РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24.02.2014 года г. Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Бойко В.Б., при секретаре Рогожкиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-36/14 по иску Министерства имущественных отношений Самарской области к Макаримовой А.Д. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области в иске с учетом уточнения просило: истребовать из чужого незаконного владения Макаримовой А.Д. земельный участок, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> кадастровый номер №; установить, что вынесенное по настоящему делу решение является основанием для прекращения права собственности в ЕГРП на земельный участок, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> кадастровый номер №; установить, что вынесенное по настоящему делу решение является основанием для прекращения существования в государственном кадастре недвижимости, то есть для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> кадастровый номер №.
Требования мотивированы следующим: 19.04.2011 года Клейменов Ю.А. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее-Министерство) с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, Кировский район, <адрес>, под огородничество. Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 07.09.2012 года № утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка. При обращении в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением о постановке указанного земельного участка на кадастровый учет Клейменов Ю.А. получил решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что одна из границ испрашиваемого земельного участка пересекает границы смежных земельных участков, ранее поставленных на государственный кадастровый учет с номерами №, №, №, площадь которых уточнена по материалам межевания. Собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес>, является Макаримова А.Д. на основании свидетельства о праве собственности на землю от 18.01.1995 года №. При этом данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению Макаримовой А.Д. о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 16.11.2010 года № на основании указанного свидетельства о праве собственности. По заявлению Макаримовой А.Д. о государственном учете изменений объекта недвижимости от 06.11.2011 года № в государственный кадастр недвижимости внесены уточнения характеристик указанного земельного участка на основании документа о межевании. Вместе с тем, из письма Управления Росреестра по Самарской области от 24.01.2012 года следует, что в архиве правоудостоверяющих документов по состоянию на 1992-1998 гг. информация о предоставлении кому-либо земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес>, отсутствует. В Управлении Росреестра по Самарской области отсутствуют сведения о предоставлении Макаримовой А.Д. свидетельства о праве собственности на землю № от 18.01.1995 года на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес>. Прокуратурой города Самара по факту незаконной постановки на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по ст. 159 УК РФ. Дознавателем <данные изъяты> Управления МВД России по городу Самаре по данному факту возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.159 УК РФ. Спорный земельный участок до регистрации на него права собственности находился в ведении Министерства, следовательно, ответчица незаконно завладела данным участком. Кроме того, кадастровый учет спорного участка также осуществлен незаконно. Истец, ссылаясь на ст.301 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», полагает, что законодательство допускает прекращение в государственном кадастре недвижимости существования ранее учтенного объекта недвижимости только в связи с его преобразованием или на основании судебного решения. Истец считает, что нарушенные права Министерства должны быть восстановлены, в том числе, путем прекращения существования в государственном кадастре недвижимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №.
Представитель истца Министерство имущественных отношений Самарской области по доверенности Хайрулова Л.А. в судебном заседании поддержала уточнённые исковые требования. Пояснила, что Министерство узнало о нарушении своих прав в апреле 2013 года, когда Клейменов Ю.А. обратился в суд об оспаривании свидетельства, следовательно, срок исковой давности не пропущен. До того, как ответчица получила свидетельство о праве собственности на землю, земельный участок относился к землям, которые не были разграничены. Свидетельство, ранее выданное ответчице, поддельное и не нуждается в оспаривании. Земельный участок предоставлялся на основании Постановления главы г.Самары. Однако, ни адреса земельного участка, ни фамилии кому он предоставлялся в постановлении не указано. Оснований для выдачи не было. В Управлении Рорсеестра по Самарской области отсутствуют какие-либо сведения о предоставлении кому-либо испрашиваемого земельного участка.
Представитель ответчика Макаримовой А.Д. по доверенности Халова А.Ю. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что ответчица получила земельный участок на основании свидетельства о праве собственности на землю от 18.01.1995 года. Это явилось основанием внесения записи в кадастровый учёт. Однако, на стадии регистрации земельного участка в Управлении Росреестра по Самарской области, ответчице было отказано в выдаче свидетельства о регистрации права собственности. В Управлении Росреестра по Самарской области отсутствуют сведения о предоставлении кому-либо указанного земельного участка. Ответчица добросовестно пользуется предоставленным ей в собственность земельным участком. Считает, что свидетельство, выданное Макаримовой А.Д. в 1995 году, также имеет юридически значимую силу, как и свидетельство нового образца, т.е. свидетельство о регистрации права собственности. Свидетельство о праве собственности на землю никем не оспаривалось. Министерство не может распоряжаться этим земельным участком, поскольку он выбыл из владения собственника - Администрации г.о. Самара. Кроме того, имеются все основания для применения срока исковой давности.
Представитель третьего лица Клейменова Ю.А. по доверенности Момат Н.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Третье лицо Куренков Ю.В. и его представитель по устной доверенности Куренков А.Ю. в судебном заседании разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда. Представитель Куренкова Ю.В. пояснил, что земельный участок Куренкова Ю.В. зарегистрирован по одному адресу, что и испрашиваемый земельный участок. Куренкова Ю.В. у Ш. приобрел земельный участок на основании договора купли-продажи от 27.06.2012 года. Земельный участок на момент покупки был огорожен забором. Со стороны ул. Гористой забора не было. На земельном участке располагался ветхий сарай. Земельный участок Куренкова Ю.В. и земельный участок Макаримовой А.Д. расположены на расстоянии 200 метров друг от друга, не пересекаются, не граничат.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в суд не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, отзыв не предоставил.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Россрестра» в лице филиала по Самарской области в суд не явился, извещался надлежащим образом, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда (л.д.60-62).
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 19.04.2011 года Клейменов Ю.А. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, <адрес>, под огородничество (л.д.9).
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 07.09.2012 года № утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка (л.д.10).
При обращении в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением о постановке указанного земельного участка на кадастровый учет Клейменов Ю.А. получил решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что одна из границ испрашиваемого земельного участка пересекает границы смежных земельных участков, ранее поставленных на государственный кадастровый учет с номерами №, №, №, площадь которых уточнена по материалам межевания.
Собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес>, является Макаримова А.Д. на основании свидетельства о праве собственности на землю от 18.01.1995 года № (л.д.49).
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет по заявлению Макаримовой А.Д. о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 16.11.2010 года № на основании указанного свидетельства о праве собственности.
По заявлению Макаримовой А.Д. о государственном учете изменений объекта недвижимости от 06.10.2011 года № в государственный кадастр недвижимости внесены уточнения характеристик указанного земельного участка на основании документа о межевании (л.д.72).
По сведениям Управления Росреестра по Самарской области от 24.01.2012 года в архиве правоудостоверяющих документов по состоянию на 1992-1998 гг. отсутствует информация о предоставлении кому-либо земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес> (л.д.11).
В Управлении Росреестра по Самарской области отсутствуют сведения о предоставлении Макаримовой А.Д. свидетельства о праве собственности на землю № от 18.01.1995 года на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес> (л.д.12).
В ЕГРП отсутствуют сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, площадью 900 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес> (л.д.35).
В ЕГРП за Куреновым Ю.В. 11.07.2012 года за № зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес> (л.д.132).
Свидетельством о государственной регистрации права от 11.07.2012 года подтверждается право собственности Куренкова Ю.В. на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес> (л.д.163).
Прокуратурой города Самара по факту незаконной постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 900 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, <адрес>, вынесено постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по ст. 159 УК РФ (л.д.21-23).
Дознавателем <данные изъяты> Управления МВД России по городу Самаре по данному факту возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 159 УК РФ (л.д.24).
В соответствии с ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», с 01.07.2006 года на Министерство имущественных отношений Самарской области возложены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Поскольку спорный земельный участок до регистрации на него права собственности находился в ведении Министерства - ответчик незаконно завладел данным участком.
Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Макаримовой А.Д. без законных оснований занят спорный земельный участок. Делая такой вывод, суд исходит из следующего:
Достоверно установлено, что данный земельный участок по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. ответчице ни кем и ни когда не предоставлялся. Ссылка представителя ответчицы на свидетельство о праве собственности на землю (л.д.49) безосновательна. В нем идет ссылка на постановление администрации (без указания конкретного органа власти) от 16.01.1995 года №, в соответствии с которым ответчице предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га. Однако, согласно указанного постановления участок с таким адресом вообще ни кому не предоставлялся (л.д.13-21). Ответчица не смогла объяснить причины, по которым у нее отсутствует оригинал свидетельства о праве собственности на землю.
В то же время, земельный участок с аналогичным адресом, но площадью <данные изъяты> кв.м. в свое время был предоставлен Ш. в пожизненное наследуемое владение на основании Решения горисполкома № от 16.08.1984 года (л.д.11,22, 161). В последующем этот земельный участок был получен по наследству Ш. и Ш. и 27.06.2012 годап продан Куренкову ЮВ. (л.д. 158-163).
Спорный земельный участок был занят без законных оснований и образован не в связи с внесением изменений в индивидуальные характеристики земельного участка, или в связи с постановкой на ГКУ ранее учтенного участка, а в результате кадастровой записи о возникновении нового земельного участка, т.е. через постановку его на кадастровый учет.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст.12 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и с ним» разделы Единого государственного реестра прав, составляющие регистрационные дела содержать краткое описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав- т.е. описание и индивидуализация в государственном реестре земельных участков, в результате чего каждый земельный получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других земельных участков осуществить его качественную и экономическую оценки.
В силу пункта 3 статьи 14 указанного Закона моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в учтенных границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Согласно пунктам 3.1.3, 3.6.9 Временных методических указаний по ведению государственного земельного кадастра, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.09.1998 N98-1, государственный кадастровый учет является юридически значимым подтверждением факта возникновения, существования или прекращения существования объекта кадастрового учета с границами, описанными при его формировании, объект считается учтенным со дня внесения записей об объекте в Единый государственный реестр земель.
В соответствии с п.9 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и укрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В данном случае при осуществлении ГКУ отсутствовали не только сведения о местоположении границ спорных участков в правоустанавливающих документах на земельные участки, но и сами границы данных участков в натуре, поскольку на местности, судя по пояснениям третьих лиц Куренкова Ю.В. и Клейменова Ю.А., не опровергнутых ответчиком, не существовали и не существуют, поскольку в данном месте находится пустырь. Этот земельный участок отсутствует на планшете города Самары. Ответчиком ни когда не оплачивались какие-либо взносы и затраты по участку и налоги.
В соответствии с п.5 ст. 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что кадастровый учет спорного участка также осуществлен незаконно (л.д.68-92).
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Законодательство допускает прекращение в государственном кадастре недвижимости существования ранее учтенного объекта недвижимости только в связи с его преобразованием или на основании судебного решения
Принимая во внимание, что нарушенные права Министерства имущественных отношений Самарской области должны быть восстановлены, в том числе, путем прекращения существования в государственном кадастре недвижимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Макаримовой А.Д. земельный участок, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> кадастровый номер №;
Настоящее решение является основанием для прекращения права собственности в ЕГРП на земельный участок, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> кадастровый номер №;
Настоящее решение является основанием для прекращения существования в государственном кадастре недвижимости, то есть для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, <адрес> кадастровый номер №;
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Самары.
Председательствующий судья В.Б. Бойко