Дело № 2а-3464/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа по доверенности Кравченко В.В.,
представителя заинтересованного лица ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Косыревой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа к Козлову Роману Юрьевичу о взыскании пени по страховым взносам,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с иском к Козлову Р.Ю. о взыскании пени за неуплату страховых взносов в сумме 24 378,55 руб., в том числе: 21770,59 руб. – пени на страховую часть трудовой пенсии, 1414,70 руб. – пени на накопительную часть трудовой пенсии, 979,11 руб. – пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 214,15 руб. – пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В обоснование иска административный истец указал, что ответчик был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ с 16.03.1998 г. в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. 13.03.2015 г. утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения.
По состоянию на 13.05.2016г. у ответчика имелась недоимка по страховым взносам за периоды 2010-2015г.г. в сумме 236607,29 руб. В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок, на сумму страховых взносов начислена пеня за период с 19.06.2015г. по 13.05.2016г. в сумме 24378,55 руб.
Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя были направлены требования об уплате недоимки по пени от 13.05.2016 г. (№), от 13.05.2016г.(№). Поскольку обязанность по уплате пени ответчиком не была исполнена, УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже обратилось в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности, судебный приказ был вынесен 13.01.2017г., который впоследствии был отменен.
До настоящего времени сумма задолженности не уплачена.
Определением суда от 24.05.2018г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа.
Судебное заседание было назначено на 14.06.2018г., 14.30 час., объявлен перерыв до 21.06.2018г., 14.00 час.
После объявленного перерыва представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кравченко В.В. позицию по заявленным административным исковым требованиям выразить не смог, уточнил, что в карточке РСБ ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа сведения о задолженности ответчика перед бюджетом по страховым взносам и пени отсутствует, позицию по заявленным требованиям может пояснить представитель ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, т.е. представитель инспекции по месту жительства административного ответчика.
Административный ответчик Козлов Р.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Косырева Я.В. в судебном заседании пояснила, что по сведениям налогового органа Коминтерновского района г. Воронежа за административным ответчиком числиться задолженность по состоянию на 01.01.2017г., но не в той сумме, которая заявлена в настоящем административном иске, пояснить за какой период у ответчика имеется задолженность пояснить не смогла.
Выслушав представителя истца, представителя заинтересованного лица исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчик был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ с 16.03.1998 г. в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. 13.03.2015 г. утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения.
До 01 января 2017г. отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
На основании ч. 8 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начисляются пени.
Как следует из представленных материалов, в связи с имеющейся у административного ответчика задолженностью по пени в сумме 24 378,55 руб., 13.01.2017г. мировым судьей судебного участка № 7 в Ленинском судебном районе Воронежской области по заявлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже был вынесен судебный приказ № 2а-221/2017 о взыскании с Козлова Р.Ю. указанной недоимки по пени.
13.10.2017г. определением мирового судьи указанный судебный приказ отменен.
В силу Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016г. №243-Ф3 и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.06.2016 №250-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ передают для взыскания налоговым органам в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017года.
Согласно представленному в суд сопроводительному письму 20.02.2018г. Управлением ПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа переданы документы для взыскания с Козлова Р.Ю. задолженности по пени в сумме 24 378,55 руб.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лицав случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, страховых взносов, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, административным органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
В судебном заседании были обозрены материалы судебного приказа № 2а-221/17, в котором имеется два требования УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже к ответчику об уплате недоимки по пени: от 13.05.2016 г. (№) на сумму 20936,76 руб. со сроком уплаты до 23.06.2016г. (л.д. 56), от 13.05.2016г. (№) на сумму 3441,79 руб. со сроком уплаты до 23.06.2016г. (л.д. 60), всего на общую сумму 24378,55 руб., о взыскании которой был вынесен судебный приказ и истребуемой по настоящему административному иску. Таким образом, административный орган должен был обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа не позже 23.12.2016г. Однако заявление о вынесении судебного приказа о взыскании вышеуказанной недоимки подано в судебный участок 09.01.2017г. (л.д. 154), т.е. за пределами установленного шестимесячного срока. Сведений о направлении заявления о вынесении судебного приказа по почте материалы судебного приказа не содержат.
Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренных п. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ следует, что судебная процедура взыскания недоимки не может быть начата без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине установленного законом шестимесячного срока.
Заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока административными органами в суд не представлено. Уважительных причин пропуска срока судом не установлено.
Пропуск срока на обращение в суд, в данном случае, с заявлением о выдаче судебного приказа, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа к Козлову Роману Юрьевичу о взыскании пени по страховым взносам начисленных за период с 19.06.2015г. по 13.05.2016г. в сумме 24 378,55 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: О.В. Оробинская
Решение принято в окончательной форме 26.06.2018г.
Дело № 2а-3464/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2018 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа по доверенности Кравченко В.В.,
представителя заинтересованного лица ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Косыревой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа к Козлову Роману Юрьевичу о взыскании пени по страховым взносам,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в суд с иском к Козлову Р.Ю. о взыскании пени за неуплату страховых взносов в сумме 24 378,55 руб., в том числе: 21770,59 руб. – пени на страховую часть трудовой пенсии, 1414,70 руб. – пени на накопительную часть трудовой пенсии, 979,11 руб. – пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 214,15 руб. – пени в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В обоснование иска административный истец указал, что ответчик был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ с 16.03.1998 г. в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. 13.03.2015 г. утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения.
По состоянию на 13.05.2016г. у ответчика имелась недоимка по страховым взносам за периоды 2010-2015г.г. в сумме 236607,29 руб. В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок, на сумму страховых взносов начислена пеня за период с 19.06.2015г. по 13.05.2016г. в сумме 24378,55 руб.
Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя были направлены требования об уплате недоимки по пени от 13.05.2016 г. (№), от 13.05.2016г.(№). Поскольку обязанность по уплате пени ответчиком не была исполнена, УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже обратилось в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности, судебный приказ был вынесен 13.01.2017г., который впоследствии был отменен.
До настоящего времени сумма задолженности не уплачена.
Определением суда от 24.05.2018г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа.
Судебное заседание было назначено на 14.06.2018г., 14.30 час., объявлен перерыв до 21.06.2018г., 14.00 час.
После объявленного перерыва представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кравченко В.В. позицию по заявленным административным исковым требованиям выразить не смог, уточнил, что в карточке РСБ ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа сведения о задолженности ответчика перед бюджетом по страховым взносам и пени отсутствует, позицию по заявленным требованиям может пояснить представитель ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа, т.е. представитель инспекции по месту жительства административного ответчика.
Административный ответчик Козлов Р.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Косырева Я.В. в судебном заседании пояснила, что по сведениям налогового органа Коминтерновского района г. Воронежа за административным ответчиком числиться задолженность по состоянию на 01.01.2017г., но не в той сумме, которая заявлена в настоящем административном иске, пояснить за какой период у ответчика имеется задолженность пояснить не смогла.
Выслушав представителя истца, представителя заинтересованного лица исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчик был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ с 16.03.1998 г. в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. 13.03.2015 г. утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения.
До 01 января 2017г. отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
На основании ч. 8 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начисляются пени.
Как следует из представленных материалов, в связи с имеющейся у административного ответчика задолженностью по пени в сумме 24 378,55 руб., 13.01.2017г. мировым судьей судебного участка № 7 в Ленинском судебном районе Воронежской области по заявлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже был вынесен судебный приказ № 2а-221/2017 о взыскании с Козлова Р.Ю. указанной недоимки по пени.
13.10.2017г. определением мирового судьи указанный судебный приказ отменен.
В силу Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016г. №243-Ф3 и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.06.2016 №250-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ передают для взыскания налоговым органам в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017года.
Согласно представленному в суд сопроводительному письму 20.02.2018г. Управлением ПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа переданы документы для взыскания с Козлова Р.Ю. задолженности по пени в сумме 24 378,55 руб.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лицав случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, страховых взносов, пени за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда. При обращении в суд с требованием о взыскании налога, административным органом должны быть соблюдены сроки на обращение в суд, как с заявлением о выдаче судебного приказа, так и исковым заявлением, в случае отмены мировым судьей судебного приказа.
В судебном заседании были обозрены материалы судебного приказа № 2а-221/17, в котором имеется два требования УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже к ответчику об уплате недоимки по пени: от 13.05.2016 г. (№) на сумму 20936,76 руб. со сроком уплаты до 23.06.2016г. (л.д. 56), от 13.05.2016г. (№) на сумму 3441,79 руб. со сроком уплаты до 23.06.2016г. (л.д. 60), всего на общую сумму 24378,55 руб., о взыскании которой был вынесен судебный приказ и истребуемой по настоящему административному иску. Таким образом, административный орган должен был обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа не позже 23.12.2016г. Однако заявление о вынесении судебного приказа о взыскании вышеуказанной недоимки подано в судебный участок 09.01.2017г. (л.д. 154), т.е. за пределами установленного шестимесячного срока. Сведений о направлении заявления о вынесении судебного приказа по почте материалы судебного приказа не содержат.
Из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пеней и штрафа, предусмотренных п. 2, п. 3 ст. 48 НК РФ следует, что судебная процедура взыскания недоимки не может быть начата без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине установленного законом шестимесячного срока.
Заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока административными органами в суд не представлено. Уважительных причин пропуска срока судом не установлено.
Пропуск срока на обращение в суд, в данном случае, с заявлением о выдаче судебного приказа, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа к Козлову Роману Юрьевичу о взыскании пени по страховым взносам начисленных за период с 19.06.2015г. по 13.05.2016г. в сумме 24 378,55 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: О.В. Оробинская
Решение принято в окончательной форме 26.06.2018г.