Решение по делу № 2-108/2020 ~ М-86/2020 от 10.03.2020

Дело № 2-108/2020

Кизеловского городского суда

Пермского края

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

27 мая 2020 года город Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Лесниковой Е.А.,

при секретаре Мухачевой Н.В.,

с участием истца Минаев В.С., водительское удостоверение,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-108/2020 по исковому заявлению Минаев В.С. к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, третье лицо Кизеловское лесничество ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» об изменении решения комиссии,

у с т а н о в и л:

Минаев В.С. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, содержащим требования:

решить вопрос с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края об отмене решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 20.01.2020 года №30-01-25.4. Решить вопрос о выдаче разрешения на заключение нового договора аренды «вышеназванного лесного участка без проведения торгов».

В судебном заседании Минаев В.С. (в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования) в редакции: о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, изложенного в письме от 22.01.2020 года №30-01-25.4 исх-110 об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов и обязании Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о продлении договора аренды лесного участка по договору аренды №400 от 26.10.2009 года. Поддержал доводы иска. Не отрицал, что впервые заявление о заключении договора на новый срок подано в Министерство 16.12.2019 года. Незначительный просрок допущен по объективным причинам. Понадеялся на знакомую, которой своевременно передал все документы. В силу своей загруженности на работе, знакомая забыла. По устной договоренности с Министерством арендую плату можно было вносить один раз в год. В 2019 году внес арендную плату, но в платежном документе были указаны неверные реквизиты, которые представлены Кизеловским лесничеством. Пришлось повторно вносить платеж по арендной плате за 2019 год в январе 2020 года. Считает нарушения незначительными. Право собственности на постройки, находящиеся на земельном участке не зарегистрировано. Дом занял самовольно. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Министерство природных ресурсов явку представителя на судебное заседание не обеспечили, направили письменный отзыв и доказательства. Из доводов отзыва следует, что 16.12.2019 года в Министерство поступило заявление от Минаев В.С., который является арендатором лесного участка для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды от 25.10.2009 года №400, выразившее свое намерение заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов в связи с истечением срока действия договора аренды лесного участка. Срок договора аренды с 26.10.2009 года по 25.10.2019 года. Согласно п.1 ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка должно быть подано гражданином или юридически лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного договора аренды лесного участка, то есть не позднее 25.08.2019 года. Арендатор имел возможность обратиться в Министерство в пределах установленного срока путем направления заявления почтовой связью. Такой возможностью не воспользовался. Пунктом 4 ч.2 ст. 74 ЛК РФ предусмотрено условие: отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд. Вместе с тем, при анализе поступлений платежей в бюджетную систему РФ установлены случаи несвоевременного внесения платежей. Так, арендные платежи арендатором не вносились с 16.01.2019 года по 09.01.2020 года. Довод арендатора о том, что денежные средства «ушли на неизвестный адресат» не состоятелен ввиду того, что денежные средства согласно акта сверки поступили 15.01.2020 года. При этом лесничеством ежемесячно в адрес арендатора направлялись уведомления о несвоевременных расчетов с бюджетом. Таким образом, решение комиссии Министерства и отказ Минаев В.С. о заключении нового договора аренды является законным и в полном объеме соответствует ст. 74 ЛК РФ, а именно при решении вопроса о заключении договора аренды лесного участка на новый срок арендатором должна быть соблюдена совокупность всех условий, предусмотренных ст. 74 ЛК РФ. Несоблюдение арендатором одного из условий ст. 74 ЛК РФ влечет невозможность принятия Министерством положительного решения и как следствие заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов. Считают, что истцом избран ненадлежащий способ защиты прав (заявителем отказ Министерства в заключении договора аренды на новый срок должен быть обжалован в порядке, предусмотренном КАС РФ). На основании изложенного, просят в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Третье лицо явку представителя с доверенностью не обеспечили, извещены надлежащим образом.

С учетом мнения истца, положений ст. ст. 113 - 115, 167 ГПК РФ, суд, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав доводы истца, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе рассмотрения дела установил следующие обстоятельства.

По смыслу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой в случае нарушения его прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 вышеназванного Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 5 п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 от 27.09.2016 года «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу ч.4 ст. 1 КАС РФ и ч.1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п.2 ст. 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67 и 92 указанного Кодекса.

Статья 9 ЛК РФ предусматривает, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В частях 1 и 2 ст. 72 ЛК РФ закреплено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 настоящего Кодекса.

Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (ст. 72 ЛК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.

Согласно ч.2 ст. 74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные ч.3 ст. 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

На основании ч.3 ст. 74 ЛК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного ч.2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ст. ст. 81-84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных ч.2 настоящей статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.

В судебном заседании установлено и следует и материалов дела, что 26.10.2009 года между Агентством по природопользованию Пермского края (- в настоящее время Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края) и Минаев В.С. заключен договор №400 аренды лесного участка. По настоящему договору арендодатель, действующий в соответствии со ст. 41,72,74 ЛК РФ, на основании протокола о результатах аукциона от 15.10.2009 №2 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности (п.1). Лесной участок площадью 0,06 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору имеет: категорию земель: земли лесного фонда; номер учетной записи 848-2009-10 в государственном лесном реестре Пермского края; местоположение: Пермский край, Кизеловский муниципальный район, ГКУ «Кизеловское лесничество», квартал 177 часть выдела 8 Коспашского участкового лесничества (п.2). Арендатору передается лесной участок для осуществления рекреационной деятельности (п.4).

