Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2021 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.
при секретаре АБРОСИМОВОЙ К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело № 2-1161 по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области и Глушакову А. Н. о признании недействительным (ничтожным) договора от 24 апреля 2019 года № 17 безвозмездного пользования земельным участком и о применении последствий недействительности сделки,
У С Т А Н О В И Л :
Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Кинельский Самарской области, Глушакову А.Н. о признании недействительным (ничтожным) договора от 24 апреля 2019 года № 17 безвозмездного пользования земельным участком и о применении последствий недействительности сделки.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кинельской межрайонной прокуратуры Хлебунова А.К. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске и просила признать недействительным (ничтожным) договор от 24 апреля 2019 года № 17 безвозмездного пользования земельным участком общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> заключённый между администрацией муниципального района Кинельский Самарской области и Глушаковым А.Н.; применить последствия недействительности сделки - обязать Глушакова А.Н. возвратить администрации муниципального района Кинельский Самарской области земельный участок общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Из искового заявления следует, что Кинельской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере распоряжения и использования муниципальной собственностью. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального района Кинельский поступило заявление от гражданина Глушакова А.Н. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Постановлением администрации муниципального района Кинельский от ДД.ММ.ГГГГ № Глушакову А.Н. предварительно согласовано предоставление в безвозмездное пользование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале №, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для личного подсобного хозяйства, из категории земель населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального района Кинельский поступило заявление от Глушакова А.Н. о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1000 кв.м, отнесенный к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Администрацией муниципального района Кинельский Самарской области с Глушаковым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования земельным участком №, государственная собственность на который не разграничена, подписан акт приема-передачи земельного участка. Указанный земельный участок предоставлен Глушакову А.Н. путем заключения прямого договора без извещения об этом иных заинтересованных лиц. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, предоставлен Глушакову А.Н. без проведения торгов на основании п.п.6 п.2 ст.39.10 ЗК РФ, то есть для ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет. По общему правилу, сформулированному в п. 1 ст. 39.3 и п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, в которых могут принимать участие неограниченное количество участников аукциона. Основания предоставления земельного участка без проведения торгов определены п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6, п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ. Одним из оснований предоставления земельного участка в безвозмездное пользование является предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет (п.п. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ). Законом Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» допускается предоставление земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного хозяйства на срок не более чем шесть лет. Вместе с тем, в силу п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ законодателем определено правило о том, что предоставление земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется с учетом особенностей, установленных ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, закон содержит прямое указание на применение положений ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование в порядке ст.39.14 ЗК РФ. Требованиями ст. 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. В извещении, в том числе, должно быть сообщено о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка (п.п. 2 п. 2 ст. 39.18 ЗК РФ). Между тем, в соответствии с п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Анализ вышеизложенных норм позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет без проведения торгов лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом, наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов. Вместе с тем, наличие либо отсутствие претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования соответствующего извещения. Договор безвозмездного пользования с заявителем мог быть заключен без проведения торгов только в случае отсутствия иных претендентов на получение земельного участка, наличие (отсутствие) которых могло быть установлено только посредством проведения публичной процедуры публикации извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка. Исходя из правового механизма, определенного п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ, в рассматриваемом случае решение об отказе в предоставлении земельного участка уполномоченным органом не принималось, в связи с чем администрация муниципального района Кинельский Самарской области обязана была обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для соответствующих целей в установленном порядке. Положениями Устава муниципального района Кинельский установлено, что муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации муниципального района, если иное не установлено самим нормативным правовым актом. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается публикация их текстов в газете «Междуречье». Официальным опубликованием муниципального правового акта муниципального района считается также первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органов местного самоуправления в сети Интернет. Однако, в нарушение требований земельного законодательства извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, в периодическом печатном издании, а также в сети «Интернет» не опубликовано. Указанный земельный участок предоставлен Глушакову А.Н. путем заключения прямого договора без извещения об этом иных заинтересованных лиц. В силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения Глушакова А.Н. и лишило возможности других граждан реализовать свое право на заключение договора на испрашиваемый земельный участок. Статьей 15 Федерального закона от 2.6.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ч. 1 ст. 167 ГК РФ). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (ч. 2 ст. 167 ГК РФ). При таких обстоятельствах, земельный участок с кадастровым номером № подлежит возврату администрации муниципального района Кинельский Самарской области в качестве последствий недействительности сделки.
Представитель ответчика Администрации муниципального района Кинельский Самарской области в судебное заседание не явился, хотя Администрация муниципального района Кинельский Самарской области была надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Из отзыва Администрации муниципального района Кинельский Самарской области следует, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального района Кинельский Самарской области от Глушакова А.Н. поступило заявление № в - 1166 «О предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, площадью 1000 кв.м., расположенного: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов». По результатам рассмотрения указанного заявления уполномоченным органом принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в кадастровом квартале №, площадью 1000 кв.м., расположенного: <адрес>. В последующем, в адрес муниципального образования «муниципальный район <адрес>» от Глушакова А.Н. поступило заявление от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1000 кв.м., расположенного: <адрес>, с кадастровым номером №». По итогам рассмотрения данного документа запрашиваемый земельный участок предоставлен Глушакову А.Н. путем заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет. Аналогичные положения содержатся в пп. 1 п. 1 ст. 10.6 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле». Положениями ст. 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В п. 8 ст. 39.14 ЗК РФ указано, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса. В указанном пункте не содержится указаний на соблюдение процедуры, предусмотренной ст. 39.18 ЗК РФ, в случае предоставления таких земельных участков только в аренду или в собственность, следовательно, она обязательна к применению и в случае предоставления земельных участков в безвозмездное. пользование. В силу ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Таким образом, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен гражданину в безвозмездное пользование без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов. Следовательно, договор безвозмездного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, от ДД.ММ.ГГГГ № мог быть" заключен с Глушаковым А.Н. только в случае отсутствия иных претендентов на получение этого же земельного участка, наличие (отсутствие) которых могло быть установлено только посредством проведения публичной процедуры публикации извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование. Учитывая изложенное, администрация муниципального района Кинельский Самарской области признает заявленные требования Кинельской межрайонной прокуратуры о том, что отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения Глушакова А.Н. и лишило возможности других граждан реализовать свое право на заключение договора на испрашиваемый земельный участок являются несостоятельными и не подлежат удовлетворению.
Ответчик Глушаков А.Н. в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. В материалах дела имеется заявление Глушакова А.Н. о рассмотрении дела в его отсутствии.
Выслушав пояснения представителя Кинельской межрайоной прокуратуры, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Кинельского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Глушаков А.Н. обратился в Администрацию муниципального района Кинельский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование на 6 лет для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес> площадью 1000 кв.м. (л.д.9).
Постановлением администрации муниципального района Кинельский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Глушакову А.Н. предварительно согласовано предоставление в безвозмездное пользование земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале №, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для личного подсобного хозяйства, из категории земель населенных пунктов (л.д.31).
Данным же постановлением утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.32).
Установлено, что земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ от ответчика Глушакова А.Н. в Администрацию муниципального района Кинельский Самарской области поступило заявление о предоставлении указанного земельного участка с кадастровым номером № в безвозмездное пользование сроком на 6 лет без проведения торгов на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 10.6 Закона Самарской области «О земле» (л.д.11).
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального района Кинельский Самарской области и Глушаковым А.Н. заключен договор № безвозмездного пользования земельным участком, государственная собственность на который не разграничена (л.д.12-15).
На основании указанного договора Глушакову А.Н. передан в безвозмездное пользование сроком на 6 лет земельный участок с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для личного подсобного хозяйства, из категории земель населенных пунктов, что подтверждается Актом приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Указанный земельный участок предоставлен Глушакову А.Н. путем заключения прямого договора без извещения об этом иных заинтересованных лиц.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 1 пункта 1 статьи 10.6 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле».
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В пункте 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В указанном пункте не содержится указаний на соблюдение процедуры, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае предоставления таких земельных участков только в аренду или в собственность, следовательно, она обязательна к применению и в случае предоставления земельных участков в безвозмездное пользование.
В силу статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может быть предоставлен гражданину в безвозмездное пользование без проведения аукциона на основании предоставленного им заявления при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении приобрести земельный участок, является основанием для проведения конкурентных процедур, в том числе аукциона на право заключения договора аренды земельного участка по результатам проведения торгов.
Следовательно, договор безвозмездного пользования с Глушаковым А.Н. мог быть заключен только в случае отсутствия иных претендентов на получение этого же земельного участка, наличие (отсутствие) которых могло быть установлено только посредством проведения публичной процедуры публикации извещения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование.
Оснований для исключения процедуры публикации извещения при предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование закон не содержит.
В связи с этим суд полагает, что действия сторон при передаче земельного участка в безвозмездное пользование Глушакову А.Н. совершены в обход существующего порядка предоставления земельных участков.
Отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения Глушакова А.Н. и лишило возможности других граждан реализовать свое право на заключение договора на испрашиваемый земельный участок, то есть заключенный сторонами договор посягает на публичные интересы (интересы неопределенного круга лиц).
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки путем возврата земельного участка в распоряжение Администрации муниципального района Кинельский Самарской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кинельского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ № безвозмездного пользования земельным участком площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, заключенный между Администрацией муниципального района Кинельский Самарской области и Глушаковым А. Н..
Применить последствия недействительности сделки - обязать Глушакова А. Н. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу возвратить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в распоряжение Администрации муниципального района Кинельский Самарской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07 июля 2021 года.
председательствующий –