ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 февраля 2013 года г.Тайшет Тайшетский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Попкович О.В.,
при секретаре Прокаевой И.А.,
с участием прокурора Струковой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тайшетского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Старо-Акульшетского муниципального образования о признании бездействия администрации Старо-Акульшетского муниципального образования, выразившееся в непринятии основных муниципальных правовых актов в области развития автомобильных дорог местного значения,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование своих исковых требований истец указал, что Тайшетской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки деятельности органов местного самоуправления по правовому регулированию в сфере дорожной деятельности установлено, что органами местного самоуправления Старо-Акульшетского муниципального образования необходимые правовые акты в указанной сфере не разработаны и не утверждены.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством. Аналогичная норма закреплена п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава Старо-Акульшетского муниципального образования. В соответствии со ст. 37 Устава указанные вопросы местного значения поселения являются полномочиями администрации поселения.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности входит осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Статья 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги. Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Между тем, в нарушение требований закона основные муниципальные правовые акты в области развития автомобильных дорог местного значения, а именно порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне муниципального образования администрацией Старо-Акульшетского муниципального образования не разработаны и не утверждены.
Бездействие администрации Старо-Акульшетского муниципального образования, выразившееся в непринятии основных муниципальных правовых актов в области развития автомобильных дорог местного значения, а именно: порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, на уровне, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории поселения и представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, так как провоцирует аварийные ситуации на дорогах.
В соответствии со ст.4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения исполнения в натуре.
Истец просил суд признать бездействие администрации Старо-Акульшетского муниципального образования, выразившееся в непринятии основных муниципальных правовых актов в области развития автомобильных дорог местного значения, а именно: порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, незаконным. Обязать администрацию Старо-Акульшетского муниципального образования в срок до 01 марта 2013 года разработать и утвердить муниципальные правовые акты в области развития автомобильных дорог местного значения, а именно: порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Струкова Н.П. заявила письменный отказ от заявленных требований, указывая, что исковые требования прокурора удовлетворены в добровольном порядке. При указанных обстоятельствах, оснований для поддержания заявленных требований не имеется.
Представитель ответчика - администрации Старо-Акульшетского муниципального образования - глава Старо-Акульшетского муниципального образования Леоненко Р.О. в судебное заседание не явился, направил заявление, в котором просил рассмотреть дело в своё отсутствие, отказ от иска считает обоснованным.
Суд находит, что требования представителя истца о прекращении дела следует удовлетворить, принять отказ от заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ст.39 ГПК РФ истец вправе отказаться от заявленных требований.
В соответствии со ст.220 абз.3 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от заявленных требований и отказ принят судом.
Последствия отказа от заявленных требований и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, судом разъяснены.
Руководствуясь ст.220, 224-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
принять отказ Тайшетского межрайонного прокурора от заявленных требований.
Производство по гражданскому делу по иску Тайшетского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Старо-Акульшетского муниципального образования о признании бездействия администрации Старо-Акульшетского муниципального образования, выразившееся в непринятии основных муниципальных правовых актов в области развития автомобильных дорог местного значения, прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение 15 дней.
Судья: Попкович О.В.