Решение по делу № 2-1245/2017 от 06.02.2017

Дело № 2 - 1245/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2017 года                             г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Поляковой Е.Ю., с участием представителей истца – Зайцева П.П., адвоката Спиридонова А.А., представителя ответчика – Димитриева Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева ФИО12 к Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике о возложении обязанности включить в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента обращения с заявлением и обеспечить жильем, о компенсации морального вреда,

установил:

Зайцев С.П. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике о возложении обязанности поставить в очередь на получение жилья переводом из ВПЧ ----- по МВД ЧР и обеспечить жильем, которое он должен был получить во время работы в МЧС РФ по ЧР до ухода на пенсию, о компенсации морального вреда в сумме ------., указав в нем, что дата он был назначен на должность ------ ВПЧ------ ОПО МВД ЧР. дата, указывает истец, на заседании ЖБК он поставлен на учет на получение жилой площади по месту службы под номером «-----». В конце дата ВПЧ------ ОПО МВД ЧР ликвидирована и на ее базе создана профессиональная пожарная часть по обслуживанию Чебоксарского приборостроительного завода. Он был назначен на равнозначную должность в ВПЧ ----- отряда государственной противопожарной службы ----- ОПО МВД ЧР по обслуживанию ПО им. В.И.Чапаева. В соответствии с Указам Президента РФ от 09.11.2001 № 1309 Государственная противопожарная служба МВД ЧР передана в состав Государственной противопожарной службы МЧС РФ. дата он уволен со службы в связи с выходом на пенсию. Стаж его службы в указанных органах на дату увольнения в календарном исчислении составил ------. В период реорганизации ВПЧ------ ОПО МВД ЧР, указывает истец, материалы в отношении него были направлены на имя председателя ЖБК Управления государственной противопожарной службы МВД РФ для постановки на учет. Однако на учет в указанной организации он не был поставлен по независящим от него причинам. По утверждениям истца, о наличии у него права на получение мер социальной поддержки путем получения государственного жилищного сертификата он не знал, его работодатель в своей деятельности данными положениями не руководствовался и не разъяснил ему его права, в результате чего его жилищные права не были реализованы и он остался без жилья.

Истец в судебном заседании не присутствовал, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Зайцев П.П., представляющий интересы истца по доверенности, данный иск поддержал по изложенным в нем основаниям и вновь привел их суду, пояснив также, что истец приходится ему сыном. Его сын проходил службу в ВПЧ ----- по МВД ЧР с дата и в сентябре того же года его поставили на учет на получение жилого помещения. На тот момент истец вместе с ним проживал в квартире № ----- дома № ----- по адрес. Данная квартира была предоставлена ему на состав семьи из четырех человек, в том числе и на истца, на условиях договора социального найма. Истец зарегистрировал свой брак в дата году. В дата году в данной квартире было зарегистрировано шесть человек. В дата году они с женой приватизировали данную квартиру, истец от участия в приватизации отказался. Квартира по адрес, где в настоящее время проживает истец, принадлежит сестре истца. По месту жительства истец в очереди не состоял.

Адвокат Спиридонов А.А. поддержал иск своего доверителя, пояснив суду, что за весь период службы жилье истцу не предоставлялось. Как бывший сотрудник МЧС он имеет право на получение жилья от государства.

Димитриев Г.В., представляющий интересы ответчика, иск не признал, просил в удовлетворении заявленного требования отказать по изложенным в письменном отзыве основаниям.

Суд считает возможным разрешить данный спор при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из представленных материалов, истец проходил службу в подразделениях Государственной противопожарной службы в Чувашской Республике в период с дата по дата.

Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который в настоящее время регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также и обеспечением жилыми помещениями вступил в силу 01.01.2013.

Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.06.1999 N 825 (ред. от 16.03.2007) "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Из положений ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (п.7).

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.

Согласно данному Постановлению Правительства Российской Федерации единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.

Согласно п. 7 вышеназванного Постановления Правительства РФ на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369) право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.

С целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с положением п. 5 ч. 3 постановления Правительства РФ "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" от 24.04.2013 N 369 сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения соответствующее заявление с приложением документов, указанных в настоящем подзаконном акте.

Пунктом 5 части 2 Приказа МЧС России от 09.09.2013 N 594 "Об утверждении Порядка формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам противопожарной службы государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из противопожарной службы государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" установлено, что комиссия по рассмотрению одноименных вопросов создается в Центральном аппарате МЧС России, региональных центрах гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главных управлениях МЧС России по субъектам РФ.

Таким образом, решение о признании или непризнании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, а также о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, о предоставлении выплаты принимается комиссией, сформированной в ГУ МЧС России по Чувашской Республике, на основании соответствующего заявления.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, истец, утверждая о постановке на учет в дата году должен доказать, что на тот момент он нуждался в улучшении жилищных условий, обращался с заявлением о постановке на учет и был включен в список очередников с соблюдением установленных нормами жилищного законодательства правил. Однако каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что он был поставлен на учет в период службы, суду не представлено.

Так, из материалов дела не следует, что истец был включен в список лиц нуждающихся в жилом помещении на условиях договора социального найма и внесен в ИАС «Жилье МЧС России». На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления, согласно представленным суду доказательствам, не состоял и не состоит.

Постановка на учет по месту работы, действительно, была предусмотрена правилами ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года. Однако доказательств, подтверждающих факт постановки на учет по месту работы с соблюдением установленных положений жилищного законодательства истец суду не представил. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, согласно ст. 30 ЖК РСФСР осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Как установлено статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Действующий на тот момент порядок учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (Постановление Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, утвердившее Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, действовавшие до 01 марта 2005 года) предусматривал, что ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреждениях, организациях - осуществляется должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

Для принятия на учет гражданином подается заявление по установленной форме. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме. Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется комиссией по жилищным вопросам с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Список очередности на получение жилой площади составляется по форме. Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации, как документ строгой отчетности, по установленной форме. В Книге не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и скрепляются печатью. На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Все изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетное дело гражданина. Предприятия, учреждения, организации не позднее 15 апреля уточненные списки направляют в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.

Между тем, истцом не представлены доказательства, подтверждающие постановку его на учет по месту работы с соблюдением приведенных выше правил, и исполнение им обязанности по ежегодному предоставлению документов о наличии нуждаемости в жилом помещении.

Так, в материалах дела отсутствуют как доказательства, подтверждающие обращение истца с письменным заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и документы, подтверждающие, что по данному заявлению проводилась проверка его жилищных условий. Из представленных суду доказательств также не усматривается, что истец проходил ежегодную перерегистрацию, подтверждая наличие у него нуждаемости в жилом помещении. Данные обстоятельства, опровергают доводы истца о том, что в отношении него было сформировано учетное дело.

Само по себе наличие в материалах дела копии протокола заседания ЖБК ВПЧ----- от дата за подписью его председателя, без указания членов жилищной комиссии, ее секретаря, даты подачи заявления, без указания сведений о месте проживания истца и основаниях нуждаемости, вопреки утверждениям истца, не может свидетельствовать о постановке его на учет с соблюдением перечисленных выше правил.

К тому же, оригинал данного протокола суду не представлен. Между тем, в силу положений пунктов 5-7 ст. 67 ГПК РФ при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

Более того, истцом не доказан и факт наличия оснований для постановки на учет на указанную им дату. Поскольку основным критерием постановки на учет в спорной правовой ситуации являлась нуждаемость в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жилой площадью ниже учетной нормы, обеспеченность жилой площадью выше учетной нормы препятствовало принятию решения о постановке на учет. О наличии других оснований нуждаемости истцом не заявлено и материалами дела они не подтверждены.

Так, из материалов дела следует, что постоянным местом жительства истца по состоянию на дата была квартира № ----- дома № ----- по адрес, общей площадью ------ кв.м., жилой - ------ кв. м. Как признано представителем истца (отец истца) в судебном заседании, данная квартира была предоставлена ему на состав семьи из четырех человек, в том числе и на истца, на условиях договора социального найма, приватизирована в дата году, истец от участия в приватизации отказался. Из представленных документов также следует, что численный состав нанимателя изменился в дата году вселением в данную квартиру снохи, зятя и внука нанимателя. По состоянию на указанную истцом дату, т.е. на дата, как признал представитель истца, истец и его сестра в браке не состояли, в данной квартире проживало четыре человека. Действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит признанные стороной факты (ст. 68 ГПК РФ).

Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Чувашской Республике Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Чувашской АССР, утвержденных постановлением Совета Министров Чувашской АССР и президиума Чувашского областного совета профсоюзов от 7 мая 1985 года N 254, учетная норма на момент возникновения спорных правоотношений составляла 7,50 кв. м. жилой площади, с 2002 года ее размер составлял 8 и менее кв.м. (п./п. "д." п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике" утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 г. N 142).

Обеспеченность истца и членов его семьи жилой площадью по состоянию на дата составила ------ кв. м.(------), что превышало установленную на тот момент в Чувашской Республике учетную норму.

Учитывая установленные по делу обстоятельства в их совокупности, доводы истца о том, что он был признан нуждающимся в жилом помещении с дата, нельзя признать обоснованными.

Статья 151 ГК РФ предусматривает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

К нематериальным благам, согласно ст. 150 ГК РФ, относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная ------, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Из положений, регулирующих вопросы возмещения морального вреда (ст. ст. 12, 150-152, 1099 – 1101 ГК РФ), следует, что одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Так, согласно ст. 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

Требуя возмещения морального вреда, истец заявил о нарушении своих жилищных прав. Однако такой предмет, подлежащий защите от посягательств, в статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации не указан. Кроме того, истцом также не доказан как сам факт причинения ему физических и нравственных страданий, так и наличие причинно-следственной связи между причинением вреда и наступившими физическими или нравственными страданиями.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Зайцева ФИО13 к Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике о возложении обязанности поставить в очередь на получение жилья переводом из ВПЧ ----- по МВД ЧР и обеспечить жильем, которое он должен был получить во время работы в МЧС РФ по ЧР до ухода на пенсию, о компенсации морального вреда в сумме ------., отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                     Т.П. Ермолаева

Мотивированное решение составлено 17 марта 2017 года.

2-1245/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Зайцев С.П.
Ответчики
Главное управление МЧС России по Чувашской Республике
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
06.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2017Передача материалов судье
09.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2017Судебное заседание
17.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2017Дело оформлено
23.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее