Белорецк РБ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мосунова О.Л.,

с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора РБ Фаизовой И.Т.,

при секретаре Бориновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белорецкого межрайонного прокурора в интересах Тупицыной Н.П. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница, ООО «Экома» об устранении нарушений федерального законодательства (в порядке ст.45 ГПК РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Белорецкий межрайонный прокурор РБ в интересах Тупицыной Н.П. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница об устранении нарушений законодательства (в порядке ст.45 ГПК РФ). Определением суда от 11 января 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ООО «Экома».

Впоследствии, уточнив исковые требования, в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец заявил требования к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница об устранении нарушений законодательства, а именно об обязании ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортном больной Тупицыной Н.П. от места жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно и обязании Министерства здравоохранения РБ производить ГБУЗ БЦРКБ возмещение расходов по доставке больной Тупицыной Н.П.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой по обращению Тупицыной Н.П. проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.

В ходе проведенной проверки установлено, что Тупицына Нина Петровна, ... г.р., страдает ... и находится на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ с основным заболеванием: ....

Тупицына Н.П. нуждается в постоянной заместительной почечной терапии (3 раза в неделю по 4 часа) пожизненно из-за стойкой утраты функции почек и анурии.

Тупицына Н.П. является пациентом ООО «Экома» - организации, осуществляющей медицинскую деятельность в рамках программы государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РБ на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов по направлению «нефрология» (гемодиализ) по адресу: ....

ООО «Экома» Тупицыной Н.П. осуществляется медицинская помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) 2 раза в неделю (вторник-суббота). До места осуществления гемодиализа по адресу: ... от ... Тупицына Н.П. добирается самостоятельно.

Тупицына Н.П. обращалась в Министерство здравоохранения РБ с заявлением по вопросу организации и обеспечения ее доставки автомобильным транспортным средством (средствами) министерства для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа). Письмом от ... в обеспечении доставки отказано. Аналогичный ответ Тупицыной Н.П. получен ... от ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ.

Вместе с тем, указанный отказ является неправомерным по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2012 года № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-Ф3) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относится: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинских организациях субъекта Российской Федерации.

Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя представление медицинский услуг (пункт 3 статья 2 Федерального закона № 323-Ф3).

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 323-Ф3 медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Согласно статье 80 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представляется, в том числе, специализированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (статья 34 Федерального закона № 323-Ф3).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 № 115-0. провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медикосоциальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.

В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа.

Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан, от 23 декабря 2016 г. №537.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 30 октября 2008 г. № 1696-Д "О мерах по совершенствованию организации диализной помощи гражданам в Республике Башкортостан" утвержден перечень диализных подразделений лечебно-профилактических учреждений Республики Башкортостан с прикрепленными к ним территориями, оказывающих специализированную медицинскую помощь (аппаратный гемодиализ в перитонеальный диализ) пациентам с острой и терминальной стадией хронической почечной недостаточности.

Согласно указанному перечню лечение организовано только в лечебных учреждениях, расположенных в городах Уфе, Стерлитамаке, Дюртюлях. Белорецке, Сибае, Белебее.

Отсутствия регулярного транспортного сообщения между центром гемодиализа и населенными пунктами Республики Башкортостан, географическую удаленность между данными пунктами, состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью (эмоциональная лабильность (апатия сменяется возбуждением), нарушение ночного сна, сонливость днем, заторможенность и неадекватность поведения) и нуждающихся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в центрах гемодиализа, невозможности проведения гемодиализа по месту жительства граждан, и что данный вид специализированной медицинской помощи представляется гражданам в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан в связи, с чем проезд от места жительства к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой частью вида медицинских услуг.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).

Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЭ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 323-Ф3 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.

Частью 1 статьи 81 Федерального закона N 323-Ф3 предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2016 года N 537 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Программа).

В соответствии с п. 1.2 Программа устанавливает виды, формы, порядок и условия предоставления медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, критерии доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории Республики Башкортостан бесплатно.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.1 Программы гражданам Российской Федерации на территории Республики Башкортостан в рамках программы бесплатно предоставляются специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 13 августа 2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.

Согласно п. п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.

Финансирование данного вида специализированной помощи на территории республики на 2017 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2016 года N 537.

Положениями п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Положениями п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323- ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утвержден один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи, который, по нашему мнению, также реализуется через организацию транспортной доступности для пациентов.

Положениями п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе: "создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан"

Пунктами 3.30 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 г. №310, функции по организации специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, возложены на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Исходя из изложенного следует, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является в данном случае составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, должно быть возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, а поэтому и оснований для отказа в удовлетворении заявления Тупицыной Н.П. не имелось.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд по заявлению гражданина о защите его нарушенных прав на охрану здоровья, включая медицинскую помощь.

В связи с чем просит, обязать ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больной Тупицыной Н.П., проживающей на территории ..., от места их жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан производить ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница возмещение расходов по доставке больной Тупицыной Н.П.