Пунктом 7 договора предусмотрена арендная плата. Пунктами 8, 8.1., 8.2, 8.3 договора предусмотрено, что арендатор вносит арендную плату согласно приложению №3 и представляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную плату. Арендная плата вносится арендатором не позднее 15 числа каждого месяца долями в размере 1/12 части годового размера арендной паты, если иное не предусмотрено приложением №3 к настоящему договору. Оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет арендодателя. Датой исполнения обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет арендодателя. Арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены настоящим договором (п. 13.2).

Срок действия настоящего договора устанавливается с 26.10.2009 года по 25.10.2019 года включительно (п. 21).

Настоящий договор прекращает действие в случаях, предусмотренных гражданским и лесным законодательством, и в связи с истечением его срока (п. 20).

Арендатор, надлежащим образом исполнивший настоящий договор, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение такого договора на новый срок (п. 27).

В судебном заседании истец не оспаривал факт того, что заявление о намерении заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов в соответствии со ст. 74 ЛК РФ датировано от 13.12.2019 года, впервые поступило в Министерство 16.12.2019 года.

Как следует из служебной записки бюджетно-финансового управления Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (документ создан в электронной форме 13.01.2020 года) по вопросу о соблюдении условий для заключения нового договора аренды с Минаев В.С. без проведения торгов, в связи с истечением срока действия договора аренды лесного участка от 26.10.2009 года №400, в части отсутствия случаев несвоевременного внесения арендной паты за три оплачиваемых период подряд были допущены случаи несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд с 16.01.2019 года по 09.01.2020 года. За просрочку платежей по договору были начислены пени за 2018 год в федеральный бюджет 0,13 руб., в бюджет субъекта РФ 0,26 руб., за 2019 год в федеральный бюджет 31 руб. 30 коп., в бюджет субъекта РФ 62 руб. 60 коп. Оплата пени не произведена в полном объеме. Арендная плата в 2019 году составила 1 038 руб. 46 коп., в том числе в федеральный бюджет 346 руб. 15 коп., в бюджет субъекта РФ 692 руб. 31 коп. По стоянию на 09.01.2020 года задолженность по договору 1 132 руб. 75 коп., в том числе пени 94 руб. 29 коп.

Как следует из заключения отдела правового обеспечения Министерства, заявление арендатора о заключении нового договора поступило за пределами сроков, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 74 ЛК РФ, таким образом, не представляется возможным заключить новый договор аренды с Минаев В.С.

Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 22.01.2020 года принято решение №30-01-25.4 исх-110 об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов в связи с несоблюдением пунктов 1 и 4 ч.2 ст. 74 ЛК РФ.

Таким образом, к возникшим правоотношениям подлежат нормы ЛК РФ, поскольку они являются специальными нормами.

Частью 2 ст. 74 ЛК РФ предусмотрено, что именно при наличии совокупности условий, предусмотренных данной частью статьи можно заключить новый договор аренды лесного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов.

Между тем, из представленных стороной ответчика письменных доказательств с достоверностью установлено, что Минаев В.С. нарушен п.1 ч.2 ст. 74 ЛК РФ, поскольку заявление о заключении нового договора аренды лесного участка должно было быть подано последним не позднее 25.08.2019 года, тогда как заявление подано арендатором 16.12.2019 года, то есть по истечении срока действия договора. Также нарушен п.4 ч.2 ст. 74 ЛК РФ, то есть надлежащее исполнение обязательств в части внесения арендной платы. Истцом в материалы дела не представлены письменные доказательства, позволяющие установить, что между арендодателем и арендатором установлены иные сроки и порядок внесения арендной платы в счет исполнения обязательств арендатора по договору аренды земельного участка №400 от 26.10.2009 года. Истец не представил в материалы дела надлежащие доказательства, подтверждающие довод того, что им своевременно были внесены платежи в счет арендной платы, но с неверными реквизитами. Из представленных Минаев В.С. копий платежных документов усматривается дата платежа – 14.01.2020 года за период 2019 год.

По данным Министерства на 26.05.2020 года задолженность по арендной плате составляет 517 руб. 79 коп., что следует из акта сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2019 года по 26.05.2020 года.

Земельный участок предоставлялся истцу не для строительства и размещения зданий, а для рекреационной деятельности. Таким образом, доводы истца о том, что в настоящее время затруднительно собрать пакет документом для оформления арендных правоотношений, суд не принимает во внимание.

Таким образом, истцом не доказан факт соблюдения положений ч.2 ст. 74 ЛК РФ. Отказ уполномоченного органа в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов является правомерным. При таких обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований Минаев В.С.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 22.01.2020 ░░░░ №30-01-25.4 ░░░-110 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ №400 ░░ 26.10.2009 ░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-108/2020 ~ М-86/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Минаев Владимир Сергеевич
Ответчики
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии
Другие
Кизеловское лесничество ГКУ "Управление лесничествами Пермского края"
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Лесникова Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
kizel--perm.sudrf.ru
10.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Подготовка дела (собеседование)
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Производство по делу возобновлено
27.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2020Дело оформлено
05.10.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее