Дело № 2а-4738/2022
73RS0004-01-2022-008258-59
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2022 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Киреевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Клейменовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Меркулова Александра Владимировича к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Ульяновской области о возложении обязанности устранить допущенное нарушение, взыскании компенсации морального вреда, взыскании неустойки,
У С Т А Н О В И Л:
Меркулов А.В. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области» (далее по тексту – ФКУ ИК-9) о возложении обязанности устранить допущенное нарушение, взыскании компенсации морального вреда, взыскании неустойки, указав следующее.
Примерно 14-15 сентября 2022 года он подал через администрацию ФКУ ИК-9 кассационную жалобу в судебную коллегию по уголовным делам. Жалоба вместе с судебными решениями от 29.07.2022, от 09.11.2020, от 26.05.2021, от 13.09.2021, от 12.04.2022 в запечатанном конверте была опущена в почтовый ящик. Однако, письмом от 16.05.2022 года данные жалобы были ему возвращены со ссылкой на то, что жалобы отправляются за счет средств осужденных и ему необходимо работать. С данными действиями администрации он не согласен, считает, что нарушено его право на обжалование. Действиями Администрации учреждения ему причинен моральный вред, который он оценивает в 100 000 рублей.
Просил присудить Администрации ФКУ ИК-9 исполнение должностных обязанностей в натуре, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, неустойку в размере 20 000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Ульяновской области.
Административный истец Меркулов А.В. в судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи с ФКУ ИК-9, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что денег на его счете нет, поэтому его жалобы не отправляют. Считает, что он имеет право на отправку корреспонденции за счет средств федерального бюджета. В связи с этим полагает, что его права нарушены. Присуждение в натуре означает, что ответчик должен направить его письма за счет средств федерального бюджета. Он не может трудиться по состоянию здоровья, освобождения от труда и инвалидности нет. Не поддерживает требовании в части взыскания неустойки. Поданная им кассационная жалоба в сентябре 2022 года не была направлена, о чем свидетельствует корешок к талону о принятии обращения, где по факту кассационная жалоба была принята только 10.10.2022. Кроме того, судом не истребованы доказательства направления им в указанные дни письма, так как не была запрошена видеозапись. Просил его иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 Жасинас Н.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала и пояснила суду, что согласно журнала регистрации исходящих обращений, поданных в закрытом виде (закрытое письмо), адресованное в Верховный Суд РФ поступал в учреждение только 11.10.2022 за номером 277. В период, указанный Меркуловым А.В., то есть с 14.09.2022 по 15.09.2022 не поступало. Согласно пункту 58 Правил внутреннего распорядка ИУ при отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления и жалобы отправляются за счет исправительного учреждения. Меркулов А.В. является трудоспособным, однако мер к трудоустройству не предпринимает. Администрацией учреждения ему неоднократно предлагалось трудоустроится, так как рабочие места имеются, однако Меркулов А.В. от работы отказывается. Просила в иске отказать. Подробно позиция ответчика изложена в письменных возражениях, имеющихся в материалах дела.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области в судебное заседание не явилась. О дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила отзыв на иск, в котором указала, что исковые требования не признает, поскольку Минфин России не является стороной в спорных правоотношениях с истцом и не отвечает за неправомерные действия иных органов государственной власти, учреждений и их должностных лиц. Кроме того, компенсация морального вреда положениями КАС РФ не предусмотрена. Просила в иске отказать и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Ульяновской области в судебное заседание не явился. О дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, поскольку его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В силу ч.4 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В соответствии с ч. 3 ст. 82 УИК РФ, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, и обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.
В соответствии с п. 143 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 года № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» Каждый осужденный к лишению свободы вправе обращаться, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности) и с использованием информационного терминала (при его наличии), с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации ИУ, в вышестоящие органы УИС, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Согласно п. 126, п.129 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 года № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» Получение и отправление осужденными к лишению свободы за счет собственных средств писем, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности), почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке и в случае необходимости в других доступных для осужденных к лишению свободы местах вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ изымается для отправления корреспонденция.
Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми цензуре не подлежит.
Согласно п.148-149 вышеуказанных Правил регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации ИУ, осуществляется службой делопроизводства ИУ в течение трех дней со дня их подачи, заявитель под расписку ознакамливается с этим, после чего они докладываются начальнику ИУ или лицу, его замещающему, который осуществляет их рассмотрение.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного к лишению свободы, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
При отсутствии на лицевом счете осужденного к лишению свободы по не зависящим от него причинам денежных средств предложения, заявления, ходатайства и жалобы, указанные в пункте 149 настоящих Правил, отправляются за счет средств федерального бюджета (за исключением телеграмм). Почтовые отправления, указанные в пункте 149 настоящих Правил, не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. Работником ИУ, ответственным за отправку предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, подавшему их осужденному к лишению свободы выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты приема (п.150-151 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Меркулов А.В. осужден Ленинским районным судом г. Ростова-на-Дону 29.07.2020 года по п. в ч.2 ст.158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев, отбывает в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области с 21.12.2020.
В своем исковом заявлении Меркулов А.В. указывает, что находясь в местах лишения свободы, примерно 14-15 сентября 2022 года он подал через администрацию ФКУ ИК-9 кассационную жалобу в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, которая фактически была направлена сотрудниками учреждения только 10.10.2022, о чем ему выдали квитанцию.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, журнала регистрации исходящих обращений, поданных в «закрытом виде», в сентябре 2022 года письма в «закрытом конверте» в Верховный Суд РФ от Меркулова А.В. не поступали.
Доводы Меркулова А.В. о том, что несвоевременна была запрошена запись с видеоархива, где можно было бы увидеть как он бросает письмо в почтовый ящик, что привело к нарушению его прав, несостоятельны, так как административный иск был принят судом к рассмотрению 07.11.2022, после чего направлен запрос с ИУ для предоставления видеозаписи.
Согласно справке ФКУ ИК-9, хранение видеоархива с камер систем охранного телевидения составляет 30 суток. По состоянию на 18.11.2022 предоставить видеоматериал с камер, расположенных на территории ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области за период с 14.09.2022 по 15.09.2022 не представляется возможным в связи с истечением срока хранения.
Кроме того, так как конверт направлялся в «закрытом виде» убедиться, что было в данном конверте не представляется возможным, так как согласно Журналу исходящих обращений от Меркулова А.В. в сентябре 2022 года поступали иные письма, адресованные в иные учреждения.
Таким образом, доводы Меркулова А.В. о том, что им 14-15 сентября 2022 года была подана кассационная жалоба в Верховный Суд РФ, никакими доказательствами объективно не подтверждены. Имеющиеся у Меркулова А.В. корешки о принятии обращений, не подтверждают тот факт, что это именно те жалобы, которые якобы были поданы Меркуловым А.В. 14-15 сентября 2022 года.
Также, как было указано выше, предложения, заявления и жалобы осужденных отправляются за счет исправительного учреждения только при отсутствии на лицевом счете осужденного денежных средств по независящим от него причинам.
В соответствии с ч.1 ст.103 УИК РФ и гл. 6 Приказа Минюста России от 16.12.2016 года № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений.
Как следует из материалов дела, Меркулов А.В. инвалидом не является, его состояние здоровья в настоящий момент удовлетворительное. Трудоспособен.
Вопросы возможности трудоустройства являлись также предметом обсуждения на общих собраниях осужденных отряда.
Однако, Меркулов А.В. не предпринимал попытки к трудоустройству.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что отсутствие денежных средств на лицевом счете осужденного Меркулова А.В. не вызвано какими-либо объективными причинами, а обусловлено позицией самого Меркулова А.В., категорически отказывающего трудиться, о чем он сам пояснил при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для возложения обязанности на сотрудников исправительного учреждения устранить допущенное нарушение, не имеется, права административного истца нарушены не были.
В силу требований ст. 53 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Вместе с тем указание истца на незаконность действий (бездействия) ответчика не освобождает первого от бремени доказывания состава деликта согласно общему правилу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, от доказывания факта наличия морального вреда ввиду нарушения каких-либо личных неимущественных прав (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) или посягательства на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), - согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Тем более, что заявленное истцом в рамках данного дела нарушение не поименовано в ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации как основание компенсации морального вреда.
В рассматриваемом случае, вопреки доводам Меркулова А.В. не установлено необходимой и достаточной совокупности доказательств нарушения права истца на отправление жалобы, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей не имеется. Как и не имеется оснований для взыскания неустойки, требования по взысканию которой, административный истец в судебном заседании не поддержал. Правовые основания для взыскания неустойки Меркуловым А.В. не приведены.
Таким образом, административные исковые требования являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Меркулова Александра Владимировича к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Ульяновской области о возложении обязанности устранить допущенное нарушение, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., взыскании неустойки в размере 20 000 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья, Е.В. Киреева
Решение суда изготовлено в окончательной форме 16.12.2022