В судебном заседании помощник Белорецкого межрайонного прокурора Фаизова И.Т. уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что Белорецкой межрайонной прокуратурой по обращению Тупицыной Н.П. проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно. В ходе проведенной проверки установлено, что Тупицына Н.П., страдает ... и находится на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ с основным заболеванием: .... Тупицына Н.П. нуждается в постоянной заместительной почечной терапии (3 раза в неделю по 4 часа) пожизненно из-за стойкой утраты функции почек и анурии. Считает, что больница обязана производить транспортировку больного до места проведения данной процедуры, т.к. в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2012 года № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относится: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинских организациях субъекта Российской Федерации. Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя представление медицинский услуг (пункт 3 статья 2 Федерального закона № 323-Ф3). В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 323-Ф3 медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Согласно статье 80 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представляется, в том числе, специализированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (статья 34 Федерального закона № 323-Ф3). Приказ Министерства здравоохранения №1606 Д в редакции от 2008 года действует, но в него вносились изменения. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Тупицына Н.П. в судебном заседании не присутствует, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется почтовое уведомление о вручении судебного извещения, о причинах неявки не сообщила.

Представитель ответчика ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница Гамоненко Т.Н., действующая на основании доверенности от 11.01.2017 г., в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, суду пояснила, что ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ не занимается транспортировкой больных, в противном случае это является нецелевым использованием денежных средств, за что законом предусмотрено уголовное преследование. Тупицына Н.П. является пациентом ООО «Экома», в которой ей осуществляется медицинская помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) 2 раза в неделю (вторник-суббота). ООО Экома» является организацией, осуществляющей медицинскую деятельность на основании лицензии от 26.11.2015 г., в том числе согласно Приложения №4 к указанной лицензии данная организация выполняет работы (услуги) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по: нефрологии. Согласно п.1 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию ООО «Экома» обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. На территории ... данные работы (услуги) выполняются ООО «Экома» по адресу: РБ, .... Медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) терапии (в рамках программы государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РБ на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов) по направлению «нефрология» (гемодиализ), имеет удаленность от места проживания истца Тупицыной Н.П. порядка 89 км. В судебном заседании установлено и не отрицается сторонами, что до места осуществления гемодиализа по адресу: ... Тупицына Н.С. от ... добирается самостоятельно за свой счет и своими средствами. В Российской Федерации, являющейся социальным государством, сохраняется труд и здоровье людей. Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа. Финансирование данного вида специализированной помощи на территории республики на 2017 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.12.2016 №537. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в судебном заседании не присутствует, представил возражение на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело без участия представителя.

ООО «Экома», привлеченная в качестве соответчика определением суда от 11.01.2017 г., своего представителя в судебное заседание не направила, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется почтовое уведомление о вручении судебного извещения, о причинах неявки не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Белорецкой межрайонной прокуратурой по обращению Тупицыной Н.П. была проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.

Судом установлено, что проживающая на территории ... Республики Башкортостан Тупицына Н.П., ... г.р., является инвалидом ... и находится на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ с основным заболеванием: ..., что подтверждается справкой Бюро №... – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» №... от ..., медицинской картой амбулаторного больного Тупицыной Н.П., выписками-эпикризами из амбулаторной карты пациента, получавшего заместительную почечную терапию в центре амбулаторного гемодиализа от ... и ....

Указанные данные о состоянии здоровья Тупицыной Н.П. согласуются с письмами ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» №... от ..., ООО «Экома» №... от ..., обратным талоном ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» Минтруда России Бюро №... – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» от ....

В связи с указанными заболеваниями Тупицына Н.П. нуждается в постоянной заместительной почечной терапии (3 раза в неделю по 4 часа) пожизненно из-за стойкой утраты функции почек и анурии.

Тупицына Н.П. является пациентом ООО «Экома», в которой Тупицыной Н.П. осуществляется медицинская помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) 2 раза в неделю (вторник-суббота).

ООО Экома» является организацией, осуществляющей медицинскую деятельность на основании лицензии №... от ..., в том числе согласно Приложения №... к указанной лицензии данная организация выполняет работы (услуги) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по: нефрологии.

Согласно п.1 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию №...-РБ от ..., №... от ..., №... от ... ООО «Экома» обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

На территории ... данные работы (услуги) выполняются ООО «Экома» по адресу: ....

Медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) терапии (в рамках программы государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РБ на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов) по направлению «нефрология» (гемодиализ), имеет удаленность от места проживания истца Тупицыной Н.П. ...

В судебном заседании установлено и не отрицается сторонами, что до места осуществления гемодиализа по адресу: ... Тупицына Н.С. от ... добирается самостоятельно за свой счет и своими средствами.

Письмами Министерства здравоохранения №... от ... и ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» №... от ... Тупицыной Н.П. отказано в обеспечении ее доставки автомобильным транспортным средством (средствами) министерства для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа) по причине отсутствия оснований для организации медицинской эвакуации, указанных в приказе Министерства здравоохранения РБ от ... №...-Д «О совершенствовании организации медицинской помощи больным с почечной недостаточностью».

В Российской Федерации, являющейся социальным государством, сохраняется труд и здоровье людей (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).

В силу положений п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Частью 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства Постановлением Правительства РБ от 30.12.2015 N 565 утверждена территориальная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год, а также Постановлением Правительства РБ от 23.12.2016 г. N 537 утверждена территориальная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

В соответствии с п. 1.1 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов устанавливает виды, формы, порядок и условия предоставления медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, критерии доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории Республики Башкортостан бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.1. Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов гражданам Российской Федерации на территории Республики Башкортостан в рамках программы бесплатно предоставляются специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Согласно п.2.1.2. указанной Программы специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

На основании приложения N 1 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница и ООО «Экома» внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Аналогичные положения действовали и на момент обращения Тупицыной Н.П. в Министерство здравоохранения РБ (п.1.1, п.2.1., п.2.1.2 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год, приложение N 1 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год).

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 13.08.2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.

Согласно п. п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.

Анализ указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде терапии методом заместительного гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации - Республика Башкортостан в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 53.

Кроме того, данный вид специализированной медицинской помощи предоставлялся больным хронической почечной недостаточностью и на момент обращения Тупицыной Н.П. в Министерство здравоохранения РБ в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2015 N 565.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 30.10.2008 г. №1696-Д «О мерах по совершенствованию организации диализной помощи гражданам в Республике Башкортостан» утвержден перечень диализных подразделении лечебно-профилактических учреждений Республики Башкортостан с прикрепленными к ним территориями, оказывающих специализированную медицинскую помощь (аппаратный гемодиализ и перитонеальный диализ) пациентам с острой и терминальной стадией хронической почечной недостаточности.

Согласно указанному перечню, лечение организовано в лечебных учреждениях, расположенных в городах Уфе, Стерлитамаке, Дюртюли, Белорецке, Сибае, Белебее Республики Башкортостан.

ООО «Экома» оказывающее диализную помощь населению в г. Белорецке, внесено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год, утвержденной Постановлением Правительства РБ от 30.12.2015 N 565, а также Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Постановлением Правительства РБ от 23.12.2016 г. N 537.

Согласно п.п. 3, 4 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В связи с чем доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, содержащиеся в возражении на исковое заявление, о том, что отсутствуют нормативные правовые акты, которыми транспортировка пациента на процедуру гемодиализа отнесена к медицинской услуге являются несостоятельными, поскольку специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.

Финансирование данного вида специализированной помощи на территории республики на 2017 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.12.2016 №537.

Согласно п.п.2 ч.2 ст.5 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2016 N 426-з "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" межбюджетные трансферты, получаемые из бюджета Республики Башкортостан, направляются на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.

Порядок направления средств бюджета Республики Башкортостан в медицинские организации на дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, определяется Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;

Аналогичные положения действовали и на момент обращения Тупицыной Н.П. в Министерство здравоохранения РБ (п.п.2 ч.2 ст.5 Закона Республики Башкортостан от 27.11.2015 N 290-з "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" и Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год).

Положениями п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утвержден один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи, который также реализуется через организацию транспортной доступности для пациентов.

Положениями п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе: "создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан".

Исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, участвующим на территории Республики Башкортостан в государственной политике в сфере охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Согласно п.3.30 Постановления Правительства РБ от 09.07.2014 N 310 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан" Министерство здравоохранения РБ организует деятельность по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения по предоставлению специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, по медицинской реабилитации и долечиванию в санаторно-курортных организациях, то есть функции по организации специализированной медицинской помощи, возложены на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Согласно п.п.4 п.4.2 Постановления Правительства РБ от 09.07.2014 N 310 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан" в полномочия Республики Башкортостан, осуществляемые Министерством входит организация оказания населению Республики Башкортостан первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, неотложной, медицинской помощи, медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству.

Обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде терапии методом гемодиализа возложена на субъект Российской Федерации – Республику Башкортостан в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Таким образом, доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, содержащиеся в возражении на исковое заявление, о том, что законодательством решение вопроса по транспортировке граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде терапии методом гемодиализа, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, а также финансирование указанных мероприятий должна быть возложена именно на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, а не на ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» или ООО «Экома», в связи с чем исковые требования в части возложения обязанности обеспечения доставки больной от места её жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа на ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» и ООО «Экома» не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора в интересах Тупицыной Н.П. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница», ООО «Экома» об устранении нарушений федерального законодательства удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больной Тупицыной Н.П., проживающей на территории ..., от места её жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа, и обеспечить финансирование указанных мероприятий.

В удовлетворении исковых требований к ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница», ООО «Экома» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ...

    Председательствующий судья:     подпись             Мосунов О.Л.

2-165/2017 (2-6528/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тупицина Н.П.
И.О. Белорецкого межрайонного прокурора РБ
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
ООО "Экома"
ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ
Суд
Белорецкий городской суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
belorecky.bkr.sudrf.ru
14.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2016Передача материалов судье
19.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2017Судебное заседание
26.01.2017Судебное заседание
14.02.2017Судебное заседание
20.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее