Судебный акт #2 (Решение) по делу № 2-8723/2019 ~ М-7989/2019 от 16.09.2019

Дело № 2-8723/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2019 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Юрковой Н.С.,

При секретаре Назарчик Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Благовещенска к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация г. Благовещенска обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от исполнительского сбора, указав, что решением Благовещенского городского суда от 16 апреля 2018 года, вступившего в законную силу 18 июля 2018 года, на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Доброму Егору Владимировичу жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. 30 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 10946/18/28025- ИП. 27 мая 2019 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Доброму Е.В. жилого помещения. В действиях администрации города Благовещенска отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решений суда в связи со следующим. Администрацией города Благовещенска в адрес Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительство Амурской области неоднократно направлялись письма с указанием потребности в бюджетных ассигнованиях на 2018 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей — сирот в размере 806079450,00 рублей. В 2018 году до органа местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильем детей-сирот в размере 36 126 320,50 рублей, вместо необходимых 806079450,00 рублей. Администрация города Благовещенска может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 N° 472- 03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в пределах выделенных денежных средств. За период 2018 года по результатам проводимых аукционов с 1 января по 31 декабря 2018 года было приобретено 24 жилых помещения на всю сумму выделенных в 2018 года из областного бюджета лимитов денежных средств. В соответствии с Законом Амурской области от 10 декабря 2018 № 292-03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию город Благовещенска предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 40 568 550 рублей. Потребность администрации города Благовещенска в бюджетных ассигнованиях на 2019 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот составляет 853703400 млн. рублей. В 2018-2019 году администрацией города Благовещенска неоднократно у субъекта запрашивалось дополнительное финансирование, о чем были направлены письма в Министерство социальной защиты населения Амурской области и в Правительство Амурской области об увеличении объема финансовых средств для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Однако, вопрос дополнительного финансирования не решен (письма и ответы прилагаю). Законом Амурской области от 10 декабря 2018 года № 292-03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию город Благовещенска доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 40 568 550 рублей (из них за счет средств областного бюджета 8 819 300 рублей). В настоящее время, администрацией города Благовещенска все 24 жилых помещения предоставлены соответствующей категории граждан по судебным актам 2015 года, то есть ранее, чем по иску Доброго Е.В. Между тем по состоянию на 01 января 2019 года при администрации города Благовещенска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 448 лиц из числа детей-сирот, в отношении 292 из которых у администрации города Благовещенска имеются обязательства по предоставлению жилых помещений в рамках судебных актов. Администрация города Благовещенска предпринимает все меры для предоставления Доброму Е.В. жилого помещения. При этом следует отметить, что главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме. В связи с чем, в действиях администрации отсутствует вина в неисполнении судебного акта в установленный законом срок, поскольку органом местного самоуправления на протяжении всего периода времени, с момента возбуждения исполнительного производства, предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа.

На основании изложенного просит суд освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 10946/18/28025- ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Благовещенским городским судом по делу № 2-3821/2018.

В судебное заседание не явились представитель истца, представители ответчиков, третьи лица, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на исполнении в СО по ИОВИД находится исполнительное производство № 10946/18/28025-ИП, возбужденное 30 августа 2018 года на основании исполнительного листа ФС № 022522423 от 16 апреля 2018 года, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-3821/2018, с предметом исполнения обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Доброму Егору Владимировичу, жилое помещение в границах муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения в отношении должника: Администрация города Благовещенска, в пользу взыскателя: Доброго Е.В.

22 мая 2019 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного листа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (5-ть дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства), судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50000 руб.

Истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, полагая, что в неисполнении решения суда отсутствуют его виновные действия.

Рассматривая заявленные требования по существу, суд отмечает следующее.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Закона.

При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30 вышеуказанного Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

При этом в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, администрацией города Благовещенска в адрес Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области неоднократно направлялись письма с указанием потребности в бюджетных ассигнованиях на 2018 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот в размере 806 079 450 рублей.

Законом Амурской области от 10 декабря 2018 года № 292-03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию город Благовещенска доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 40 568 550 рублей (из них за счет средств областного бюджета 8 819 300 рублей).

В 2018 году до органа местного самоуправления из областного бюджета были доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильем детей-сирот в размере 36 126 320 рублей 50 копеек, вместо необходимых 806 079 450 рублей. За период 2018 года по результатам проводимых аукционов с 1 января по 31 декабря 2018 года было приобретено 24 жилых помещения на всю сумму выделенных в 2018 году из областного бюджета лимитов денежных средств.

В настоящее время администрацией города Благовещенска все 24 жилых помещения предоставлены соответствующей категории граждан по судебным актам 2015 года, то есть ранее, чем по иску Доброго Е.В.

Между тем, по состоянию на 01 января 2019 года при администрации города Благовещенска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 448 лиц из числа детей-сирот, в отношении 292 из которых у администрации города Благовещенска имеются обязательства по предоставлению жилых помещений в рамках судебных актов.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что администрацией г. Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации г. Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 10946/18/28025-ИП.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации г. Благовещенска Амурской области - удовлетворить.

Освободить администрацию г. Благовещенска Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Коноваловой Н.Ф. от 22 мая 2019 года в рамках исполнительного производства № 10946/18/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 022522423, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-3821/2018.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.С. Юркова

2-8723/2019 ~ М-7989/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Благовещенска
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области
Специализированный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области
Другие
Добрый Егор Владимирович
СПИ Спецотдела по ИОВИД УФССП России по Амурской области Коновалова Н.Ф.
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Юркова Н.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
16.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.09.2019Передача материалов судье
17.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2019Судебное заседание
26.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #2 (Решение)
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее