Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6029/2016 ~ М-5272/2016 от 26.04.2016

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Фоломеевой Е.Ю.

при секретаре Гундоричевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 23 июня 2016 года

гражданское дело по иску прокурора города Калуги в интересах неопределенного круга лиц к Управлению городского хозяйства города Калуги, муниципальному казенному учреждению «Служба единого заказа городского хозяйства» о приведении перепада высот в местах съезда с пешеходного тротуара на проезжую часть в соответствие с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Прокурор г.Калуги, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению городского хозяйства города Калуги, просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести перепад высот в местах съезда с пешеходного тротуара на проезжую часть по адресу: <адрес><адрес> в районе домов № в соответствие с требованиями санитарных норм и правил 59.133330.2012 (СНиП 35-01-2001), указывая, что перепад высот не соответствует требованиям СНиП, чем нарушаются гарантированные законодательством права инвалидов на достойную жизнь, равные возможности в реализации своих прав, жизнь и охрану здоровья, безопасные условия движения по договорам.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Анташкевич А.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика управления городского хозяйства города Калуги по доверенности Егорычева Н.Б. иск не признала, указав, что УГХ г. Калуги является ненадлежащим ответчиком, поскольку на данном участке дороги проводились работы по ремонту покрытия тротуара на основании муниципального контракта, заключенного МКУ «Служба единого заказа городского хозяйства».

Ответчик МКУ «Служба единого заказа городского хозяйства» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось судом надлежащим образом.

Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Калужской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено, в письменном отзыве полагало требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Третье лицо ООО «СтройСервис» своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось судом.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Прокуратурой города Калуги проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в части обеспечения доступа маломобильных групп граждан к пешеходным тротуарам, расположенным на улицах города Калуги.

При проведении совместной выездной проверки с представителями отдела эксплуатации УДС УГХ г. Калуги, отдела ремонта дорог МКУ «СЕЗГХ» УГХ г. Калуги, Управления социальной защиты г. Калуги, Министерства труда и социальной защиты Калужской области, отделения ДИиОД ОГИБДД УМВД России по г. Калуге, проведены замеры перепадов высот в местах съезда с тротуаров на проезжую часть и пешеходные переходы.

В ходе проведения замеров установлено, что по адресу: г.Калуга, перекресток <адрес><адрес> в районе домов № в районе пешеходного перехода перепад высот в местах съезда с пешеходных тротуаров на проезжую часть и пешеходные переходы составляет 3-4 см.

Установленные обстоятельства подтверждены копией акта мероприятий по контролю от 24-29 марта 2016 года, фотографиями, имеющимися в материалах дела, а также анкетой обследования доступности маломобильных групп населения, составленной Министерством труда и социальной защиты Калужской области.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», согласно его преамбуле, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 данного Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Согласно статьям 20, 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жизнь, охрану здоровья.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусмотрен государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, который организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Согласно п.5 ч.1 ст.7 Устава МО «Город Калуга» к компетенции Городской Управы города Калуги по решению вопросов местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Калуги и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п.п. 2.3., 2.6. Положения об управлении городского хозяйства города Калуги, утвержденного Постановлением Городского Головы МО "Г. Калуга" от 07.07.2005 N 209-п (далее – Положение), задачами управления являются, в том числе развитие уличной дорожной сети и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог, дорожных сооружений на территории муниципального образования "Город Калуга", улучшение состояния объектов, обеспечивающих организацию дорожного движения, их реконструкция и модернизация, разработка и осуществление мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Согласно п.п. 3.6, 3.7, 3.10 Положения управление городского хозяйства города Калуги в соответствии с его задачами осуществляет следующие функции и полномочия: организует работы по ремонту, проектированию, диагностике, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения, а также по содержанию автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в границах муниципального образования «Город Калуга»; участвует в разработке и реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения; организует благоустройство и озеленение территории муниципального образования «Город Калуга».

В соответствии с п.4.1.8 СП 59.133330.2012 (СНиП 35-01-2001) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп граждан населения» при устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12, а около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 м.

Бордюрные пандусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.

Таким образом, выявленные в ходе проверки прокуратурой г. Калуги нарушения отрицательно сказываются на безопасности дорожного движения, создает угрозу для жизни и здоровья маломобильных групп граждан, приводит к нарушению конституционных прав инвалидов на жизнь, охрану здоровья; ответчиком не созданы условия для инвалидов с ограниченными возможностями (использующих кресла-коляски), чем нарушаются права неопределенного круга лиц - указанной категории граждан.

Меры к решению данного вопроса и обустройства съездов с пешеходных тротуаров на проезжую часть и пешеходные переходы в полной мере ответчиком не принимаются, что ставит под угрозу права маломобильных групп граждан в области безопасности дорожного движения и может стать причиной совершения дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью или причинением вреда здоровью людей.

Доводы представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является МКУ «Служба единого заказа городского хозяйства», которая выступает заказчиком по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ по ремонту покрытия тротуара, суд отклоняет как необоснованные по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, обязанность по обеспечению соблюдения вышеуказанных правовых норм возложена законодательством непосредственно на Управление городского хозяйства г. Калуги. Согласно уставу МКУ «Служба единого заказа городского хозяйства», последнее выступает муниципальным заказчиком при осуществлении указанных работ.

Данное обстоятельство само по себе не является основанием для освобождения ответчика от обязанностей, установленных для него законом.

Кроме того, судом учитывается то обстоятельство, что в соответствии с Постановлением Городской Управы г.Калуги от 16 июля 2012 года № 8235-пи «Об утверждении перечня муниципальных учреждений и муниципальных предприятий, подведомственных органам Городской Управы города Калуги» Управлению городского хозяйства города Калуги подведомственны муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, являющиеся юридическими лицами, в том числе, муниципальное казенное учреждение «Служба единого заказа городского хозяйства».

Письмом от 01 апреля 2016 года Управление городского хозяйства г. Калуги сообщает, что перепад высот в местах съезда с тротуара на перекрестках с ул. Островского и ул. Матросова 3-4 см, в рамках гарантийных обязательств в апреле текущего года будет создана комиссия с присутствием представителя подрядчика для определения возможности устройства съезда с тротуара по норме, установленной п. 4.1.8 СП 59.133330.2012.

Как следует из материалов дела, до настоящего времени указанные участки тротуаров в соответствии с нормами СП 59.133330.2012 не приведены.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком оп делу является Управление городского хозяйства г. Калуги и об удовлетворении заявленных к нему требований.

Вместе с тем, учитывая, что для производства работ по приведению перепада высот в соответствие с действующим законодательством необходимо время, суд полагает возможным в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить срок по исполнению обязанностей до 01 января 2017 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Калуги в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Управление городского хозяйства города Калуги привести перепад высот в местах съезда с пешеходного тротуара на проезжую часть по адресу: <адрес><адрес> в районе домов № в соответствие с требованиями п.4.1.8 СП 59.133330.2012 (СНиП 35-01-2001) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 01 января 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.

Председательствующий Е.Ю. Фоломеева

Копия верна

Судья Е.Ю. Фоломеева

2-6029/2016 ~ М-5272/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Калуги в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МКУ "Служба единого заказа городского хозяйства"
УГХ г.Калуги
Другие
Министерство труда и социальной защиты КО
ООО "СтройСервис"
Суд
Калужский районный суд Калужской области
Судья
Фоломеева Е.Ю.
Дело на сайте суда
kaluga--klg.sudrf.ru
26.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2016Передача материалов судье
29.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2016Судебное заседание
14.06.2016Судебное заседание
23.06.2016Судебное заседание
23.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее