Дело № 2-165/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2017 года г.Белорецк РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мосунова О.Л.,
с участием помощника Белорецкого межрайонного прокурора РБ Фаизовой И.Т.,
при секретаре Бориновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белорецкого межрайонного прокурора в интересах Тупицыной Н.П. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница, ООО «Экома» об устранении нарушений федерального законодательства (в порядке ст.45 ГПК РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Белорецкий межрайонный прокурор РБ в интересах Тупицыной Н.П. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница об устранении нарушений законодательства (в порядке ст.45 ГПК РФ). Определением суда от 11 января 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ООО «Экома».
Впоследствии, уточнив исковые требования, в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец заявил требования к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница об устранении нарушений законодательства, а именно об обязании ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортном больной Тупицыной Н.П. от места жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно и обязании Министерства здравоохранения РБ производить ГБУЗ БЦРКБ возмещение расходов по доставке больной Тупицыной Н.П.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой по обращению Тупицыной Н.П. проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.
В ходе проведенной проверки установлено, что Тупицына Нина Петровна, ... г.р., страдает ... и находится на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ с основным заболеванием: ....
Тупицына Н.П. нуждается в постоянной заместительной почечной терапии (3 раза в неделю по 4 часа) пожизненно из-за стойкой утраты функции почек и анурии.
Тупицына Н.П. является пациентом ООО «Экома» - организации, осуществляющей медицинскую деятельность в рамках программы государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РБ на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов по направлению «нефрология» (гемодиализ) по адресу: ....
ООО «Экома» Тупицыной Н.П. осуществляется медицинская помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) 2 раза в неделю (вторник-суббота). До места осуществления гемодиализа по адресу: ... от ... Тупицына Н.П. добирается самостоятельно.
Тупицына Н.П. обращалась в Министерство здравоохранения РБ с заявлением по вопросу организации и обеспечения ее доставки автомобильным транспортным средством (средствами) министерства для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа). Письмом от ... в обеспечении доставки отказано. Аналогичный ответ Тупицыной Н.П. получен ... от ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ.
Вместе с тем, указанный отказ является неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2012 года № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-Ф3) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относится: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинских организациях субъекта Российской Федерации.
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя представление медицинский услуг (пункт 3 статья 2 Федерального закона № 323-Ф3).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 323-Ф3 медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно статье 80 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представляется, в том числе, специализированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (статья 34 Федерального закона № 323-Ф3).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 № 115-0. провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медикосоциальной помощи. Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регулирующих оказание гражданам медицинской помощи.
В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа.
Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением Правительства Республики Башкортостан, от 23 декабря 2016 г. №537.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 30 октября 2008 г. № 1696-Д "О мерах по совершенствованию организации диализной помощи гражданам в Республике Башкортостан" утвержден перечень диализных подразделений лечебно-профилактических учреждений Республики Башкортостан с прикрепленными к ним территориями, оказывающих специализированную медицинскую помощь (аппаратный гемодиализ в перитонеальный диализ) пациентам с острой и терминальной стадией хронической почечной недостаточности.
Согласно указанному перечню лечение организовано только в лечебных учреждениях, расположенных в городах Уфе, Стерлитамаке, Дюртюлях. Белорецке, Сибае, Белебее.
Отсутствия регулярного транспортного сообщения между центром гемодиализа и населенными пунктами Республики Башкортостан, географическую удаленность между данными пунктами, состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью (эмоциональная лабильность (апатия сменяется возбуждением), нарушение ночного сна, сонливость днем, заторможенность и неадекватность поведения) и нуждающихся в необходимом для жизнеобеспечения специализированном лечении в центрах гемодиализа, невозможности проведения гемодиализа по месту жительства граждан, и что данный вид специализированной медицинской помощи представляется гражданам в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан в связи, с чем проезд от места жительства к месту получения данной процедуры следует считать неотъемлемой частью вида медицинских услуг.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 часть 1).
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЭ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья, в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ, является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 323-Ф3 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона N 323-Ф3 предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с приведенными положениями федерального законодательства Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2016 года N 537 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Программа).
В соответствии с п. 1.2 Программа устанавливает виды, формы, порядок и условия предоставления медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, критерии доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории Республики Башкортостан бесплатно.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 Программы гражданам Российской Федерации на территории Республики Башкортостан в рамках программы бесплатно предоставляются специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 13 августа 2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.
Согласно п. п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Финансирование данного вида специализированной помощи на территории республики на 2017 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 декабря 2016 года N 537.
Положениями п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положениями п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323- ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утвержден один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи, который, по нашему мнению, также реализуется через организацию транспортной доступности для пациентов.
Положениями п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе: "создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан"
Пунктами 3.30 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 г. №310, функции по организации специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, возложены на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Исходя из изложенного следует, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является в данном случае составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, должно быть возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, а поэтому и оснований для отказа в удовлетворении заявления Тупицыной Н.П. не имелось.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд по заявлению гражданина о защите его нарушенных прав на охрану здоровья, включая медицинскую помощь.
В связи с чем просит, обязать ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больной Тупицыной Н.П., проживающей на территории ..., от места их жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан производить ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница возмещение расходов по доставке больной Тупицыной Н.П.
В судебном заседании помощник Белорецкого межрайонного прокурора Фаизова И.Т. уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что Белорецкой межрайонной прокуратурой по обращению Тупицыной Н.П. проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно. В ходе проведенной проверки установлено, что Тупицына Н.П., страдает ... и находится на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ с основным заболеванием: .... Тупицына Н.П. нуждается в постоянной заместительной почечной терапии (3 раза в неделю по 4 часа) пожизненно из-за стойкой утраты функции почек и анурии. Считает, что больница обязана производить транспортировку больного до места проведения данной процедуры, т.к. в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2012 года № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе относится: организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи медицинских организациях субъекта Российской Федерации. Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя представление медицинский услуг (пункт 3 статья 2 Федерального закона № 323-Ф3). В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 323-Ф3 медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Согласно статье 80 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи представляется, в том числе, специализированная медицинская помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (статья 34 Федерального закона № 323-Ф3). Приказ Министерства здравоохранения №1606 Д в редакции от 2008 года действует, но в него вносились изменения. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Тупицына Н.П. в судебном заседании не присутствует, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется почтовое уведомление о вручении судебного извещения, о причинах неявки не сообщила.
Представитель ответчика ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница Гамоненко Т.Н., действующая на основании доверенности от 11.01.2017 г., в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, суду пояснила, что ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ не занимается транспортировкой больных, в противном случае это является нецелевым использованием денежных средств, за что законом предусмотрено уголовное преследование. Тупицына Н.П. является пациентом ООО «Экома», в которой ей осуществляется медицинская помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) 2 раза в неделю (вторник-суббота). ООО Экома» является организацией, осуществляющей медицинскую деятельность на основании лицензии от 26.11.2015 г., в том числе согласно Приложения №4 к указанной лицензии данная организация выполняет работы (услуги) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по: нефрологии. Согласно п.1 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию ООО «Экома» обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. На территории ... данные работы (услуги) выполняются ООО «Экома» по адресу: РБ, .... Медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) терапии (в рамках программы государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РБ на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов) по направлению «нефрология» (гемодиализ), имеет удаленность от места проживания истца Тупицыной Н.П. порядка 89 км. В судебном заседании установлено и не отрицается сторонами, что до места осуществления гемодиализа по адресу: ... Тупицына Н.С. от ... добирается самостоятельно за свой счет и своими средствами. В Российской Федерации, являющейся социальным государством, сохраняется труд и здоровье людей. Специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа. Финансирование данного вида специализированной помощи на территории республики на 2017 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.12.2016 №537. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в судебном заседании не присутствует, представил возражение на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело без участия представителя.
