Решение по делу № 2-2845/2014 ~ М-2690/2014 от 24.04.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2014 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Богатова О.В.,

при секретаре Бикмаевой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по исковому заявлению Максимова П.Ю., Крымова Н.А., Крымова А.А., Брычковой О.В. Байкова А.В. и Лопуховой А.С. к Министерству финансов Пензенской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство),

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с названными исками, указав, что постановлениями разных муниципальных образований над ними как над несовершеннолетними была установлена опека и назначены опекуны. За период осуществления над ними опеки опекунам выплачивалось пособие. Однако выплата опекунского пособия производилась без учета фактических цен, сложившихся в Пензенской области.

Максимов П.Ю. просит суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с Дата включительно задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в общей сумме Данные изъяты руб. Данные изъяты коп.

Крымов Н.А. просит суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с Дата включительно задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере Данные изъяты руб. Данные изъяты коп.

Крымов А.А. просит суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с Дата включительно задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере Данные изъяты руб. Данные изъяты коп.

Брычкова О.В. просит суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с Дата включительно задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере Данные изъяты рубДанные изъяты коп.

Байков А.В. просит суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с Дата включительно задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере Данные изъяты руб. Данные изъяты коп.

Лопухова А.С. просит суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области в свою пользу за период с Дата включительно задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере Данные изъяты руб. Данные изъяты коп.

    Истцы Максимов П.Ю., Крымов Н.А., Крымов А.А., Брычкова О.В., Байков А.В., Лопухова А.С., их представители по доверенности Коробко Е.А. и Коробко В.В. в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Пензенской области Самородова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком. Указала также, что истцами неверно произведен расчет задолженности. При этом представила расчеты задолженности, выполненные с помощью Web-утилиты «Расчет денежной компенсации на содержание детей-сирот». Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель привлеченного к делу в качестве третьего лица на стороне ответчика Министерства образования Пензенской области в судебное заседание не явился.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истцы Максимов П.Ю., Крымов Н.А., Крымов А.А., Брычкова (Алексеева) О.В., Байков А.В. и Лопухова А.С. состояли на учете как дети, находящиеся под опекой.

Распоряжением Главы администрации Колышлейского района Пензенской области Номер от Дата , постановлением Главы администрации Адрес Номер от Дата , постановлением Главы администрации Ягановского сельского совета Адрес Номер от Дата , распоряжением Главы администрации Адрес Номер от Дата , распоряжением Главы администрации Адрес Номер от Дата соответственно несовершеннолетним Максимову П.Ю., Крымову Н.А., Крымову А.А., Брычковой (Алексеевой) О.В., Байкову А.В. и Лопуховой А.С. назначены опекуны. Также вышеуказанными актами установлена выплата средств на содержание несовершеннолетних.

Судом установлено, что выплата опекунского пособия на Максимова П.Ю. осуществлялась за период Дата год включительно, фактически было выплачено Данные изъяты руб.

Выплата опекунского пособия на Крымова Н.А. осуществлялась за период Дата включительно, фактически выплачено Данные изъяты руб.

Выплата опекунского пособия на Крымова А.А. осуществлялась за период Дата включительно, фактически выплачено Данные изъяты руб.

Выплата опекунского пособия на Брычкову (Алексееву) О.В. осуществлялась за период Дата включительно, фактически выплачено Данные изъяты руб.

Выплата опекунского пособия на Байкова А.В. осуществлялась за период Дата включительно, фактически выплачено Данные изъяты руб.

Выплата опекунского пособия на Лопухову А.С. осуществлялась за период Дата включительно, фактически выплачено Данные изъяты руб.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами дела.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом, то есть, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно статье 5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года №122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям № 1, 2, 3.

Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года №199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.

    В силу статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.     

    В период с Дата по Дата размер пособия устанавливался решениями органов местного самоуправления муниципальных образований.

С Дата по Дата решениями органов местного самоуправления муниципальных образований могли быть установлены иные размеры денежных средств, но не менее размеров установленных постановлениями Правительства Пензенской области.

    Согласно норм питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года, сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.

    С учетом изложенного истцы имели право на получение ежемесячных денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за период с Дата по Дата по нормам, указанным в приложениях №1,2,3 к Постановлению Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 г.

Суд считает, что размер опекунских пособий, полученных на истцов в заявленные периоды, не соответствует размеру, установленному постановлением Правительства РФ, и не достиг установленного размера.

