Дело №2-16/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бийск 01 октября 2015 года
Бийский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Уманца А.С.,
при секретаре Ермаковой Н.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Конобейской Р.А. к администрации Бийского района Алтайского края, администрации Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, как гражданину Российской Федерации, лишившемуся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком, имевшим место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Конобейская Р.А. обратилась в суд с иском к администрации Бийского района Алтайского края, администрации Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, как гражданину Российской Федерации, лишившемуся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком, имевшим место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года.
Заявленные требования истица мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту решения - спорный дом). Согласно кадастровому паспорту №, дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. Согласно выписке из технического паспорта на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ, процент износа основного строения составляет 0%. Истица приобрела почти новый дом с хорошим техническим состоянием. За время проживания она улучшила технические условия дома: заменила деревянные окна на пластиковые, укрепила стены подпола, до верха пенобетонными блоками, провела канализацию и водопровод, установила горячую и холодную воду, перекрыла крышу дополнительным новым материалом. ДД.ММ.ГГГГ в результате паводка от сильных дождей, произошедших в мае-июне 2014 на территории <адрес> в <адрес> находилась в подтопляемой зоне, в результате чего имущество истицы пришло в негодность. Комиссия признала истицу пострадавшей в результате паводка, указав полную утрату ее имущества. Она получила единовременную помощь в размере № рублей. Указанные денежные средства истица израсходовала на ремонт жилья, так как спорный дом сильно пострадал. Межведомственной комиссией администрации Бийского района Алтайского края спорный дом признан непригодным для проживания. Согласно выводам независимой строительно-технической экспертизы, проведенной ООО «Специализированная фирма «Росэксперт», спорный дом признан аварийным, так как присутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью, находящихся в нем граждан в результате обрушения чердачного перекрытия. После этого истица обратилась в администрацию Бийского района Алтайского края с заявлением о включении ее в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой спорного жилого дома. Но, ей было отказано по причине того, что нет систематической подтопляемости местности, где находится спорный дом, а также того, что нет доказательств того, что дом стал непригодным для проживания вследствие его затопления при наводнении, имевшем местно в мае-июне 2014 года.
Истица просила суд:
- признать незаконным отказ Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края во включении ее в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края;
- обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края включить ее в список на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемых гражданам Российской Федерации лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуаций и стихийных бедствий.
ДД.ММ.ГГГГ Конебейской Р.А. предъявлено уточненное исковое заявление к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, в котором она просила суд:
- признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края из расчета 33 квадратных метров общей жилой площади.
ДД.ММ.ГГГГ Конобейской Р.А. предъявлено уточненное исковое заявление к администрации Бийского района Алтайского края, администрации Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, в котором она просила суд:
- признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, из расчета 33 квадратных метров общей жилой площади.
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании Конобейская Р.А. уточнила заявленные исковые требования и просила суд:
- признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата, как гражданином Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), вызванной весенне-летним паводком, имевшим место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года.
В обоснование заявленных требований Конобейская Р.А. сослалась на доводы, изложенные в уточненном иске от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно пояснив суду следующее. В спорном доме она проживает одна. В результате затопления при наводнении спорный дом пришел в состояние, непригодное для проживания, признан аварийным и подлежащим сносу. На момент возникновения чрезвычайной ситуации она фактически проживала в спорном доме, так как последний для нее являлся единственным и постоянным местом жительства. Других жилых помещений в собственности у нее не имеется и, никогда не имелось. Вследствие произошедшего наводнения, она лишилась жилого помещения, являвшегося для нее единственным и постоянным местом жительства.
Представители ответчиков в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, не явились, притом, что о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Суд приходит к выводу о том, что неявка представителей ответчиков, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, и непредоставление документов, подтверждающих уважительность причин неявки, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
29.12.2015от ответчика - администрации Алтайского края в суд поступил письменный отзыв на уточненный иск, в котором она выразила свое несогласие с заявленными требованиями, сославшись на их незаконность и необоснованность, указав, что считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
01.10.2015от ответчика - Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в суд поступил письменный отзыв на уточненный иск, в котором оно выразило свое несогласие с заявленными требованиями, сославшись на их незаконность и необоснованность, указав, что считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, ответчик заявил о том, что истица имеет в собственности другое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а значит, не может претендовать на получение государственного жилищного сертификата.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - администрации Малоугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края, Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита), Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, межведомственной комиссии администрации Бийского района Алтайского края, в судебное заседание, назначенное на 01.10.2015, не явились, притом, что о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В силу статьи 18 Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
При этом данный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, предусматривая в пункте 2 статьи 18, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По представленным доказательствам судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края в мае 2014 года, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь. В Бийском, Красногорском, Солтонском муниципальных районах и г.Бийске уровни воды в реках превысили критические отметки.
По этой причине постановлением администрации Алтайского края от 29.05.2014 №254 введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По состоянию на 29.05.2014 на территории Бийского района Алтайского края сложилась чрезвычайная ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
04.06.2014 администрацией Алтайского края принято постановление №264 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края».
Судом установлено, что в населенном пункте - с.<адрес>: <адрес>, имеется жилой дом.
Спорный дом с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности истице - Конобейской Р.А..
Из объяснений истца, письменных доказательств, судом установлено, что спорный дом во время чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года, был затоплен.
По имеющейся в материалах дела копии акта обследования спорного дома, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией администрации Бийского района Алтайского края по использованию жилого и нежилого фонда и техническому обследованию зданий и сооружений, было произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> №. При обследовании установлено, что: несущие конструкции жилого дома имеют разрушения и повреждения, приводящие к их деформации, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций жилого дома в целом. Высота жилых помещений менее 2,5 метра, фундамент бетонный, ленточный, имеется искривление горизонтальных линий цоколя, волосяные трещины. Стены бетонные, оштукатурены. Имеются общие деформации, разрушение штукатурного слоя, волосяные трещины, полы дощатые, разбухли, покоробились, увлажнены. Провисание перекрытия. Оконные блоки имеют перекосы.
По результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ комиссией было вынесено письменное заключение за № о признании указанного жилого дома непригодным для проживания.
Согласно сведениям, представленным группой адресно-справочной работы отдела УФМС России по Алтайскому краю в г.Бийске, Конобейская Р.А. зарегистрирована в спорном доме с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ Конобейская Р.А. обратилась с заявлением в администрацию Бийского района Алтайского края о включении в список на получение государственного жилищного сертификата, как гражданина Российской Федерации, лишившегося жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком, имевшим место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года.
Решением жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № Конобейская Р.А. была включена в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие резкого подъема уровня воды в реках Бия и Катунь в мае-июне 2014 года.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Бийского района поступило уведомление от Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с отказом во включении Конобейской Р.А. в список на получение государственного жилищного сертификата с указанием следующей причины: в акте обследования помещения, составленном ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией администрации Бийского района, а также в заключении о признании жилого дома непригодным для проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует информация о том, что жилое помещение стало непригодным для проживания в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Бийского района.
ДД.ММ.ГГГГ судом на основании ходатайства стороны истца было назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы, производство которой было поручено экспертам ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».
В соответствии с представленным в материалах дела заключением от ДД.ММ.ГГГГ №:
- основные несущие конструктивные элементы (фундаменты, стены) а также внутренняя и наружная отделки спорного дома, утратили возможность выполнять свое функциональное назначение (несущая способность), утрачены также эстетические свойства;
- физический износ здания спорного дома на дату осмотра составлял 64%;
- механические повреждения (дефекты, недостатки) строения спорного дома (наружней и внутренней отделки; конструктивных элементов, в том числе несущих конструкций), образовались вследствие его затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года;
- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на дату осмотра для проживания не пригоден;
- спорный дом для комфортного проживания, с соблюдением оптимальных и допустимых параметров микроклимата в жилых помещениях и соблюдением надежности конструктивных элементов дома, не пригоден. Дефекты (недостатки) имеющиеся в данном жилом доме образовались в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года;
- стоимость работ по устранению скрытых дефектов в спорном доме составляет - № рублей;
- проведение ремонта здания спорного дома экономически нецелесообразно, так как для устранения повреждений в конструкциях исследуемого жилого дома необходимо выполнить полный демонтаж основных конструкций строения (крыши, перекрытие, пол, стены и т.д.), что приводит к удорожанию ремонтных работ.
Возражений по представленному в материалах дела заключению эксперта ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, лицами, участвующими в деле не заявлено.
Суд не находит оснований сомневаться в правильности и обоснованности представленного заключения или компетентности и беспристрастности эксперта проводившего экспертизу, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Доказательств, опровергающих заключение экспертизы, или позволяющих усомниться в правильности или обоснованности данного заключения, лицами, участвующими в деле, суду не представлено.
07 июня 1995 года Правительством Российской Федерации принято постановление №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации, 10 июля 1995 года министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утверждены Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1). В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3). В интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей, а также недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, не способных участвовать в процедуре оформления документов, государственные жилищные сертификаты могут быть выданы лицам, определенным для этих целей законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Согласно главе 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных 03.10.2014 заместителем министра МЧС России Вороновым С.И., за №2-4-87-24-7, после того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 №561. Сформированный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации постановлением (распоряжением) утверждает реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Одновременно с этими документами формируется список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов. Список утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, подписывается и заверяется печатями всех глав местных администраций, чьи жилые помещения попали в реестр жилых домов, подписывается руководителем территориального органа ФМС России по субъекту Российской Федерации и начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Исходя из системного анализа вышеприведенных норм законодательства, следует, что основанием для возникновения права на получение жилищного сертификата является утрата единственного пригодного для проживания жилого помещения.
По представленным письменным доказательствам судом установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации в собственности у истицы жилых помещений не имелось и в настоящее время не имеется (включая доли в праве собственности).
Суд находит несостоятельными доводы ответчика - Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о том, что истица имеет в собственности другое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а значит, не может претендовать на получение государственного жилищного сертификата. Данный вывод суд основывает на следующих обстоятельствах.
Судом установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ Конобйеская Р.А. являлась участником общей долевой собственности и ей принадлежала 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
По представленным письменным доказательствам судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Конобейская Р.А. продала принадлежавшую ей 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи, заключенному ею с ФИО7, Е.О.П., Е.В.Г. и Е.П.Г.
Таким образом, суд считает установленным, доказанным и не опровергнутым то обстоятельство, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации, Конобейская Р.А. пользовалась спорным домом как жилым помещением, постоянно проживала в нем и он являлся для нее единственным и постоянным местом жительства. Иного жилья Конобейская Р.А. в собственности не имела и не имеет.
Учитывая, что спорный дом является непригодным для проживания и, причиной этого стало его затопление в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года, а также то, что проведение его ремонта является экономически нецелесообразным, он был для истицы единственным пригодным для проживания жилым помещением, утрата которого произошла в результате чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу о том, что у Конобейской Р.А. возникло право на включение в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата как лица, утратившего единственное жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации и получение государственного жилищного сертификата.
Оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, приняв во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, требования законодательства, суд приходит к выводу о том, что истицей представлены бесспорные доказательства, подтверждающие законность и обоснованность заявленных ею требований, и удовлетворяет иск.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 55, 56, 60, 67, 167, 194-199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить иск Конобейской Р.А. к администрации Бийского района Алтайского края, администрации Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, как гражданину Российской Федерации, лишившемуся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком, имевшим место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года.
Признать за Конобейской Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение государственного жилищного сертификата, как гражданином Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), вызванной весенне-летним паводком, имевшим место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда с подачей жалобы через Бийский районный суд.
Судья А.С.Уманец