ООО «Экома», привлеченная в качестве соответчика определением суда от 11.01.2017 г., своего представителя в судебное заседание не направила, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется почтовое уведомление о вручении судебного извещения, о причинах неявки не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Белорецкой межрайонной прокуратурой по обращению Тупицыной Н.П. была проведена проверка исполнения законодательства в сфере здравоохранения, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.
Судом установлено, что проживающая на территории ... Республики Башкортостан Тупицына Н.П., ... г.р., является инвалидом ... и находится на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ с основным заболеванием: ..., что подтверждается справкой Бюро №... – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» №... от ..., медицинской картой амбулаторного больного Тупицыной Н.П., выписками-эпикризами из амбулаторной карты пациента, получавшего заместительную почечную терапию в центре амбулаторного гемодиализа от ... и ....
Указанные данные о состоянии здоровья Тупицыной Н.П. согласуются с письмами ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» №... от ..., ООО «Экома» №... от ..., обратным талоном ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» Минтруда России Бюро №... – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» от ....
В связи с указанными заболеваниями Тупицына Н.П. нуждается в постоянной заместительной почечной терапии (3 раза в неделю по 4 часа) пожизненно из-за стойкой утраты функции почек и анурии.
Тупицына Н.П. является пациентом ООО «Экома», в которой Тупицыной Н.П. осуществляется медицинская помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) 2 раза в неделю (вторник-суббота).
ООО Экома» является организацией, осуществляющей медицинскую деятельность на основании лицензии №... от ..., в том числе согласно Приложения №... к указанной лицензии данная организация выполняет работы (услуги) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по: нефрологии.
Согласно п.1 договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию №...-РБ от ..., №... от ..., №... от ... ООО «Экома» обязуется оказывать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
На территории ... данные работы (услуги) выполняются ООО «Экома» по адресу: ....
Медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) терапии (в рамках программы государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в РБ на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов) по направлению «нефрология» (гемодиализ), имеет удаленность от места проживания истца Тупицыной Н.П. ...
В судебном заседании установлено и не отрицается сторонами, что до места осуществления гемодиализа по адресу: ... Тупицына Н.С. от ... добирается самостоятельно за свой счет и своими средствами.
Письмами Министерства здравоохранения №... от ... и ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» №... от ... Тупицыной Н.П. отказано в обеспечении ее доставки автомобильным транспортным средством (средствами) министерства для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа) по причине отсутствия оснований для организации медицинской эвакуации, указанных в приказе Министерства здравоохранения РБ от ... №...-Д «О совершенствовании организации медицинской помощи больным с почечной недостаточностью».
В Российской Федерации, являющейся социальным государством, сохраняется труд и здоровье людей (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья в соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
В силу положений п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
Частью 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Во исполнение приведенных выше положений федерального законодательства Постановлением Правительства РБ от 30.12.2015 N 565 утверждена территориальная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год, а также Постановлением Правительства РБ от 23.12.2016 г. N 537 утверждена территориальная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
В соответствии с п. 1.1 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов устанавливает виды, формы, порядок и условия предоставления медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, критерии доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории Республики Башкортостан бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.1. Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов гражданам Российской Федерации на территории Республики Башкортостан в рамках программы бесплатно предоставляются специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Согласно п.2.1.2. указанной Программы специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
На основании приложения N 1 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница и ООО «Экома» внесены в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Аналогичные положения действовали и на момент обращения Тупицыной Н.П. в Министерство здравоохранения РБ (п.1.1, п.2.1., п.2.1.2 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год, приложение N 1 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год).
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 13.08.2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества.
Согласно п. п. 1, 6 Положения об организации деятельности отделения диализа, утвержденного названным приказом, отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа. Проведение заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Анализ указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде терапии методом заместительного гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации - Республика Башкортостан в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 53.
Кроме того, данный вид специализированной медицинской помощи предоставлялся больным хронической почечной недостаточностью и на момент обращения Тупицыной Н.П. в Министерство здравоохранения РБ в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2015 N 565.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 30.10.2008 г. №1696-Д «О мерах по совершенствованию организации диализной помощи гражданам в Республике Башкортостан» утвержден перечень диализных подразделении лечебно-профилактических учреждений Республики Башкортостан с прикрепленными к ним территориями, оказывающих специализированную медицинскую помощь (аппаратный гемодиализ и перитонеальный диализ) пациентам с острой и терминальной стадией хронической почечной недостаточности.
Согласно указанному перечню, лечение организовано в лечебных учреждениях, расположенных в городах Уфе, Стерлитамаке, Дюртюли, Белорецке, Сибае, Белебее Республики Башкортостан.
ООО «Экома» оказывающее диализную помощь населению в г. Белорецке, внесено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год, утвержденной Постановлением Правительства РБ от 30.12.2015 N 565, а также Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Постановлением Правительства РБ от 23.12.2016 г. N 537.
Согласно п.п. 3, 4 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В связи с чем доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, содержащиеся в возражении на исковое заявление, о том, что отсутствуют нормативные правовые акты, которыми транспортировка пациента на процедуру гемодиализа отнесена к медицинской услуге являются несостоятельными, поскольку специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Следовательно, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом программного гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Финансирование данного вида специализированной помощи на территории республики на 2017 год предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.12.2016 №537.
Согласно п.п.2 ч.2 ст.5 Закона Республики Башкортостан от 02.12.2016 N 426-з "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" межбюджетные трансферты, получаемые из бюджета Республики Башкортостан, направляются на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
Порядок направления средств бюджета Республики Башкортостан в медицинские организации на дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, определяется Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;
Аналогичные положения действовали и на момент обращения Тупицыной Н.П. в Министерство здравоохранения РБ (п.п.2 ч.2 ст.5 Закона Республики Башкортостан от 27.11.2015 N 290-з "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" и Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2016 год).
Положениями п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утвержден один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи, который также реализуется через организацию транспортной доступности для пациентов.
Положениями п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе: "создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан".
Исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан, участвующим на территории Республики Башкортостан в государственной политике в сфере охраны здоровья, является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Согласно п.3.30 Постановления Правительства РБ от 09.07.2014 N 310 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан" Министерство здравоохранения РБ организует деятельность по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения по предоставлению специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, по медицинской реабилитации и долечиванию в санаторно-курортных организациях, то есть функции по организации специализированной медицинской помощи, возложены на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Согласно п.п.4 п.4.2 Постановления Правительства РБ от 09.07.2014 N 310 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан" в полномочия Республики Башкортостан, осуществляемые Министерством входит организация оказания населению Республики Башкортостан первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, неотложной, медицинской помощи, медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству.
Обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде терапии методом гемодиализа возложена на субъект Российской Федерации – Республику Башкортостан в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
Таким образом, доводы представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, содержащиеся в возражении на исковое заявление, о том, что законодательством решение вопроса по транспортировке граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что транспортировка больных хронической почечной недостаточностью в медицинское учреждение, оказывающее специализированную медицинскую помощь в виде терапии методом гемодиализа, является составляющей частью мероприятия по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению бесплатной медицинской услуги по транспортировке больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно в соответствии с графиком гемодиализа, а также финансирование указанных мероприятий должна быть возложена именно на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, а не на ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» или ООО «Экома», в связи с чем исковые требования в части возложения обязанности обеспечения доставки больной от места её жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа на ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница» и ООО «Экома» не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора в интересах Тупицыной Н.П. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница», ООО «Экома» об устранении нарушений федерального законодательства удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом больной Тупицыной Н.П., проживающей на территории ..., от места её жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно, по графику гемодиализа, и обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В удовлетворении исковых требований к ГБУЗ РБ «Белорецкая центральная районная клиническая больница», ООО «Экома» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ...
Председательствующий судья: подпись Мосунов О.Л.