Решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2017 года.
Дело №а-803/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Пермский край город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мялицыной О.В.,
при секретаре судебного заседания ссз,
с участием представителя административного истца М.,
представителя административного ответчика Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> городского поселения,
о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать стационарное электрическое освещение и обустроить тротуар вдоль автомобильной дороги по <адрес> от перекрестка с <адрес> до конца населенного пункта,
УСТАНОВИЛ:
В суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> городского поселения обратился <адрес>, указав, что в ходе проверки по информации отдела ГИБДД МО МВД России «<адрес>» об отсутствии стационарного электрического освещения и тротуаров вдоль автомобильной дороги по <адрес> от перекрестка с <адрес> края до конца населенного пункта, где ДД.ММ.ГГГГ в темное время суток и в условиях недостаточной видимости произошло дорожно-транспортное происшествие, водитель автомобиля допустил наезд на пешехода, в результате пешеход получил тяжелые травмы, установлено, что дорога не оборудована электрическим стационарным освещением и тротуарами. Как собственник данной автомобильной автодороги, Администрация Осинского городского поселения не принимает мер к ее обустройству электрическим освещением и тротуарами. Просят признать бездействие незаконным, возложить обязанность по устранению недостатков в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор М. поддержала доводы административного искового заявления, дополнила, что вдоль дороги по <адрес> имеется жилая и производственная застройка, по данному участку проезжает общественный транспорт, производит высадку пассажиров, дорога должна быть оборудована тротуарами и стационарным электроосвещением. Предписание ГИБДД, вынесенное после дорожно-транспортного происшествия, ответчик не исполнил, мер к устранению недостатков не принимает.
Представитель административного ответчика Л. пояснил, что требования не признают полностью. Прокурором не предоставлено данных о том, что данная дорога по <адрес> относится к дороге 1 - 3 категории, не установлено, что имеется примыкание перекрестков к дороге не чаще, чем через 600 метров. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги» распространяются только на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автодорог. Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых и введенных в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ОС-28/1270-ис, установлено, что для обеспечения безопасности дорожного движения транспортных средств и пешеходов, повышения пропускной способности дорог в темное время суток при капитальном ремонте выполняют работы по устройству искусственного освещения. Исходя из понятий Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги не включает в себя работы по установке искусственного освещения, по строительству новых тротуаров, это возможно лишь при капитальном ремонте, реконструкции и строительстве дороги. Бездействие администрации <адрес> городского поселения могло быть лишь в случае строительства, капитального ремонта или реконструкции и одновременном невыполнении работ по устройству искусственного освещения и обустройству тротуаров. Обустройство тротуаров и монтаж линии электропередач требует изъятия части собственности юридических лиц и граждан, в частности, затрагивает интересы АЗС «Лукойл», других собственников. Пешеходы должны соблюдать Правила дорожного движения, передвигаться по краю проезжей части, иметь предметы со световозвращающими элементами. Принимаются меры к обустройству проезжей части дороги: в 2017 году заключен муниципальный контракт с администрацией <адрес> муниципального района по ремонту проезжей части дороги в связи с отсутствием финансирования.
Суд, изучив доводы административного искового заявления, возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Так, в силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Из материалов дела установлено, что муниципальное образование «<адрес> городское поселение» <адрес> муниципального района <адрес> является собственником сооружения - автомобильной дороги протяженностью 2800 м, адрес объекта: <адрес>, что подтверждено свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). На участке дороги от пересечения с <адрес> до конца населенного пункта движение транспорта двустороннее, по одной полосе для движения транспортных средств в каждом направлении; данный участок дороги не имеет тротуаров, стационарного электрического освещения, пешеходное движение осуществляется по проезжей части. В данном районе находятся производственно-торговые организации, в том числе административное здание ОАО «Уралгазсервис», гостиница, автозаправочная станция «Лукойл», автомойка и автосервис, по дороге - улице проходят маршруты городского и междугороднего общественного транспорта, вблизи указанной дороги находится жилая застройка, на пересечении улиц Пугачева и Злыгостева в непосредственной близости от спорного участка размещена остановка общественного транспорта. Ширина проезжей части на спорном участке согласно техническому паспорту имеет 7,0 метров.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Положениями статьи 3 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном, в силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, наряду с объектами, предназначенными для освещения автомобильных дорог, относится к элементам обустройства автомобильных дорог. По классификации технических средств и устройств организации обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 52765-2007 стационарное электрическое освещение как элемент обустройства автомобильной дороги предназначено для улучшения условий видимости. Освещение дороги в пределах всего населенного пункта является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога.
Статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пунктов 4.5.1.1 - 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 «Классификация автомобильных дорог» тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В силу пункта 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно пунктам 2.5, 9.1 СНиПа ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги» (утверждены Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ №), все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов является обязательным.
Как установлено пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относится среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ к полномочиям местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено из материалов дела, а также из исследованного в судебном заседании материала проверки КУСП №, ДД.ММ.ГГГГ на участке дороги по <адрес> от въезда в <адрес> в направлении <адрес> в 23 час. 30 мин. в условиях недостаточной видимости произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля и пешехода, в результате которого пешеход получит тяжелые травмы (л.д. 7 - 8). Из акта выявленных недостатков в содержании дорог от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на участке автодороги отсутствует стационарное электрическое освещение и тротуары. Данные обстоятельства подтверждаются приложенной к акту фототаблицей (л.д. 9).
В объяснении от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления ЖКХ и инфраструктуры администрации <адрес> городского поселения Я. приведены доводы о мерах по обустройству дороги: по разработке проекта решения Думы, о планировании выделения денежных средств на обустройство <адрес> от перекрестка с <адрес> до конца населенного пункта тротуарами и электрическим освещением (л.д. 10).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что обязанностью Администрации <адрес> городского поселения является обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, полномочия по организации стационарного электрического освещения и обустройству тротуаров вдоль автомобильной дороги <адрес> края возложены на Администрацию Осинского городского поселения.
Доводы административного ответчика о том, что обустройство тротуара на спорном участке дороги не предусмотрено, так как она не относится к 3 категории, не состоятельны.
Согласно разделу 5 «ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», дорога обычного типа (нескоростная) 3 категории имеет общее количество полос движения - 2, ширину полосы движения - 3,5 м. Дорога обычного типа (нескоростная) 4 категории имеет общее количество полос движения - 2, ширину полосы движения - 3,0 м. По своим характеристикам дорога по <адрес> на рассматриваемом участке относится к дороге 3 категории.
Вместе с тем, поскольку данная дорога имеет твердое покрытие, находится в черте города, вблизи от зоны жилой застройки, в зоне производственно-торговых организаций, ее категория не имеет правового значения для решения вопроса об обустройстве тротуаров. Как следует из содержания пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, категоризация дорог используется для целей установления дополнительных, а не исключительных оснований к их оборудованию тротуарами. Кроме того, ранее действовавшим с 1973 года СНиП II-<адрес>. «Автомобильные дороги. Нормы проектирования» также было предусмотрено оборудование тротуаров на участках дорог в пределах населенных пунктов (пункт 3.44).
Доводы административного ответчика о том, что обустройство участка дороги потребует изъятия части собственности юридических лиц и граждан, так как дорога вплотную подходит к их участкам, понадобится реконструкция автодороги, судом отклоняются.
В силу части 4 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
То обстоятельство, что участок автодороги не оборудован средствами улучшения условий видимости и средствами организации движения пешеходов, административным ответчиком не оспорено и свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по содержанию автомобильных дорог, поскольку безопасность дорожного движения должна быть обеспечена в настоящее время.
Обязанность проведения оценки технического состояния автомобильных дорог возложена именно на ее владельца. Административным ответчиком доказательств установления степени соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик данной дороги требованиям технических регламентов, доказательств невозможности обустройства данного участка дороги тротуарами и стационарным электроосвещением не представлено.
В данном случае требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей <адрес> городского поселения на безопасные условия дорожного движения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с Уставом <адрес> городского поселения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесено к вопросам местного значения <адрес> городского поселения. Администрация <адрес> городского поселения осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, иные полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания статьи 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения включает в себя капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Таким образом, несостоятельны доводы административного ответчика о наличии бездействия лишь при капитальном ремонте или реконструкции автодороги. Письмо Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ОС-28/1270-ис не противоречит и не заменяет нормы федерального законодательства о безопасности дорожного движения. Как установлено в ходе рассмотрения дела, принимаемые администрацией муниципального образования меры не обеспечивают постоянного безопасного дорожного движения без угрозы для жизни и здоровья для жителей Осинского городского поселения, их имущества, нарушают их права при передвижении на безопасное движение по автомобильной дороге - улице, что свидетельствует о недостаточности проводимых органом местного самоуправления мероприятий.
Непринятие мер по обустройству дороги приводит к передвижению пешеходов по проезжей автомобильной дороги и создает предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий, как следствие, создает реальную угрозу жизни и здоровью.
Оснований не согласиться с доводами административного истца у суда не имеется, поскольку материалами дела подтверждено, что состояние дороги по <адрес> от перекрестка с <адрес> до конца населенного пункта в настоящее время не соответствует установленным техническим регламентам, и как следствие, находится в прямой причинно - следственной связи с незаконным бездействием со стороны Администрации <адрес> городского поселения. После внесения МО МВД России «<адрес>» представления от ДД.ММ.ГГГГ и проведения проверки прокуратурой <адрес> никаких мер для устранения недостатков в улично-дорожной сети, приведения в соответствие с установленными требованиями административным ответчиком не принимается. Доказательств принятия всех зависящих мер для выполнения требований представления органа, осуществляющего государственный надзор за безопасностью дорожного движения, в материалы дела не представлено, законность вынесенного представления не оспаривалась.
На основании изложенного, требование о признании бездействия со стороны административного ответчика незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Незапланированность оборудования спорного участка дороги тротуарами и стационарным электрическим освещением при ее проектировании, отсутствие финансового обеспечения расходных обязательств органа местного самоуправления не являются основанием для освобождения Администрации Осинского городского поселения от исполнения обязанности по обустройству названного участка дороги тротуарами, стационарным электрическим освещением, принятию мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Финансовое обеспечение осуществления возложенных на органы местного самоуправления полномочий, решение вопросов местного значения является обязанностью соответствующих органов муниципального образования.
Нарушение правил дорожного движения пешеходом, получившего в результате дорожно-транспортного происшествия тяжелую травму, не может повлиять на решение вопроса о необоснованности исковых требований, поскольку ответственность государства за обеспечение безопасности дорожного движения имеет приоритет над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, что прямо предусмотрено в статье 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ.
Административным истцом заявлено требование о возложении обязанности организовать стационарное электрическое освещение и обустроить тротуар на данной автодороге в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения выявленных недостатков в состоянии дорожной сети является разумным и достаточным.
Руководствуясь статьями 175 - 180, частью 4 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Прокурора <адрес> района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> городского поселения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> городского поселения, выразившееся в непринятии мер к обустраиванию автомобильной дороги по <адрес> стационарным электрическим освещением и тротуарами.
Обязать Администрацию <адрес> городского поселения организовать стационарное электрическое освещение и обустроить тротуар вдоль автомобильной дороги по улице Злыгостева г. <адрес> от перекрестка с улицей Пугачева г. <адрес> Пермского края до конца населенного пункта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Администрацию <адрес> городского поселения обязанность принять конкретные меры в целях обустройства автомобильной дороги по улице Злыгостева г. <адрес> Пермского края от перекрестка с улицей Пугачева до конца населенного пункта стационарным электрическим освещением и тротуарами, в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Сообщение о принятии мер по исполнению решения суда подлежит направлению Администрации Осинского городского поселения в Осинский районный суд <адрес> и прокурору <адрес> в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Мялицына