РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2012 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Старцевой Т.Г.,
при секретаре Пушкиной Т.Е.,
с участием истцов Максимовой Е.В. и Максимова М.Ю., представителя ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Паршутиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1500/12 по иску Максимовой Е.В., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына Максимова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Максимова Ю.В. к Администрации г. Тулы о признании незаконным акта органа местного самоуправления и об обязании признать молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы»,
установил:
Максимова Е.В., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына Максимова М.Ю., 28.01.2010 года рождения, и Максимов Ю.В. обратились в суд с иском к Администрации г. Тулы о признании незаконным акта органа местного самоуправления и об обязании признать молодую семью нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы».
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ.
От брака имеют сына, Максимова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Максимова Е.В., действующая в интересах их семьи, обратилась в Администрацию г. Тулы с заявлением о включении их как молодую семью в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009-2015 годы».
Постановлением Администрации г. Тулы от 24.02.2012 года № 442 было отказано в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст. 54 ЖК РФ со ссылкой на неистечение предусмотренного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
По мнению истцов, данное решение является незаконным и нарушает их права, поскольку фактически намеренных действий, связанных с ухудшением жилищных условий, с их стороны не имелось.
На основании изложенного просят суд:
- признать незаконным постановление Администрации города Тулы от 24.02.2012 года № 442 об отказе в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы»;
- обязать Администрацию г. Тулы признать их семью, состоящую из трех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы» с 24.02.2012 года.
В судебном заседании истцы Максимова Е.В. и Максимов Ю.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Паршутина Н.В. исковые требования Максимовой Е.В. и Максимова Ю.В. не признала, полагая, что оснований для удовлетворения не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В целях реализации данной программы Администрацией г. Тулы принято постановление от 30.04.2009 года № 290 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы».
Муниципальная долгосрочная целевая программа является составной частью долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы», а также подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Целью данной Программы является государственная и муниципальная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Основными задачами Программы являются: предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285 (с последующими изменениями и дополнениями), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 18 Правил к числу оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.
Аналогичные положения содержатся и в разделе III муниципальной долгосрочной целевой Программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы», утвержденной постановлением Администрации г. Тулы от 19.06.2009 года № 1754, а также в действующей редакции от 18.01.2012 года «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2015 годы».
Пунктом 2.8. Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы», утвержденного постановлением Администрации г. Тулы от 18.03.2010 года № 903, предусмотрено, что по результатам рассмотрения представленных документов комиссией по жилищным вопросам принимается решение о признании или отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий или необходимости проверки представленных сведений (получения информации от иных органов и организаций).
В силу п. 2.12 указанного Положения решение о признании (об отказе в признании) молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий должно быть принято администрацией города Тулы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов в управление муниципального жилищного фонда.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как указано в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В судебном заседании установлено, что Максимова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Максимов Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
От брака они имеют сына, Максимова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ Максимова Е.В. обратилась с письменным заявлением в Администрацию г. Тулы о признании ее семьи в составе трех человек, в том числе она, ее муж, Максимов Ю.В., и сын, Максимов М.Ю., нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009-2015 годы» (л.д. 12, 80).
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы от 30.12.2011 года № 202 было отказано в признании молодой семьи Максимовой Е.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009-2015 годы», составом семьи 3 человека, в связи с совершением намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий (л.д. 79).
На основании указанного решения постановлением Администрации г. Тулы от 24.02.2012 года № 442 также было отказано молодой семье Максимовой Е.В. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009-2015 годы» по основаниям, предусмотренным ст. 54 ЖК РФ: не истек установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (л.д. 78).
Проверяя доводы истцов о незаконности вышеупомянутого постановления Администрации г. Тулы от 24.02.2012 года № 442, суд приходит к следующему.
Согласно выпискам из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на день обращения Максимовой Е.В. в Администрацию г. Тулы, то есть ДД.ММ.ГГГГ, она, а также члены ее семьи, муж, Максимов Ю.В., им сын Максимов М.Ю., были зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес>.
Помимо истцов и их ребенка в вышеназванной квартире, состоящей из трех комнат, зарегистрированы родители истицы, ФИО1 и ФИО5, а также сестра, ФИО2 (л.д. 20, 86).
Согласно выпискам из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру <адрес> общей площадью 63,3 кв.м, в том числе жилой площадью 46,5 кв.м, в данном жилом помещении зарегистрировано шесть человек, из которых четыре человека являются сособственниками данного жилого помещения.
Из свидетельств о государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ее собственниками являются ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, по 1/5 доле каждый (л.д. 15-19).
Указанное жилое помещение было приобретено на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с использованием государственного жилищного сертификата, выданного ФИО1, с последующим переселением его и членов его семьи из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой ФГБУ «Производственно-технический центр Федеральной противопожарной службы по Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 41), карточками регистрации (л.д. 42-46), копией государственного жилищного сертификата (л.д. 47), договором о банковском счете государственного жилищного сертификата (л.д. 48-49).
Согласно архивным справкам ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, в документах архивного фонда Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах ФИО1, ФИО5, ФИО2, Максимова Ю.В., Максимовой Е.В., Максимова М.Ю. отсутствуют (л.д. 53, 55, 57, 93, 95, 96).
В Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на какие-либо жилые помещения помимо квартиры <адрес> за лицами, проживающими в данном жилом помещении, в том числе семьей истцов, состоящей из трех человек, не имеется, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52, 54, 56, 99, 97, 100).
Один из сособственников указанной квартиры, ФИО4, в данном жилом помещении не проживает с ДД.ММ.ГГГГ, выехав с указанного времени на постоянное место жительства в принадлежащую ей на праве собственности жилую комнату площадью 12,6 кв.м в 16-комнатной коммунальной квартире <адрес> (л.д. 22-24, 86).
Таким образом, с учетом проживания в трехкомнатной квартире <адрес> общей площадью 63,3 кв.м, в том числе жилой площадью 46,5 кв.м, шести человек, на долю каждого проживавшего в данном жилом помещении от его общей площади приходится 10,55 кв.м (63,3 кв.м : 6), то есть менее учетной нормы, установленной решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 года № 67/1294 в размере не более 11 кв.м от общей площади на каждого члена семьи.
Что касается доводов ответчика о том, что имело место намеренное ухудшение жилищных условий семьи Максимовой Е.В., выразившееся в снятии с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ истца Максимова Ю.В. по адресу: <адрес> регистрации по месту жительства жены Максимовой Е.В. по адресу: <адрес>, то суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии со ст. 31 Семейного Кодекса РФ, супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.
Кроме того, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что, начиная с момента регистрации брака, истцы фактически проживали по месту регистрации и жительства жены Максимовой Е.В. в квартире <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО1, ФИО11 и ФИО12, которые пояснили, что действительно, после регистрации брака с августа 2009 года и по настоящее время Максимов Ю.В. и Максимова Е.В. проживают по адресу: <адрес>. Там же у них родился ребенок, Максимов М.Ю. Семья Максимовых Ю.В. и Е.В. постоянно проживает по названному адресу.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ от 30.10.2008г. № 27953-СК/07 Минрегион России не считает намеренным ухудшение жилищных условий регистрацию обоих супругов в молодой семье по одному адресу.
Данные разъяснения соответствуют приведенным выше нормам жилищного и семейного законодательства.
Аналогичные положения содержатся и в иных нормативно-правовых актах, регулирующих сходные правоотношения, в том числе в п.п. «в» п. 9 Правил предоставления государственным гражданским служащим Тульской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», утвержденных постановлением Губернатора Тульской области от 21.10.2009 года № 50-пг, в п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны РФ от 30.09.2010 года № 1280, которые суд считает возможным учесть исходя из положений ч.1 ст. 7 ЖК РФ по аналогии закона в связи с отсутствием прямого правового регулирования по данному вопросу в нормативно-правовых актах, касающихся признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников программы обеспечения жильем молодых семей.
Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что до снятия истца Максимова Ю.В. с регистрационного учета по прежнему месту жительства в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес> общей площадью 62 кв.м, в том числе жилой площадью 42 кв.м, в которой помимо него на регистрационном учете состояло еще пять человек, в том числе его родители, ФИО6, ФИО7, а также сестры ФИО8, ФИО9 и несовершеннолетний сын последней, ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 26-28, 92,94), на каждого из проживающих в указанном жилом помещении приходилось по 10,33 кв.м, что меньше учетной нормы жилого помещения, равной 11 кв.м.
Иных жилых помещений у вышеперечисленных лиц не имеется, что подтверждается архивными справками ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59, 61, 63, 66, 67), а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58, 60, 62, 64, 65).
В связи с изложенным переселение Максимова Ю.В. из указанного жилого помещения в квартиру <адрес> по месту жительства супруги не может свидетельствовать о намеренном ухудшении истцами своих жилищных условий.
Совокупность приведенных выше доказательств, норм действующего законодательства и обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства, позволяет суду сделать вывод, что решение комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Тулы от 30.12.2011 года № 202, которым было отказано в признании молодой семьи Максимовой Е.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на 2009-2015 годы», составом семьи 3 человека (Максимов Ю.В., Максимова Е.В. и Максимов М.Ю.), проживающую по адресу: <адрес>, по мотиву неистечения предусмотренного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а также принятое на основании него постановление Администрации г. Тулы от 24.02.2012 года № 442 с аналогичными выводами, являются незаконными.
При таких данных и исходя из положений ч. 1 ст. 258 ГПК РФ на Администрацию г. Тулы подлежит возложению обязанность признать молодую семью Максимовой Е.В., состоящую из трех человек (она, муж, Максимов Ю.В., и сын, Максимов М.Ю.), нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы» с 24.02.2012 года, то есть с даты вынесения постановления Администрации г. Тулы, признанного судом незаконным.
Таким образом, заявленные истцами требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Максимовой Е.В., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего сына Максимова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Максимова Ю.В. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Тулы от 24.02.2012 года № 442 об отказе в признании молодой семьи Максимовой Е.В., состоящую из трех человек (она, муж, Максимов Ю.В., и сын, Максимов М.Ю. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы».
Обязать Администрацию г. Тулы признать молодую семью Максимовой Е.В., состоящую из трех человек (она, муж, Максимов Ю.В., и сын, Максимов М.Ю.), нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью включения в состав участников муниципальной долгосрочной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы» с 24.02.2012 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий