22RS0063-01-2019-000320-51
Дело № 2-192/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Шелаболиха 19 декабря 2019 г.
Шелаболихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Корт Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панфиловой И.Е.,
с участием помощника прокурора Шелаболихинского района Проценко А.Е.,
представителя администрации Новообинцевского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края Зайберт Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Шелаболихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новообинцевский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края» о возложении обязанности совершить действия
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шелаболихинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новообинцевский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края» о возложении обязанности совершить действия по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры граждан с ограниченными возможностями здоровья, а именно по организации мест для парковки специальных автотранспортных средств, принадлежащих инвалидам, у здания сельской администрации, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Шелаболихинского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране прав инвалидов при строительстве и эксплуатации автомобильных стоянок на территории Новообинцевского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края, во время проведения которой было установлено, что напротив здания администрации сельсовета, расположенного по адресу: <адрес>, предоставляются услуги по стоянке автотранспортных средств. Однако при этом стоянка не оснащена специальными указателями мест для бесплатной парковки (стоянки) специальных транспортных средств инвалидов, визуальной информацией об этом, что является нарушением требований ст.15 Федерального закона от *** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в то время как в соответствии с указанным Федеральным законом, целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В иске также указано, что у здания администрации отсутствует пандус и поручни, доступ инвалидов по зрению в помещение администрации сельсовета невозможен, так как отсутствуют тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, ведущем к входу в здание администрации сельсовета, нижняя ступень и часть крыльца на глубину одной ступни для предупреждения слабовидящих о начале лестничного марша не выделены контрастным цветом, на полотнах дверей не предусмотрена яркая контрастная маркировка, что в совокупности является нарушением требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Прокурором по данному факту в адрес главы администрации Новообинцевского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края *** внесено представление, которое было отклонено. Поскольку данное нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, прокурор, в порядке ст.45 ч.1 ГПК РФ, счёл возможным обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и просит обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов у здания сельской администрации, расположенного в <адрес> края в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В судебном заседании помощник прокурора Шелаболихинского района Проценко А.Е. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила ответчику Администрации муниципального образования «Новообинцевский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края» установить срок - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для исполнения возложенной судом обязанности. Суду пояснила, что в тексте искового заявления ошибочно было указано про другие нарушения СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» со стороны ответчика, поэтому она настаивала на удовлетворении только тех требований, которые изложены в просительной части искового заявления, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика - заместитель главы администрации Новообинцевского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края Зайберт Ю.А., действующая в соответствии с полномочиями согласно имеющейся доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, о чём представила заявление о признании иска. При этом пояснила, что денежные средства на обустройство парковки для инвалидов заложены в бюджет на 2020 г., поэтому все требования прокурора в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу будут исполнены.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, принимая во внимание позицию представителя ответчика о признании иска, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст.2 абз.1 Федерального закона от *** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от *** №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федеральные», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу ст.15 ч.9 указанного выше закона, на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона Российской Федерации от *** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, что напрямую следует из положений п.5 ст.3 Федерального закона от *** №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Пунктом 3.42 «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от *** №/пр), установлено, что специализированное место стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов – это машино-место, выделяемое на стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования для инвалидов на креслах-колясках, имеющее увеличенные габаритные размеры для беспрепятственного доступа инвалида к автомобилю, посадки и высадки из него.
В соответствии с п.5.2.1 указанного нормативного акта, на стоянке (парковке) транспортных средств личного пользования, расположенной на участке около здания организации сферы услуг или внутри этого здания, следует выделять 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, в том числе количество специализированных расширенных машино-мест для транспортных средств инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, определять расчетом, при числе мест:
- до 100 включительно... 5%, но не менее одного места;
- от 101 до 200......... 5 мест и дополнительно 3% от количества мест свыше 100;
- от 201 до 500......... 8 мест и дополнительно 2% от количества мест свыше 200;
- 501 и более........... 14 мест и дополнительно 1% от количества мест свыше 500.
Каждое выделяемое машино-место должно обозначаться дорожной разметкой и, кроме того, на участке около здания - дорожными знаками, внутри зданий - знаком доступности, выполняемым на вертикальной поверхности (стене, стойке и т.п.) на высоте от 1,5 до 2,0 м.
Согласно п.5.2.2 данного нормативного акта, места для стоянки (парковки) транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, следует размещать вблизи входа в предприятие, организацию или в учреждение, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, от входа в жилое здание - не далее 100 м.
Машино-места для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов в пределах проезжей части или на примыкании к ней следует предусматривать при продольном и поперечном уклоне поверхности дороги не более 1:50 (2%). Каждое машино-место, предназначенное для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, должно иметь хотя бы один доступный пешеходный подход к основным пешеходным коммуникациям, в том числе для людей, передвигающихся в кресле-коляске. Пандус должен иметь нескользкое покрытие, обеспечивающее удобный переход с площадки для стоянки на тротуар. Размеры парковочных мест, расположенных параллельно бордюру, должны обеспечивать доступ к задней части автомобиля для пользования пандусом или подъемным приспособлением. В местах высадки и передвижения инвалидов из личного автотранспорта до входов в здания должно применяться нескользкое покрытие (п.5.2.3 указанной нормы права).
Пунктом 5.2.4 этого же нормативного акта предусмотрено, что разметку места для стоянки (парковки) транспортных средств инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размерами 6,0 x 3,6 м, что дает возможность создать безопасную зону сбоку и сзади машины. Если на стоянке предусматривается место для регулярной парковки автомобилей инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к этим автомобилям должна быть не менее 2,5 м. Для пешеходных путей в стесненных условиях по краю стоянки (парковки) необходимо предусматривать мероприятия, предотвращающие возможность выезда и частичного или полного размещения транспортных средств в габаритах этих пешеходных путей.
Представлением об устранении нарушений в сфере социальной защиты инвалидов от ***, вынесенного прокурором Шелаболихинского района в адрес главы администрации Новообинцевского сельсовета подтверждается, что прокурор предлагал принять указанному должностному лицу органа местного самоуправления незамедлительные меры к устранению выявленных прокуратурой района нарушений и причин несоблюдения прав о социальной защите инвалидов, поскольку в ходе проверки было установлено, в том числе и такое нарушение, что напротив здания администрации по адресу <адрес> предоставляются услуги по стоянке автотранспортных средств, при этом автостоянка не оснащена специальными указателями мест для бесплатной парковки (стоянки) специальных транспортных средств инвалидов, визуальной информацией об этом не имелось.
Справкой главы Новообинцевского сельсовета Захарченко В.П. от ***, подготовленной на имя прокурора Шелаболихинского района, подтверждается, что направленное в их адрес представление рассмотрено, в связи с чем доводит до сведения, что в ближайшее время Администрацией Новообинцевского сельсовета будут приобретены специальные указатели бесплатной парковки (стоянки) специальных транспортных средств инвалидов.
В судебном заседании представитель ответчика Зайберт Ю.А. подтвердила данную информацию, что денежные средства в бюджет 2020 г. на выполнение указанных мероприятий заложены и в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу будут выполнены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что выявленными нарушениями ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества и государства, в связи с чем требования прокурора Шелаболихинского района подлежат удовлетворению.
Согласно ст.206 ч.2 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, исходя из характера обязательств, исполнение которых решением суда возлагается на ответчика, учитывая позицию представителя Администрации Новообинцевского сельсовета по этому вопросу, суд полагает возможным определить срок исполнения принятого решения в течение 6 месяцев со дня вступления данного решения в законную силу, находя его разумным и достаточным.
На основании ст.103 ч.1 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст.103 ч.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку прокурор и органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцом или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные издержки по данному делу возмещаются за счет средств бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Шелаболихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новообинцевский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края» удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Новообинцевский сельсовет Шелаболихинского района Алтайского края» организовать на автомобильной стоянке места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, расположенной у здания администрации Новообинцевского сельсовета по адресу: <адрес>, в соответствии с СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Шелаболихинский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятие решения в окончательной форме, т.е. после ***.
Председательствующий Е.Н.Корт
Мотивированное решение изготовлено ***.