Решение по делу № 2а-3789/2019 ~ М-3528/2019 от 21.06.2019

Дело № 2а-3789/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2019 года г. Йошкар-Ола

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Смирнова Н.Н.

при секретаре судебного заседания Ивановой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Йошкар-Олы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Йошкар-Олы, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц, обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском к Роскомнадзору о признании информации о продаже дипломов, аттестатов, размещенной на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории РФ.

В обоснование предъявленного административного иска отмечено, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> предлагается покупка документов об образовании с доставкой в регионы России. Обеспечение доступа к данной информации нарушает интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области образования, что послужило основанием для обращения в суд с административным иском.

Административный истец прокурор г. Йошкар-Олы, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку представителя не обеспечил.

Административный ответчик Роскомнадзор, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку не обеспечил, направил отзыв на административный иск, а также просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

По правилам статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев материалы административного дела, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Йошкар-Олы проведена проверка, в результате которой установлено, что в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> содержится информация о продаже документов об образовании с доставкой в регионы России, осуществляемой курьером или экспресс-почтой.

Из акта осмотра интернет-ресурса от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вход на данный интернет-ресурс является свободным, предварительной регистрации и пароля не требуется, ознакомиться с его содержанием и скопировать информацию может любой интернет-пользователь.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статья 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Правилами частей 1, 2 и 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Правилами статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены перечень и требования к документам об образовании в Российской Федерации. В частности, установлено, что документ об образовании выдается лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию.

Законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение информации с предложениями приобрести за деньги аттестаты, свидетельства, справки, дипломы разного образца об образовании лицам, не прошедшим обучение, субъектами, которым не предоставлено право выдачи документов об образовании. Выдача (получение) документов об образовании за плату или лицам, не прошедшим обучение, также противоречит законодательству РФ.

Сам факт размещения данной информации на интернет-сайтах образует неоконченный состав уголовного преступления (приготовление к преступлению, предусмотренному статьей 324 УК РФ), нарушает положения административного законодательства.

Из перечисленных правовых норм в их взаимосвязи следует, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты> носит противоправный характер.

Из разъяснений высшей судебной инстанции, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС РФ).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного кодекса.

Поскольку федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (статьи 19, 22 КАС РФ), если административное дело не отнесено к подсудности Московского городского суда (часть 2 статьи 20 КАС РФ). При этом неявка административного ответчика в судебное заседание, за исключением случая, когда его явка признана судом обязательной, непредставление им объяснений по административному делу не препятствуют рассмотрению дела по существу.

Таким образом, иск прокурора г. Йошкар-Олы обоснованно предъявлен к Роскомнадзору.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Согласно статье 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства дела, суд приходит к итоговому выводу об удовлетворении административного иска прокурора г. Йошкар-Олы о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора города Йошкар-Олы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Смирнов

Мотивированное решение составлено 16 июля 2019 года.

2а-3789/2019 ~ М-3528/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Йошкар-Олы
Ответчики
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Суд
Йошкар-Олинский городской суд
Судья
Смирнов Николай Наилевич
21.06.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.06.2019[Адм.] Передача материалов судье
24.06.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.06.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2019[Адм.] Судебное заседание
16.07.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее