Дело № 2-418/13
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего Коноваловой С.А.,
с участием прокурора прокуратуры <адрес> ФИО4,
представителей заинтересованного лица - Администрации Октябрьского муниципального района - в лице главы администрации ФИО1 и ФИО2, предоставившего доверенность,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> 26 июля 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского муниципального района и о понуждении к выполнению возложенных полномочий,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского муниципального района и о понуждении к выполнению возложенных полномочий.
В обоснование требований указал, что в июле 2013 года прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Октябрьского муниципального района <адрес> законодательства, связанного с обеспечением транспортного обслуживания жителей населенных пунктов Октябрьского муниципального района, в ходе которой вскрыты обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении администрацией муниципального района полномочий в указанной сфере.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления Октябрьского муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
<адрес> установлено, что с момента передачи органу местного самоуправления - Октябрьскому муниципальному району полномочий по предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, в состав которого входит 15 сельских поселений, а именно: Абганеровское, Аксайское, Антоновское, Васильевское, Громославское, Жутовское, Заливское, Ивановское, Ильменское, Ковалевское, Новоаксайское, Перегрузненское, Советское, Шелестовское и Шебалиновское, а также 1 городское поселение р.<адрес>, в общей сложности более 25 населенных пунктов, транспортное обслуживание населения района фактически сокращено и не осуществляется.
Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> : действовало 8 внутри муниципальных автобусных маршрутов:
№ «р.<адрес>»;
№ «р.<адрес>»;
№ «р.<адрес>-II-е»;
№ «р.<адрес>»;
№ «р.<адрес>» через <адрес>;
№ «р.<адрес>» через <адрес>;
№ «р.<адрес>» через <адрес>;
№ «р.<адрес>».
Вышеуказанные внутримуниципальные автобусные маршруты обслуживались ГУП ВО «АТП Октябрьское».
Далее, после реорганизации ГУП ВО «АТП Октябрьское» и передаче полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района администрации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовали следующие маршруты:
1. В январе 2013 года действовали автобусные маршруты №
«р.<адрес>»; № «р.<адрес>»; № «р. <адрес>» через <адрес>; № «р.<адрес>» через <адрес>; № «р.<адрес>» через : Перегрузное; № «р.<адрес>»;
2. В период с февраля 2013 года по апрель 2013 года действовали
автобусные маршруты № «р.<адрес>»; № «р.<адрес>»; № «р.<адрес>-2е»; № «р.<адрес>»; № «р.<адрес>» через <адрес>; № «р.<адрес>» через <адрес>; № «р.<адрес>» через <адрес>; № «р.<адрес>»; № «р.<адрес>» через <адрес>;
3. В мае 2013 года перевозка пассажиров осуществлялась по автобусным маршрутам № «р.<адрес>»; № «р.<адрес>»; № «р.<адрес>-2е»; № р.<адрес>»; № «р.<адрес>».
На совещании губернатора <адрес> с главами муниципальных районов и городских округов от ДД.ММ.ГГГГ определено, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является «переходным периодом», в течение которого главам муниципальных районов и городских округов указано на необходимость заключения с перевозчиками договоров на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах между поселениями в границах муниципального района, и с ДД.ММ.ГГГГ приступить к исполнению возложенных полномочий.
В связи с чем, организация транспортного обслуживания населения Октябрьского муниципального района за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась сотрудниками ГУП ВО «АТП Октябрьское» и за счет средств областного бюджета.
<адрес> установлено, что по окончанию «переходного периода» администрацией Октябрьского муниципального района переданные полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района выполнялись не в полном объеме.
Так, в июне 2013 года администрация Октябрьского муниципального района заключила с Автоколонной № филиала ГУП ВО «Волгоградавтотранс» договор на организацию транспортного обслуживания населения на внутримуниипальных маршрутах, на общую сумму 251 тыс. 200 рублей.
Согласно заключенному на июнь 2013 года договору функционировало 5 внутримуниципальных автобусных маршрута:
№ «р.<адрес>»;
№ «р.<адрес>»;
№ «р.<адрес>-2е»;
№ «р.<адрес>» через <адрес>;
№ «р.<адрес>».
Однако, неохваченными организованным транспортным обслуживанием на июнь 2013 года остались жители, проживающие в населенных пунктах Аксайского, Громославского, Заливского, Ивановского, Ильменского, Ковалевского, Новоаксайского, Шелестовского и Шебалиновского сельских селений Октябрьского муниципального района.
Вместе с тем, в июле 2013 года администрацией Октябрьского муниципального района полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района полностью не выполняются.
Так, администрацией Октябрьского муниципального района договоры на организацию транспортного обслуживания населения на июль 2013 года не заключались, внутримуниципальные автобусные маршруты не созданы, транспортные услуги населению <адрес> в соответствии с установленными нормами и требованиями не оказываются, автобусное сообщение между населенными пунктами района отсутствует.
Между тем, на основании решения <адрес>ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение <адрес>ной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Октябрьского муниципального района на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» администрацией муниципального района <адрес> на 2013 год в сфере транспорта спланировано всего лишь 502 тыс. 400 рублей.
За истекший период 2013 года администрацией Октябрьского муниципального района на указанные цели израсходовано 251 тыс. 200 рублей.
Дальнейшее бездействие со стороны администрации Октябрьского муниципального района усугубляет сложное положение дел с доступностью для жителей сельских населенных пунктов государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и культуры, расположенных на территории районного центра.
Таким образом, бездействие администрации Октябрьского муниципального района, выразившееся в непринятии действенных мер по выполнению полномочий, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, а также положений статьи 6 Устава Октябрьского муниципального района <адрес>, существенно ущемляет права и законных интересы граждан, проживающих в <адрес>, в то время как в соответствии со статьей 2 Конституции России человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского муниципального района <адрес> по невыполнению полномочий, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131 -ФЗ по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах <адрес> и обязать администрацию Октябрьского муниципального района <адрес> организовать транспортное обслуживание и создать регулярные автобусные маршруты между поселениями в границах Октябрьского муниципального района <адрес>.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО4 заявление поддержал по основаниям указанным в заявлении и показал, что с ДД.ММ.ГГГГ, то есть момента передачи органу местного самоуправления - Октябрьскому муниципальному району полномочий по предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, в состав которого входит 15 сельских поселений, а именно: Абганеровское, Аксайское, Антоновское, Васильевское, Громославское, Жутовское, Заливское, Ивановское, Ильменское, Ковалевское, Новоаксайское, Перегрузненское, Советское, Шелестовское и Шебалиновское, а также 1 городское поселение р.<адрес>, в общей сложности более 25 населенных пунктов, транспортное обслуживание населения района фактически сокращено и не осуществляется. Данные полномочия закреплены как Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ, а также положением статьи 6 Устава Октябрьского муниципального района <адрес> и Положением об администрации Октябрьского муниципального района, по окончании переходного периода с ДД.ММ.ГГГГ указанные полномочия полностью должны выполняться администрацией <адрес>, хотя с ДД.ММ.ГГГГ указанные полномочия и выполнялись, однако количество транспортных услуг было фактически уменьшено, т.е. не во все поселения осуществляются транспортные услуги. Кроме того, обязанности по организации транспортного обслуживания населения между поселениями внутри муниципального района с июля 2013 года фактически не выполняются. В связи с чем прокуратурой района принято решение об обращении в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации района по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах <адрес>, так как нарушаются права граждан Октябрьского муниципального района, чем усугубляет сложное положение дел с доступностью для жителей сельских населенных пунктов государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и культуры, расположенных на территории районного центра. Администрацией не приняты все меры по обеспечению транспортными услугами, т.