РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,
при секретаре Плигузовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1306/2023 по административному исковому заявлению ООО «Межрегиональный консалтинговый центр» к судебному приставу-исполнителю ОСП Октябрьского района г.Самары Никоноровой Е.В., Скопинцевой А.С., старшему судебному приставу-исполнителю ОСП Октябрьского района г.Самары Ткачевой Е.В., врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Хабировой Ю.Г., Гаджикурбановой И.А., ГУ ФССП России по Самарской области, с участием заинтересованного лица Родионова К.С. о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Межрегиональный консалтинговый центр» (далее - ООО «МКЦ») обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, указав, что в ОСП Октябрьского района г. Самары на исполнении находится судебный приказ №2-2082/2020 от 14.07.2020, выданный мировым судьей судебного участка №29 Октябрьского района г.Самары Самарской области по которому возбуждено исполнительное производство №38006/21/63039-ИП от 09.09.2021 в отношении должника Родионова К.С. Согласно справке, на депозитный счет службы судебных приставов поступили денежные средства 30.11.2022 в размере 13 333,21 руб. До настоящего времени указанные денежные средства взыскателю ООО «МКЦ» не поступили. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ООО «МКЦ» просит суд признать незаконным бездействие старшего судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г.Самары Ткачевой Е.В., выразившееся в ненадлежащей организации работы подразделения судебных приставов, повлекшей за собой нарушение сроков перечисления денежных средств, поступивших на депозитный счет службы судебных приставов; нарушении срока утверждения постановления судебного пристава-исполнителя о распределении денежных средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов по исполнительному производству №38006/21/63039-ИП, нарушении срока перечисления взыскателю денежных средств, поступивших на депозитный счет службы судебных приставов по исполнительному производству №38006/21/63039-ИП; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г.Самары Никоноровой Е.В., выразившееся в нарушении срока вынесения постановления судебного пристава-исполнителя о распределении денежных средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, по исполнительному производству №38006/21/63039-ИП, нарушении срока перечисления взыскателю денежных средств, поступивших на депозитный счет службы судебных приставов по исполнительному производству №38006/21/63039-ИП; возложить на старшего судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г.Самары Ткачеву Е.В., судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г.Самары Никонорову Е.В. обязанность распределить и перечислить ООО «МКЦ» денежные средства, поступившие во временное распоряжение подразделения судебных приставов, по исполнительному производству №38006/21/63039-ИП в размере 13 333,21 руб.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Хабирова Ю.Г., Гаджикурбанова И.А., судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г.Самары Скопинцева А.С.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Согласно положениям части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведенных норм действия лиц, участвующих в деле, при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
В судебное заседание представитель административного истца, административные ответчики, заинтересованное лицо не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом.
Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 110 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление указанных денежных средств на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или его казначейский счет осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом Российской Федерации. В случае отсутствия сведений о реквизитах банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или казначейского счета взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Из материалов дела следует, что в производстве ОСП Октябрьского района г. Самары находится исполнительное производство № 38006/21/63039-ИП от 09.09.2021 г. о взыскании с должника Родионова К.С. задолженности в пользу ООО «МКЦ» в сумме 131 6222,01 руб.
Оспаривая бездействие должностных лиц службы судебных приставов, административный истец указывает, что на депозитный счет службы судебных приставов поступили денежные средства 30.11.2022 в размере 13 333,21 руб., однако указанные денежные средства взыскателю ООО «МКЦ» не распределены и не перечислены.
Согласно предоставленной справке ОСП Октябрьского района г.Самары о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству №38006/21/63039-ИП по состоянию на 24.01.2023 с должника Родионова К.С. в пользу ООО «МКЦ» взыскано 74 497,08 руб.
30.11.2022 г. и 15.12.2022 г. на депозитный счет ОСП поступили денежные средства в сумме 13 333,21 руб. и 14 670,00 руб., взысканные с должника, которые в нарушение положений, предусмотренных частью 1 статьи 110 Закона об исполнительном производстве пятидневного срока были распределены между взыскателями только 13.01.2023 г. (платежное поручение № 34911 от 13.01.2023 г.) и 29.12.2022 г. (платежное поручение № 3547 от 29.12.2022 г.).
Однако, само по себе несоблюдение судебным приставом-исполнителем положений части 1 статьи 110 Закона об исполнительном производстве о сроках распределения и перечисления денежных средств не повлекло нарушения прав административного истца, которое требовало бы устранения в судебном порядке. На момент рассмотрения судом требований об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя денежные средства взысканные с должника поступили на счет взыскателя.
Оспариваемое административным истцом бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в нарушение сроков распределения и перечисления взысканных денежных средств взыскателю, в связи с приведенными выше обстоятельствами не требует применения мер судебного пресечения.
Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
В данном случае не установлено такой совокупности условий по настоящему делу, поскольку права административного истца в указанной части восстановлены до принятия решения судом. Факт нарушения судебным приставом-исполнителем сроков распределения и перечисления взысканных с должника денежных средств не может быть основанием для удовлетворения ее административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «Межрегиональный консалтинговый центр» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.О. Шиндяпин
В окончательной форме решение суда принято 28 апреля 2023 г.
Копия верна
Судья
Секретарь