Дело № 2 – 55/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2019 года г. Валдай
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи И.А. Носовой,
при секретаре Я.М. Бикмансуровой,
с участием истца Б.Н. Семёнова,
представителя ответчика – представителя УМВД России по Новгородской области, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – представителя МВД Российской Федерации А.С. Омельченко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Семёнова Бориса Николаевича к УМВД России по Новгородской области, межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Псковской и Новгородской областях о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Семёнов Б.Н. обратился в суд с иском к УМВД России по Новгородской области, межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Псковской и Новгородской областях (далее МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях) о признании права собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 27, 6 кв. м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>. Исковые требования мотивированы тем, что 30 августа 2001 года в соответствии с протоколом № «О заселении однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>» указанное жилое помещение ему было предоставлено из жилищного фонда по <адрес> в порядке очередности как вынужденному переселенцу. 16 октября 2002 года статус вынужденного переселенца был прекращен, до настоящего времени он проживает в данном жилом помещении, оплачивает коммунальные услуги. Право на приватизацию жилого помещения им ранее не реализовывалось. Поскольку вопрос о передаче в собственность жилого помещения в порядке приватизации подлежит разрешению государственным учреждением, в оперативном управлении которого находится жилой дом, учитывая, что спорная квартира находилась в оперативном управлении УФМС России по Новгородской области и в ходе ликвидационных мероприятий в оперативное управление УМВД России по Новгородской области не передавалась, возможность ее приобрести в собственность в порядке приватизации во внесудебном порядке у него отсутствует.
Определением суда от 10 января 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Семёнов Б.Б.
Определением суда от 24 января 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Новгородской области, МВД Российской Федерации.
В судебном заседании истец Семёнов Б.Н. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – представитель УМВД России по Новгородской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – представитель МВД Российской Федерации Омельченко А.С. полагала исковые требования Семёнова Б.Н. подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика – представитель МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – представитель Правительства Новгородской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Семёнов Б.Б., будучи надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Семёнова Б.Н. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 июня 2006 года № 6-П, Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» является правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере, определившей базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Согласно п. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилого фонда» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Материалами дела подтверждается, что 30 августа 2001 года в соответствии с протоколом № «О заселении однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>» указанное жилое помещение было предоставлено истцу из специального жилфонда по <адрес> в порядке очередности как вынужденному переселенцу (удостоверение вынужденного переселенца №, выдано 02 октября 1995 года). Статус вынужденного переселенца прекращен 16 октября 2002 года на основании решения Управления по делам миграции УВД Новгородской области в связи с истечением срока предоставления.
05 декабря 2001 года на основании решения исполкома от 02 ноября 2001 года №-рз администрацией Валдайского района истцу был предоставлен ордер № на получение указанной выше квартиры.
Из поквартирной карточки, представленной отделением по вопросам миграции ОМВД России по Валдайскому району, усматривается, что в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Семёнов Б.Н., с ДД.ММ.ГГГГ его сын Семёнов Б.Б.
В ходе судебного заседания установлено, что с 1995 года истец постоянно проживал в спорной квартире, оплачивал коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из представленных документов следует, что 30 января 2006 года администрацией Валдайского района, в лице директора МУ «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству», был составлен договор о безвозмездной передаче жилья, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность истца. Однако, поскольку данный договор не был зарегистрирован в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 04 июля 1991 года № «О приватизации жилищного фонда в РФ» в Управлении Федеральной регистрационной службы по Новгородской области, право собственности у истца не возникло, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от 01 февраля 2019 года сведений о правах Семёнова Б.Н. на объекты недвижимости.
Материалами дела также подтверждается, что Семёнов Б.Н. ранее в приватизации каких-либо других помещений не участвовал, до настоящего времени законное право на приватизацию не реализовал.
Согласно сведениям, содержащимся в Реестре федерального имущества, спорная квартира находится в собственности Российской Федерации и передана в оперативное управление миграционной службы Новгородской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07 апреля 1999 года № НО-А №, запись регистрации №.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года № «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» УФМС России по Новгородской области упразднено. Правопреемником является УМВД России по Новгородской области. В ходе ликвидационных мероприятий спорная квартира в оперативное управление УМВД России по Новгородской области не передавалась.
Действующим жилищным законодательством предусмотрен порядок оформления передачи жилья, обязательный как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в собственность граждан.
Статья 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Из материалов дела следует, что с заявлением о приватизации занимаемого жилья Семёнов Б.Н. обратился в МУ «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» 09 декабря 2005 года, однако до настоящего времени вопрос по существу разрешен не был.
Согласно руководящим разъяснениям п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Установлено, что спорная квартира не является общежитием, не состоит в реестре специализированного жилищного фонда; многоквартирный дом, в котором расположена данная квартира, не признан ветхим и аварийным.
При указанных обстоятельствах, учитывая указанные выше положения законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Семёнова Бориса Николаевича – удовлетворить.
Признать за Семёновым Борисом Николаевичем право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, общей площадью 27, 6 кв. м с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 февраля 2019 года.
Судья: подпись
Копия верна: судья И.А. Носова
Решение вступило в законную силу: «_____»________________ 2019 года.