е. не заключены договоры с перевозчиками, оказывающими транспортные услуги, не во все поселения осуществляется транспортное обслуживание и гражданам приходится пользоваться услугами частных такси, цены на которые значительны. Кроме того, в бюджете Октябрьского муниципального района заложены средства на субсидирование транспортных расходов перевозчикам в сумме 500 000 рублей, однако указанные денежные средства израсходованы только на половину. В связи с чем просит заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Глава администрации Октябрьского муниципального района - ФИО5 в судебном заседании заявление не признал и пояснил, что действительно к вопросам местного значения <адрес> относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах <адрес>. Однако для того, чтобы исполнять указанные требования Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ в части транспортного обслуживания необходимы финансы. Однако передача указанных полномочий произошла в начале финансового года и денежные средства в бюджете Октябрьского муниципального района на указанные полномочия не были запланированы. При этом бюджет Октябрьского муниципального района на 75% является дотационным, доходов местного бюджета всего 23 %. Таким образом, чтобы исполнять определенные полномочия, администрации <адрес> изначально необходимо запросить средства из областного бюджета. ДД.ММ.ГГГГ на совещании у <адрес> сообщили о передаче указанных полномочий на уровень районов и администрация района нашла в бюджете района для оказаний указанных услуг 500 000 рублей. Кроме того, услуги по перевозки населения в направлении от х.И-Суворовский до <адрес> и находящимися на данном маршруте населенными пунктами осуществляет ИП Кутыга с которым уже на протяжении нескольких лет заключен договор, что подтверждается паспортом маршрута, в другом направлении от <адрес> и также до <адрес> с заездом в населенные пункты осуществляет ИП Гузев. Маршруты рассчитаны таким образом, чтобы жители района могли свободно добираться до районного центра и обратно. Жалоб в администрацию по данному поводу не поступало, кроме того, он лично принимал участие на сходах населения поселений и никто с данным вопросом не обращался. После окончания переходного периода в июне 2013 года, также был заключен договор на перевозку пассажиров по маршрутам внутри района с единственным АТП в <адрес>, однако в конце июня 2013 года было направлено письмо о перезаключении с ними договора на июль месяц, но ответа так и не последовало, вскоре из телефонного разговора стало известно, что АТП прекратило свою деятельность. <адрес> не указано, в чем заключается бездействие по невыполнению данных полномочий, так как все необходимое администрацией района предпринято в рамках финансовых возможностей. <адрес> вмешивается в финансовую деятельность муниципального органа и по их инициативе должны перераспределяться денежные средства в бюджете с одних запланированных мероприятий на другие. Так денежные средства, которые запланированы на строительство Детского сада были «переброшены» на обеспечение транспортных услуг. <адрес> делается все во благо населения, считает прокурорская проверка проведена поверхностно и доказательств подтверждающих бездействие администрации не представлено. Просит в удовлетворении заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица - администрации <адрес> - ФИО2 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ вице - губернатор председатель правительства <адрес> сообщал, что с ДД.ММ.ГГГГ органам местного самоуправления необходимо обеспечить полномочия по транспортному обслуживанию населения. ДД.ММ.ГГГГ на заседании у первого заместителя председателя правительства <адрес> было решено, установить переходный период для передачи полномочий администрациям районов по транспортному обслуживанию населения до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрация Октябрьского муниципального района направила письмо № генеральному директору ГУП ВО «Волгоградавтотранс» с просьбой о предоставлении информации об объектах недвижимости и транспортных средств в р.<адрес>, закрепленных за автоколонной «Октябрьская». ДД.ММ.ГГГГ на совещании у губернатора <адрес> было решено министерству финансов <адрес> представить предложения о выделении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных районов <адрес> на решение вопросов по транспортному обслуживанию населения.
Администрация Октябрьского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ направила письмо № заместителю министра транспорта и дорожного хозяйства <адрес> с информацией о необходимых размерах субсидий в сумме 3712 тыс. рублей для обслуживания автобусных маршрутов.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией района было направлено письмо № министру финансов <адрес> с информацией расчета финансовой помощи бюджету Октябрьского муниципального района для организации транспортного обслуживания населения.
Также ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо № министру по управлению государственным имуществом <адрес> о передаче в муниципальную собственность Октябрьского муниципального района автоколонну «Октябрьская» для организации транспортного обслуживания населения района.
ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель председателя правительства <адрес> информировал, что ДД.ММ.ГГГГ заканчивается переходный период по организации транспортного обслуживания населения.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Октябрьского муниципального района заключила с ГУП ВО «Волгоградавтотранс» договор на июнь 2013 года по организации транспортного обслуживания населения на территории Октябрьского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Октябрьского муниципального района направила письмо № министру транспорта и дорожного хозяйства <адрес> с просьбой о передаче в муниципальную собственность района здания автовокзала находящегося в р.<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Октябрьского муниципального района направила письмо № директору автоколонны 1208 филиала ГУП ВО «Волгоградавтотранс» с просьбой о заключении договора на июль 2013 года о транспортном обслуживании населения. До настоящего времени ответ на данное письмо не представлен, договор не подписан.
На основании изложенного и с учетом того, что в собственности района отсутствует имущество (денежные средства), необходимое для организации транспортного обслуживания населения в действиях администрации района отсутствуют признаки не законного бездействия по исполнению указанных полномочий по обеспечению транспортного обслуживания населения.
Решая вопрос о том, подлежит ли рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства заявление прокурора, обратившегося в суд в защиту законных прав неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, необходимо иметь в виду, что в судебном порядке не могут определяться цели, на которые должны использоваться средства местного бюджета и вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является незаконным.
В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 133 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Из смысла приведенных норм права следует, что если население (неопределенный круг лиц) считает, что органы местного самоуправления используют свои полномочия ненадлежащим образом, оно может защитить свои интересы самостоятельно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации следует, что в судебном порядке не могут определяться цели, на которые должны использоваться средства местного бюджета и вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является незаконным.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»:
к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом, в заявлении прокурора не указаны каким образом не исполняются полномочия органов местного самоуправления;
В силу пункта 15 данного постановления заявление об оспаривании решений действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия), в заявлении прокурора данные обстоятельства не приведены и указаны.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»:
В силу приведенных выше доводов и норм действующего законодательства просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии сост. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статьей 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ предусмотрено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Как установлено в судебном заседании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории <адрес>» на органы исполнительной власти <адрес> возложены полномочия по организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении.
В целях исполнения требований вышеуказанного нормативного правового акта, а также Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на внутримуниципальных автобусных маршрутах, в том числе и решение вопроса финансирования муниципального заказа на перевозку пассажиров отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Октябрьского муниципального района поступило письмо о необходимости исполнения вышеуказанных полномочий.
ДД.ММ.ГГГГ на совещании у Первого заместителя председателя <адрес> ФИО6 по вопросу исполнения с ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления полномочий по организации транспортного обслуживания населения на внутрирайонных автобусных маршрутах в соответствии с требованиями Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принято решение об установлении переходного периода до ДД.ММ.ГГГГ необходимого для передачи полномочий администрациям районов <адрес> и заключения договоров на организацию транспортного обслуживания на период с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на совещании <адрес> ФИО7 с главами муниципальных образований <адрес> принято решение о выделении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных районов <адрес> на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах муниципального района.
В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ Первого заместителя председателя <адрес>, Главы муниципальных районов <адрес> проинформированы об окончании ДД.ММ.ГГГГ переходного периода, в течении которого организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах внутрирайонного сообщения осуществляло министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> и о необходимости с ДД.ММ.ГГГГ администрациям муниципальных районов заключить с перевозчиками договора на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах между поселениями в границах муниципального района, приступить к исполнению своих полномочий.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Думы №, утверждены рекомендации парламентского часа на тему «О ситуации, сложившейся в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на пригородных, межмуниципальных и внутримуниципальных маршрутах на территории <адрес>, а также о состоянии автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» в соответствии с которыми принято решение обратиться к <адрес> в сфере транспортного обслуживания со следующими рекомендациями:
-принять правовой акт, устанавливающий переходный период до ДД.ММ.ГГГГ, в течении которого органам местного самоуправления необходимо принять решения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на внутримуниципальных маршрутах и о включении расходов по осуществлению полномочий по организации транспортного обслуживания населения в местные бюджеты.
Статьей 1 Устава Октябрьского муниципального района <адрес> принятого в новой редакции решением <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (Зарегистрированного в ГУ Минюста России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №№) утвержден правовой статус Октябрьского муниципального района, согласно которого, Октябрьский муниципальный район (далее - <адрес>) - муниципальное образование, состоящее из поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления.
В силу п.6 ч.1 ст.6 указанного Устава, к вопросам местного значения <адрес> относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах <адрес>.
Как следует из заявления, прокурор <адрес> обратился с требованиями о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского муниципального района <адрес> по невыполнению полномочий, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131 -ФЗ по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах <адрес> и обязании администрации Октябрьского муниципального района <адрес> организовать транспортное обслуживание и создать регулярные автобусные маршруты между поселениями в границах Октябрьского муниципального района <адрес>.
В соответствии с абз.4 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Между тем, суд, проанализировав сложившуюся ситуацию по транспортному обеспечению населения <адрес> между поселениями в границах Октябрьского муниципального района и вышеприведенные положения законов приходит к выводу о том, что в деятельности администрации Октябрьского муниципального района бездействие не установлено, что подтверждается показаниями свидетеля ФИО8, который в судебном заседании пояснил, что он занимает должность заместителя главы администрации <адрес> по вопросам газификации и строительства. В настоящее время в <адрес> действуют два маршрута осуществляемые индивидуальными предпринимателями, это ИП ФИО9 осуществляющий транспортные услуги по маршруту х.И-Суворовский - <адрес> - р.<адрес> и далее <адрес> и ИП Гузевым осуществляющим транспортные услуги по маршруту <адрес> - р.<адрес>-1е, <адрес>-2е, <адрес> и также далее <адрес>. То есть фактически все населенные пункты района охвачены транспортными услугами. Кроме того в настоящее время решается вопрос о заключении договора с жителем <адрес> об оказании им транспортных услуг на автомобиле ГАЗель по маршруту р.<адрес>-1е, <адрес>-2е, <адрес> и в обратном направлении, который в настоящее время подал документы на получении лицензии для осуществления пассажирских перевозок. О том, что проблем с пассажирскими перевозками в Шелестовском, Шебалиновском, Новоаксайском, Ильменском и Заливском сельских поселениях не имеется, что подтверждается письмами глав администраций сельских поселений.
Кроме того, данные обстоятельства также подтверждаются исследованными в судебном заседании нормативно- правовыми актами:
- Постановлением администрации Октябрьского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил организации транспортного обслуживания населения на регулярных автобусных маршрутах общего пользования между поселениями в границах Октябрьского муниципального района <адрес>»;
- Постановлением администрации Октябрьского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах общего пользования на территории Октябрьского муниципального района по регулируемым в установленном законодательством порядке тарифов на проезд пассажиров и провоз багажа»;
- Паспортом маршрута № ИП «ФИО9», в котором имеется схема маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений от начального и до конечного пункта «х.И-Суворовский - <адрес> - р.<адрес> и далее <адрес>»;
- Договором от ДД.ММ.ГГГГ без номера «на организацию транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных автобусных маршрутах общего пользования на территории Октябрьского муниципального района <адрес>», заключенным между Администрацией Октябрьского муниципального района <адрес> и ГУП <адрес> «Волгоградавтотранс» в лице директора Автоколонны 1208 филиала ГУП ВО «Волгоградавтотранс» сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- Письмом администрации Октябрьского муниципального района <адрес> и сх.2926 от ДД.ММ.ГГГГ директору Автоколонны 1208 филиала ГУП ВО «Волгоградавтотранс» о заключении договора на организацию автотранспортного обслуживания населения на внутримуниципальных автобусных маршрутах общего пользования на территории Октябрьского муниципального района <адрес>;
- Письмом администрации Октябрьского муниципального района <адрес> исх.2699 от ДД.ММ.ГГГГ директору ГУП ВО «Волгоградавтотранс» о передаче в безвозмездное бессрочное пользование здания автовокзала находящегося в стадии реконструкции, расположенное по адресу: Р.<адрес>;
- Письмом администрации Октябрьского муниципального района <адрес> Исх.2624 от ДД.ММ.ГГГГ директору Автоколонны 1208 филиала ГУП ВО «Волгоградавтотранс» о заключении договора на июль 2013 года на организацию автотранспортного обслуживания населения на внутримуниципальных автобусных маршрутах общего пользования на территории Октябрьского муниципального района <адрес> на маршрутах №№, 102, 819;
- Письмом Администрации Октябрьского муниципального района <адрес> исх.2305 от ДД.ММ.ГГГГ Министерству транспорта и дорожного хозяйства <адрес> с просьбой открыть регулярное движение автобусного маршрута <адрес>-р.<адрес> в лице ИП ФИО10;
- Письмом администрации Октябрьского муниципального района <адрес> исх.886 от ДД.ММ.ГГГГ Министру финансов <адрес> о предоставлении финансовой помощи бюджету района из областного бюджета для исполнения полномочий по организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных автобусных маршрутах общего пользования на территории Октябрьского муниципального района в соответствии с требованиями Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в размере 2474,7 тыс. рублей.
Таким образом, из вышеприведенных письменных материалов дела суд усматривает, что администрация <адрес> проводит работу по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению <адрес> и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Октябрьского муниципального района.
В силу ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Проанализировав нормативно-правовые акты федерального и местного законодательства с учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, о том, что администрацией <адрес> осуществлялись все необходимые мероприятия по выполнению полномочий по организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных автобусных маршрутах общего пользования на территории Октябрьского муниципального района в соответствии с требованиями Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как в указанный переходный период, так и в настоящее время.
Кроме того, при разрешении указанного заявления суд считает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Таким образом, в судебном порядке не могут определяться цели, на которые должны использоваться средства местного бюджета и вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов об исполнении бюджета является недопустимым, в связи с чем доводы прокурора о том, что в бюджете Октябрьского муниципального района имеются средства на организацию транспортного обслуживания населения не состоятельны.
На основании вышеприведенного, а также учитывая, что суд не усматривает в деятельности администрации Октябрьского муниципального района незаконности бездействия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах <адрес>, заявление прокурора полежит оставлению без удовлетворения.
Помимо указанного суд, при разрешении требования прокурора об обязании администрации Октябрьского муниципального района организовать транспортное обслуживание и создать регулярные автобусные маршруты между поселения в границах Октябрьского муниципального района <адрес>, считает необходимым указать, что указанное требование неконкретно и не содержит указания на то, между какими поселениями необходимо создать регулярные автобусные маршруты между поселениями в границах <адрес> и в какой срок.
Однако поскольку, суд выше пришел к выводу об оставлении без удовлетворения заявления прокурора о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского муниципального района по невыполнению полномочий предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации трнаспортного обслуживания населения между поселениями в границах Октябрьского муниципального района <адрес>, заявление прокурора в части обязания администрации Октябрьского муниципального района <адрес> организовать транспортное обслуживание и создать регулярные автобусные маршруты между поселениями в границах Октябрьского муниципального района <адрес> также подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, ст. 10, 12, ч.1 ст. 130, ст.132 Конституции РФ, ст.1, п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории <адрес>», Ст.1, п.6 ч.1 ст.6 Устава Октябрьского муниципального района <адрес> принятого в новой редакции решением <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (Зарегистрированного в ГУ Минюста России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №№), абз.4 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", ст.249 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-259 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Октябрьского муниципального района Октябрьского муниципального района по невыполнению полномочий предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации трнаспортного обслуживания населения между поселениями в границах Октябрьского муниципального района <адрес> и обязании администрации Октябрьского муниципального района <адрес> организовать транспортное обслуживание и создать регулярные автобусные маршруты между поселениями в границах Октябрьского муниципального района <адрес> - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течении месяца со дня его изготовления мотивированного решения через Октябрьский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись
Копия верна.
Судья С.А. Коновалова