№ 5-185/2020
УИД: 42RS0005-01-2020-001462-88
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 апреля 2020 года город Кемерово
Судья Заводского районного суда г. Кемерово Масалитина И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, в отношении Черновой Светланы Геннадьевны, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении багажа и ручной клади пассажиров, прибывших авиарейсом № сообщением <данные изъяты>, Чернова С.Г. в 11 часов 50 минут осуществила вход в «зеленый» коридор зоны таможенного контроля зала прилета <данные изъяты>. Своими действиями Чернова С.Г. заявила об отсутствии у нее товаров, подлежащих таможенному декларированию. В результате таможенного досмотра (акт № от ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что в багаже, принадлежащем Черновой С.Г., среди личных вещей находился пакет с частями коралла в количестве 11 штук, общим весом 161,20 грамм.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении Черновой С.Г. было возбуждено дело об АП № по ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП и проведено административное расследование.
В судебное заседание представитель Кемеровской таможни и Чернова С.Г., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не явились, представитель Кемеровской таможни о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, Чернова С.Г. просила рассмотреть дело об административном правонарушении в ее отсутствие.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КРФобАП, суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие представителя Кемеровской таможни и Черновой С.Г.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Как следует из материалов, собранных в ходе производства по делу об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении багажа и ручной клади пассажиров, прибывших авиарейсом № сообщением <данные изъяты>, Чернова С.Г. в 11 часов 50 минут осуществила вход в «зеленый» коридор зоны таможенного контроля зала прилета <данные изъяты>. Своими действиями Чернова С.Г. заявила об отсутствии у нее товаров, подлежащих таможенному декларированию. В результате таможенного досмотра (акт № от ДД.ММ.ГГГГ) было установлено, что в багаже, принадлежащем Черновой С.Г., среди личных вещей находился пакет с частями коралла в количестве 11 штук, общим весом 161,20 грамм.
Данные предметы были взяты в качестве образцов по акту отбора проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ и направлены для проведения таможенной экспертизы в порядке ст. 389 ТК ЕАЭС, согласно решению о назначении таможенной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13, 14-16) с целью идентификации обнаруженного товара. Проведение экспертизы поручено экспертам Экспертно-Криминалистической Службы – регионального филиала ЦЭКТУ <адрес>.
Согласно заключению таможенного эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленные на исследование образцы № идентифицированы как фрагменты <данные изъяты> <данные изъяты>
Свободная (рыночная) стоимость товара – <данные изъяты>, представленного на таможенную экспертизу, на внутреннем рынке Российской Федерации составила 412,50 рублей. Определить стоимость представленных образцов на территории Китая не представляется возможным, в связи с отсутствием информации о стоимости аналогичного товара в доступных для таможенного эксперта легитимных источниках (л.д. 26-32).
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее по тексту ТК ЕАЭС).
Согласно ст. 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом или в соответствии с данным Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС, товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Пунктом 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлены определения, которые используются в данном Кодексе и означают следующее:
п.п. 10 «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования.
п.п. 27 «перемещение товаров через таможенную границу Союза» - ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;
п.п. 41 «таможенный контроль» - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании;
п.п. 45 «товар» - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Согласно подп. 1, 2, 5 п. 1 ст. 46 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014 года), в торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:
1) запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
2) количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
5) разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона № 164-ФЗ от 08.12.2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», независимо от положений главы V Федерального закона № 164-ФЗ от 08.12.2003 года в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья; животных и растений; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, применения таможенного законодательства Российской Федерации.
Статьей II Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (заключена в Вашингтоне, 03.03.1973 года) предусмотрено три перечня охраняемых видов животных и растений (приложения №№ I, II, III к Конвенции), для образцов которых установлен различный разрешительный порядок перемещения через границы государств (импорта, экспорта, реэкспорта).
Кораллы типа Кишечнополостные (лат. Coelenterata), класса Коралловые Полипы (лат. Anthozoa), подкласса Шестилучевые кораллы (лат. Hexacoralla), отряда Мадрепоровые (лат. Madreporaria, Scleractinia) включены в Приложение II СИТЕС.
Положения Конвенции СИТЕС, ограничивающие перемещение через границу подконтрольных товаров, прямо распространяются на личное имущество физических лиц (п. 3 ст. VII Конвенции), если образцы видов, включенные в приложение II, были приобретены владельцем вне государства его постоянного местожительства и эти образцы импортируются в это государство.
Разделом 2.7 Приложения № 2 Единого перечня, товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза к Решению коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» указанный выше товар ограничен к перемещению через таможенную границу ЕАЭС, и при его перемещении требуется разрешение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Подпунктом б) пункта 2 Постановления Правительства РФ от 04.05.2008 года № 337 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973 года, в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб» также определено, что ввоз на территорию Российской Федерации видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, кроме осетровых видов рыб, допускается в предусмотренных Конвенцией случаях при наличии разрешительных документов административного органа по Конвенции или другого компетентного органа государства-экспортера и разрешения (сертификата) административного органа по Конвенции.
Для перемещения товаров, указанных в СИТЕС, необходимо получение разрешения в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2015г. № 297 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973 года, кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру» (зарегистрирован в Минюсте России 20.10.2015 года № 39383).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС, таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений.
Согласно п. 6 ст. 260 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.
Согласно подп. 1 п. 14 ст. 260 ТК ЕАЭС, декларантами товаров для личного пользования могут выступать достигшие 16-летнего возраста физические лица государств-членов или иностранные физические лица, имеющие на момент пересечения таможенной границы Союза право владения, пользования и (или) распоряжения в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже. В данном случае декларантом вышеуказанного товара в виде 10 кораллов является Чернова С.Г.
Согласно п. 3 ст. 260 ТК ЕАЭС, таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
Согласно ст. 258 ТК ЕАЭС, пересечение физическим лицом линии завершения таможенных операций без подачи пассажирской таможенной декларации является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию, если иное не установлено законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 3 ст. 444 ТК ЕАЭС, решения Комиссии, регулирующие таможенные правоотношения, действующие на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей ТК ЕАЭС.
Следовательно, является действующим Решение комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 года № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заявления пассажирской таможенной декларации» (в редакции Решения Коллегии ЕАЭС от 14.11.2017 года № 148 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза»).
Согласно п. 19 Решения комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 года № 287, в подпункте 3.4 пункта 3 декларации указываются сведения о наличии либо отсутствии товаров, в отношении которых применяются запреты или ограничения, путем проставления соответствующей отметки в рамках «да», «нет». При наличии таких товаров подробные сведения о них, а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, и органе, их выдавшем, указываются в пункте 4 декларации.
Таким образом, на Чернову С.Г. таможенным законодательством ЕАЭС и Российской Федерации возложена обязанность продекларировать в установленном порядке <данные изъяты>, перемещенные ею через таможенную границу ЕАЭС в зоне деятельности международного воздушного пункта пропуска <данные изъяты> в сопровождаемом багаже.
Однако в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации и ЕАЭС Чернова С.Г. переместил через таможенную границу ЕВАЭС товар (кораллы в количестве 10 штук), ограниченные к ввозу на территорию Российской Федерации, не продекларировав их в установленном порядке.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, образует противоправное бездействие, заключающееся в невыполнении возложенной на декларанта п. 1 ст. 104, подп. 3 п. 6 ст. 260 ТК ЕАЭС обязанности произвести декларирование товаров в соответствии с порядком, предусмотренным ТК ЕАЭС.
Предметом административного правонарушения по данному делу об АП являются кораллы в количестве 10 штук.
Таким образом, факт совершения Черновой С.Г. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами: определением о возбуждении дела об АП № и проведении по нему административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1-6), актом таможенного досмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10), актом отбора проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16), заключением таможенного эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-32), а также письменными объяснениями Черновой С.Г., согласно которым она отдыхала в <данные изъяты>, ее ребенок собирал на пляже камешки, похожие на буквы их фамилии. О том, что это кораллы, она не знала. Ввезла их в Россию для личных нужд (л.д. 8).
Таким образом, судом установлено, что Чернова С.Г., не продекларировав в установленном законом порядке при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товар, ограниченный к ввозу на территорию Российской Федерации, а именно кораллы в количестве 10 штук, находившиеся в ее багаже, совершила своим бездействием административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, – недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств суд учитывает совершение Черновой С.Г. административного правонарушения в области таможенного дела впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено, в связи с чем, суд считает возможным назначить Черновой С.Г. наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, в виде конфискации предмета административного правонарушения, в данном случае кораллов в количестве 10 штук.
Судебных издержек, подлежащих взысканию с лица, привлекаемого к административной ответственности, нет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 16.2 ч. 1, 29.9-29.11 КРФобАП, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Чернову Светлану Геннадьевну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КРФобАП, и назначить ей наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения – кораллов в количестве 10 (десяти) штук.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Масалитина