    Согласно ст. 15 п. 1 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Если выплата недополученной части сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств осуществлена с большим опозданием и задержкой по вине органов, обязанных их уплачивать, то такой задержкой выплаты гражданам, являвшимися несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, причинены убытки, поскольку вследствие процесса инфляции недополученные суммы утратили свою покупательную способность. Понесенные убытки должны быть компенсированы на основании ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, исходя из продолжительности задержки выплаты недополученной части денежных средств. Убытки подлежат возмещению в полном объеме.

Вместе с тем, суд не может согласиться с расчетом задолженности по выплате пособия, представленного истцами, исходя из следующего.

Исходя из положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона по делу должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено, что в расчетах индексации истцы применяют коэффициенты региональных индексов потребительских цен, публикуемые территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, которые не соответствуют действительным индексам, а также неправомерно индексируют каждый год задолженности по индексам текущего года. Кроме того, истцами не был представлен алгоритм расчетов непродовольственных и продовольственных товаров.

Вместе с тем, по мнению суда, для расчета индексации должна быть применена статья 318 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу указанной нормы сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установлены законом или договором. Положения вышеуказанной статьи фактически указывают на индекс инфляции, утвержденный законом о федеральном бюджете на каждый год. Данная норма выступает гарантией защиты не только имущественных интересов заявителя от инфляционных процессов в государстве, но и гарантией защиты имущественных прав субъекта Российской Федерации.

Поскольку индекс инфляции на территории Российской Федерации один раз в год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете, то на основании ст. 318 ГК РФ сумма задолженности за текущий год однократно должна умножаться на коэффициент инфляции, определенный законодателем на первое января последующего года.

    В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики уровень инфляции (потребительских цен) в Российской Федерации в 1992 году составил – 2608,8%, в 1993 году - 939,9%, в 1994 году - 315,1%, в 1995 году - 231,3%, в 1996 году - 121,8%, в 1997 году -111,0%.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» утвержден федеральный бюджет на 1998 год исходя из уровня инфляции 5,7 процента (105,7%).

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 февраля 1999 года № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» утвержден федеральный бюджет на 1999 год исходя из уровня инфляции 30,0 процента (130,0%).

Федеральным законом от 31 декабря 1999 года № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» утвержден федеральный бюджет исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 18 процентов (118,0%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» утвержден федеральный бюджет на 2001 год исходя из и уровня инфляции 12,0 процента (112,0%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» утвержден федеральный бюджет на 2002 год исходя из уровня инфляции 12,0 процента (112,0%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» утвержден федеральный бюджет на 2003 год исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 10-12 процентов (111,0%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» утвержден федеральный бюджет на 2004 год исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 10 процентов (110,0%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2004 года № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» утвержден федеральный бюджет на 2005 год исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 10-11 процентов (111,0%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» утвержден федеральный бюджет на 2006 год исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 9,0 процента (109,0%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» утвержден федеральный бюджет на 2007 год исходя из уровня инфляции (потребительских цен) 6,5-8,0 процента (108,0%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2008 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 10,5 процента (110,5%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2009 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 13 процентов (113,0%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2010 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 8,0 процента (108,0%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2011 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 6,5 процента (106,5%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2012 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 6,0 процента (106,0%).

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2013 год, определенные исходя из уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (105,5%).

Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 31.01.2011 № 08-05-04/216 разъясняет, что расчет сумм индексации взыскиваемых согласно судебному акту денежных сумм должен быть произведен с учетом уровня инфляции, установленного законодательством Российской Федерации. "Степень удорожания стоимости жизни (уровень инфляции) устанавливается федеральными законами на соответствующий финансовый год, которые носят единственно официальный характер" - указано в письме от 05.04.2007 № 08-04-14/589.

При таких обстоятельствах, с учетом изложенных выше положений закона, суд считает возможным при расчете задолженности по выплате пособия применить федеральные индексы инфляции (потребительских цен).

Кроме того, Федеральным законом о федеральном бюджете на каждый год утверждается федеральный бюджет, исходя из уровня инфляции (потребительских цен) на текущий год и плановый период (последующие годы). Поскольку в статье 1 законов о бюджете уровень инфляции устанавливается декабрь последующего года к декабрю предыдущего года, при индексировании задолженности первого и последующих лет следует применять коэффициент инфляции за последующий год.

Таким образом, сумму задолженности за каждый год следует однократно умножить на коэффициент инфляции, определенный законодателем на первое января последующего года.

    Как следует из искового заявления, истцы оспаривают период невыплат денежных средств на содержание с августа 1996 по декабрь 2004 года.

При этом следует учесть, что истец Крымов Н.А. оспаривает период невыплат денежных средств на содержание с Дата а истец Крымов А.А. - Дата . Однако в деле имеется постановление главы Данные изъяты от Дата     Номер о выплате денежных средств на подопечных Дата года. Таким образом, на Крымова Н.А. и Крымова А.А. были выплачены денежные средства Дата году - Данные изъяты руб. вместо Данные изъяты руб., указанных в расчетах.

В Дата денежные средства органом опеки и попечительства Адрес выплачивались в размерах установленных:

- постановлением главы администрации г. Сердобска Пензенской области от № 36 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)». С 01.01.1997 по 01.07.1998 мальчикам в возрасте от 6 до 18 лет выплачивалось 590, 583 руб.;

-    постановлением главы администрации г. Сердобска Пензенской области от № 484 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой попечительством)». С 01.07.1998 по 01.03.2000 мальчикам в возрасте от 6 до 18 лет выплачивалось 721,60 руб.

Таким образом, на Крымовых Н.А. и А.А. были выплачены денежные средства в 1997 году - 7086,99 руб. вместо 2400 руб., в 1998 году - 7873,09 руб. вместо 5529,60 руб., указанных в расчетах.

Истица Брычкова О.В. оспаривает период невыплат денежных средств на содержание подопечного с декабря 1996 года по декабрь 2004 года. Однако в деле имеется распоряжение администрации Вадинского района от 15.08.1997 № 163-р "О назначении выплаты денежных средств несовершеннолетней Алексеевой О.В., находящейся под опекой" с Дата . Таким образом, на истицу были выплачены денежные средства в Дата - 0 руб. вместо Данные изъяты., в Дата Данные изъяты руб. вместо Данные изъяты руб., указанных в представленных расчетах.

Принимая во внимание изложенное, расчет истцов нельзя признать верным.

Вместе с тем, при определении сумм задолженности по выплате пособия суд считает возможным принять во внимание расчет задолженности и индексации за период с июня 1992 по декабрь 2004 года, произведенный представителем Министерства финансов Пензенской области с помощью программного продукта web-утилиты «Расчет денежной компенсации на содержание детей сирот», исходя из следующего.

Разработанный ОАО «Оператор электронного правительства». программный продукт (программа) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Программа рассчитывает задолженность на основании норм обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных указанным выше постановлением, размеров средних потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары по Пензенской области, предоставленных Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, индексов потребительских цен, предоставленных Министерством экономики Пензенской области.

Для корректного расчета размера денежной компенсации (с 1992 по 2004год) в программу введены справочники продовольственной продукции, непродовольственных товаров, цен на продовольственные и непродовольственные товары по месяцам, коэффициентов индексации.

Программа производит расчет и определяет первый месяц и первый год подсчета - 1992 или дату начала выплаты пособия опекуну, определяет год завершения подсчета - 2004 или год достижения воспитанником совершеннолетия. По всем месяцам расчета вычисляются затраты на продовольственные товары. При расчете необходимо учитывать возраст ребенка в данном месяце и брать норму потребления из нужной категории: от 0 до 3, от 3 до 6, и от 6 до 18 лет.

При расчете затрат на непродовольственные товары кроме возраста ребенка, нормы потребления учитывается пол ребенка и срок носки товара. В случае перехода в данном месяце воспитанника из одной категории в другую программа считает норму по предыдущей категории. Программа считает общую сумму выплат за месяц как сумму продовольственных и непродовольственных затрат, а также затрат на культурно-массовую работу - 4% от суммы продовольственных и непродовольственных затрат. Общая сумма задолженности за год рассчитывается как разность общей суммы затрат за год и размера фактически выплаченного пособия.

Индексация задолженности происходит по формуле: Z'n = Zn + Z'n-l * k n, где: Z'n-размер индексированной задолженности за год n; Zn-размер неиндексированной задолженности за год n; Z'n-l- размер индексированной задолженности за год n-1; k n -коэффициент индексации за год n.

При индексации задолженности, начиная со следующего года, задолженность за каждый год суммируется с произведением индексированной задолженности за предыдущий год, умноженной на коэффициент индексации. Результат является индексированной задолженностью за текущий год.

    С учетом изложенного, задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетних в период нахождения их под опекой за указанные периоды составит в пользу: Максимова П.Ю. – Данные изъяты руб., Крымова Н.А. – Данные изъяты., Крымова А.А. – Данные изъяты руб., Брычковой О.В. – Данные изъяты руб., Байкова А.В. – Данные изъяты руб., Лопуховой А.С. – Данные изъяты руб.

Размер индексации, с учетом расчетов, выполненных Web-утилитой «Расчет денежной компенсации на содержание детей-сирот», составит: в пользу Максимова П.Ю. – Данные изъяты руб., Крымова Н.А. – Данные изъяты руб., Крымова А.А. – Данные изъяты руб., Брычковой О.В. – Данные изъяты руб., Байкова А.В. – Данные изъяты руб., Лопуховой А.С. – Данные изъяты руб.

    Доводы представителя ответчика относительно того, что Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции РФ, пункту 4 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.

    Таким образом, до 2004 года органами местного самоуправления Пензенской области за счет средств местных бюджетов самостоятельно финансировалась только часть выплат на содержание детей, находящихся под опекой, при этом средств из областного бюджета до 2004 года на выплату опекунских пособий не поступало, т.е. Пензенская область, как субъект Российской Федерации, не обеспечивала реализацию норм действующего законодательства по установлению размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории области.

Следовательно, финансовый орган субъекта Российской Федерации – Пензенской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия, поскольку именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409, которым установлены натуральные нормативы исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.

Довод ответчика о том, что правовыми актами не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных законом ежемесячных пособий на содержание детей, суд считает ошибочным, поскольку часть первая статьи 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 года № 8-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года № 122- ФЗ), прямо определяет источники финансирования мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Ссылку Министерства финансов Пензенской области на то, что постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года не устанавливало чью-либо обязанность выплачивать опекунские пособия, не устанавливало размер пособия и не определяло источник выплаты пособий, суд признает несостоятельной, поскольку из анализа вышеприведенных правовых актов в их взаимосвязи следует, что органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате, тем самым и определили размер выплат, которые необходимо было осуществлять органам местного самоуправления, при выделении последним необходимых денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации.

Довод ответчика Министерства финансов Пензенской области о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование вопросов социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в связи с чем, Правительством Пензенской области в 2003-2004 гг были изданы соответствующие постановления о размерах денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) с учетом финансовых возможностей области и указанные постановления не отменены, оснований к отказу в удовлетворении иска служить не может, в связи со следующим.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

    Правительством Пензенской области в 2000-2004 годах были приняты постановления от 11.02.2000г. № 60-п11 «О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), от 10.01.2003 года № 11-пП «О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» (с изменениями и дополнениями от 27.11.2003 года) и от 01.06.2004 года № 282-пП «О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Между тем, данные нормативно-правовые акты надлежащим образом не обеспечивали реализацию норм законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Пензенской области, поскольку размеры опекунских пособий, установленные данными постановлениями, не соответствовали фактическим ценам региона на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и.т.д.

Доводы представителя ответчика Министерства финансов Пензенской области о том, что выделенные Пензенской области средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, расходов на выплату опекунских пособий не покрывали, суд считает несостоятельными и не влекущими отказ в удовлетворении иска.

При этом суд учитывает, что недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на получение опекунского пособия в размерах, установленном вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Максимова П.Ю., Крымова Н.А., Крымова А.А., Брычковой О.В., Байкова А.В. и Лопуховой А.С. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Максимова П.Ю. задолженность за период с Дата по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходами на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, индексацию существующей задолженности в общей сумме Данные изъяты рубль Данные изъяты копейки.

Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Крымова Н.А. задолженность за период Дата сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере Данные изъяты рублей Данные изъяты копеек.

Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Крымова А.А. задолженность за период Дата сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере Данные изъяты рублей Данные изъяты копейки.

Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Брычковой О.В. задолженность за период Дата года сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере Данные изъяты рублей Данные изъяты копеек.

Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Байкова А.В. задолженность за период с Дата года сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере Данные изъяты рублей Данные изъяты копеек.

Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Лопуховой А.С. задолженность за период с Дата сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и индексацию существующей задолженности в размере Данные изъяты рубля Данные изъяты копеек.

В остальной части иск Максимова П.Ю., Крымова Н.А., Крымова А.А., Брычковой О.В., Байкова А.В. и Лопуховой А.С. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2014 года.

Судья          О.В. Богатов

2-2845/2014 ~ М-2690/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
БРЫЧКОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
КРЫМОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
МАКСИМОВ ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ
ЛОПУХОВА АННА СЕРГЕЕЕВНА
БАЙКОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
КРЫМОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Ответчики
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Ленинский районный суд г. Пензы
Судья
Богатов Олег Викторович
Дело на сайте суда
leninsky--pnz.sudrf.ru
24.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2014Передача материалов судье
24.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2014Подготовка дела (собеседование)
15.05.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2014Судебное заседание
23.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее