Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-205/2018 от 17.08.2018

Дело № 12-205/2018

РЕШЕНИЕ

09 октября 2018 года город Минеральные Воды

Судья Минераловодского городского суда Ставропольского края Чернышова Т.В., с участием Чернова С.В., его представителя Канцедаловой И.В., главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по СКФО – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Исакова С.А., рассмотрев жалобу Чернова С.В. на постановление главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по СКФО – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Исакова С.А от 09.08.2018 №18-Э/779/П/1-142/3 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – <иные данные> Чернова С.В., по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по СКФО – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Исакова С.А от 09.08.2018 №18-Э/779/П/1-142/3 <иные данные> Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Чернов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 руб.

В жалобе Чернов С.В. просит отменить указанное постановление, освободить его от административной ответственности, в связи малозначительностью совершенного правонарушения. В обоснование жалобы указал, что при рассмотрении данных учета в области обращения с отходами, инспектором Росприроднадзора при расчете количества образованных твердых коммунальных отходов для перевода из м3 в тонны использовалась фиксированная плотность отхода равная 0,25 т/м3. Данное значение плотности взято из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разработанного для Минераловодской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-3) в июне 2017 года ООО «Эталон-Юг», г. Краснодар (вероятно использованы нормативы Краснодарского края). Между тем, действующими нормативными документами, не установлено единое значение плотности твердых коммунальных отходов. В различных справочниках и сборниках допускается принятие плотности ТКО, в пределах от 0,1 до 0,4 т/м3. Распространенной среди экологов Таблицей плотности отходов, имеющей рекомендательный характер, установленная плотность ТКО, находящихся в контейнере, составляет 180 - 220 кг/м3. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов (вместе с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов)», нормативы накопления твердых коммунальных отходов, устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений, городских округов, при наделении их такими полномочиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). В соответствии с нормативами накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утвержденных Приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края № 347 от 26.12.2017, для железнодорожных объектов транспортной инфраструктуры, установленная единица норматива накопления твердых коммунальных отходов составляет 160 кг, объемом 0,88 м3. При расчете плотности получаем: 160 кг/0,88 м3 = 181,82 кг/м3 = 0,18 т/м3. В соответствии с п. 4 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров. Вывоз твердых коммунальных отходов с объектов Минераловодской дистанции гражданских сооружений осуществляется ООО «Южный город», по централизованному договору № 2078184 от 20.09.2016, заключенного между ОАО «РЖД», в лице Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений СП СКЖД и ООО «Южный город». Для расчета количества отходов за 1 квартал 2018 года были использованы данные из актов выполненных работ № 146 от 31.01.2018, № 125 от 28.02.2018 и № 554 от 31.03.2018. Для перевода количества твердых коммунальных отходов из объемного (м3) в массовое (т) значение была принята средняя плотность отхода 0,2 т/м3. Полученное значение 82,7 тонны было округлено до 82,0 тонн и занесено в журнал учета фактического образования и движения отходов производства и потребления.

При рассмотрении жалобы Чернов С.В. и его представитель Канцедалова И.В. в судебном заседании просили производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного правонарушения. Пояснили, что при ведении учета в области обращения с отходами <иные данные> Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Чернов С.В. были использованы нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утвержденных Приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края № 347 от 26.12.2017, для железнодорожных объектов транспортной инфраструктуры, а не нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разработанного для Минераловодской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-3) в июне 2017 года ООО «Эталон-Юг», г. Краснодар, поскольку он полагал, что в данном случае применению подлежит Приказ Министерства ЖКХ Ставропольского края № 347 от 26.12.2017, поскольку он датирован позднее утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разработанного для Минераловодской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-3) в июне 2017 года ООО «Эталон-Юг», г. Краснодар, и распространяется именно на территорию Ставропольского края.

Главный специалист-эксперт отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по СКФО – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Исаков С.А. при рассмотрении жалобы вопрос об освобождении <иные данные> Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Чернова С.В. от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения оставил на усмотрение суда, подтвердив, что при ведении учета в области обращения с отходами <иные данные> Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Черновым С.В. были использованы нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утвержденных Приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края № 347 от 26.12.2017, для железнодорожных объектов транспортной инфраструктуры, а не нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разработанного для Минераловодской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-3) в июне 2017 года ООО «Эталон-Юг», г. Краснодар.

Изучив доводы жалобы, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) и выражается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, и данных об их воздействии. К негативному воздействию на окружающую среду отнесено в силу ст. 1 данного закона воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 11 и 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу пп. 2 п. 1 Приказа Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты). Срок предоставления 01 февраля после отчетного периода. Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения. Учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 25.05.2018 № 779 «О проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица - открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 27.06.2018 № 920 «О продлении плановой выездной проверки в отношении юридического лица – ОАО РЖД», а именно структурного подразделения - Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» НГЧ-3, проведена плановая проверка, в ходе которой должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу 25.07.2018 при рассмотрении данных учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2018 года и актов выполненных работ на услуги по вывозу твердых бытовых отходов от 31.01.2018 № 146, от 31.03.2018 № 554, выявлено разночтение (искажение) сведений о количестве образованных твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 к коммунальным и подобным коммунальным отходам относятся: растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, ФККО 731300022055; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), ФККО 733310001724; смет с территории предприятия практически неопасный, ФККО 73339002715, количество образования которых составило 75,51 тонны, согласно актам выполненных работ от 31.01.2018 №146, от 31.03.2018 № 554; 82,0 тонны, согласно данным учета в области обращения с отходами за 1 квартал 2018 года (мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный + смет с территории предприятия практически неопасный), что подтверждается актом проверки от 25.07.2018.

Должностным лицом ответственным за разработку и осуществление природоохранных мероприятий, наличие необходимой нормативной документации, подготовку согласование расчетов экологических платежей, га получение разрешений, за разработку и согласование нормативных экологических документов на НГЧ-3, в соответствии с приказом от 09.01.2018 № 1 «О назначении ответственных лиц по природоохранной деятельности», а так же ответственным исполнителем в данных учета за 1 квартал 2018 года, является Чернов С.В.

26.07.2018 главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по СКФО – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Исаковым С.А в отношении <иные данные> Чернова С.В. составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку должностным лицом – <иные данные> НГЧ-3 Черновым С.В. нарушены требования ч. 1 и 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Федеральной службы государственной статистики от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», выразившееся в предоставлении в данных учета за 1 квартал 2018 года искаженных сведений об образовании твердых бытовых отходов.

Постановлением главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по СКФО – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Исакова С.А от 09.08.2018 <иные данные> Чернов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 руб.

Факт совершения Черновым С.В. вмененного ему административного правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 26.07.2018 № 18-Э/779/П/1-142/1, актом проверки от 25.07.2018 № 18-779/П/1, актом проверки от 16.06.2018, уведомлением о проведении плановой выездной проверки ОАО «РЖД» от 25.05.2018 № 1, приказом о проведении плановой выездной проверки ОАО «РЖД» от 25.05.2018 № 779, приказом о продлении срока проведении плановой выездной проверки ОАО «РЖД» от 22.06.2018 № 920, журналом учета фактического образования и движения отходов производства и потребления за 2018 год, актами № 146 от 31.01.2018, № 554 от 31.03.2018, приказом о переводе работника на другую работу от 01.04.2013, приказом о назначении ответственных лиц по природоохранной деятельности от 09.01.2018, должностной инструкцией от 02.04.2018 инженера производственно-технического отдела.

В жалобе Чернов С.В. просит освободить его от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как следует из материалов дела, при рассмотрении данных учета в области обращения с отходами, инспектором Росприроднадзора при расчете количества образованных твердых коммунальных отходов для перевода из м3 в тонны использовалась фиксированная плотность отхода равная 0,25 т/м3.

Данное значение плотности взято из проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разработанного для Минераловодской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-3) в июне 2017 года ООО «Эталон-Юг», г. Краснодар (вероятно использованы нормативы Краснодарского края).

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов (вместе с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов)», нормативы накопления твердых коммунальных отходов, устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений, городских округов, при наделении их такими полномочиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

В соответствии с нормативами накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края, утвержденных Приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края № 347 от 26.12.2017, для железнодорожных объектов транспортной инфраструктуры, установленная единица норматива накопления твердых коммунальных отходов составляет 160 кг, объемом 0,88 м3, расчет плотности: 160 кг/0,88 м3 = 181,82 кг/м3 = 0,18 т/м3.

В соответствии с п. 4 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров.

Вывоз твердых коммунальных отходов с объектов Минераловодской дистанции гражданских сооружений осуществляется ООО «Южный город», по централизованному договору № 2078184 от 20.09.2016, заключенного между ОАО «РЖД», в лице Дирекции по эксплуатации зданий и сооружений СП СКЖД и ООО «Южный город».

Для расчета количества отходов за 1 квартал 2018 года Черновым С.В. были использованы данные из актов выполненных работ № 146 от 31.01.2018, № 125 от 28.02.2018 и № 554 от 31.03.2018 и положения Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», для перевода количества твердых коммунальных отходов из объемного (м3) в массовое (т) значение была принята средняя плотность отхода 0,2 т/м3, полученное значение 82,7 тонны было округлено до 82,0 тонн и занесено в журнал учета фактического образования и движения отходов производства и потребления, что подтверждено главным специалистом-экспертом отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по СКФО – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Исаков С.А. при рассмотрении жалобы.

В данном случае, несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, допущенное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Имеющиеся факты сокрытия информации, либо сведения, указывающие на причинение ОАО «РЖД», в лице Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо - Кавказской железной дороги, носят незначительный характер, не оказывая негативных воздействий на компоненты окружающей природной среды, доказательств наличия существенной, реальной угрозы личности, государству, охраняемым общественным интересам, вследствие нарушения предоставления информации по учету образовавшихся отходов, материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное, прихожу к выводам, что по данным обстоятельствам дела, характер рассматриваемого правонарушения свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Доказательства того, что имеется реальная угроза наступления неблагоприятных последствий, материалы дела не содержат. Учитывая указанное, полагаю, что в данном случае имеются основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление административного органа подлежит отмене, а должностное лицо - <иные данные> Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Чернов С.В. освобождению от административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ, ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 ч. 1 п. 3, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по СКФО – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Исакова С.А от 09.08.2018 №18-Э/779/П/1-142/3 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - <иные данные> Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Чернова С.В. по ст. 8.5 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - <иные данные> Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Чернова С.В. по ст. 8.5 КоАП РФ прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободить должностное лицо - <иные данные> Минераловодской дистанции гражданских сооружений Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Чернова С.В. от административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.

Жалобу Чернова С.В. удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья Т.В. Чернышова

12-205/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Чернов Сергей Васильевич
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Чернышова Тамара Владимировна
Статьи

КоАП: ст. 8.5

Дело на сайте суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
17.08.2018Материалы переданы в производство судье
20.08.2018Истребованы материалы
07.09.2018Поступили истребованные материалы
09.10.2018Судебное заседание
10.10.2018Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2018Вступило в законную силу
12.11.2018Дело оформлено
12.11.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее