Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3519/2022 ~ М-3159/2022 от 05.10.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2022 года                     г.о. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи             Селезневой Е.И.,

к секретарю судебного заседания             Мироновой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3519/2022 по административному исковому заявлению Смаля Игоря Евгеньевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ №63 УФСИН России по Самарской области, ФСИН России о признании ненадлежащими условий содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:

Истец Смаль И.Е. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ УФСИН России по Самарской области, ФСИН России о признании действий (бездействий) СИЗО-1, выразившихся в нарушении условий содержания и нарушении прав и законных интересов административного истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконными, компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 200 000 рублей, указав, что приговором Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ истец признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.229.1, ч.4, п.п. «а», «б», ч.1 ст.30, ч.5 ст.228.1 УК РФ и приговорен к 15г.3 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Приговор вступил в законную силу. Решением ФСИН направлен ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Рязанской области. В процессе этапирования содержался в ФКУ СИЗО-1, куда был доставлен ДД.ММ.ГГГГ и содержался там до ДД.ММ.ГГГГ. За весь указанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрацией СИЗО-1 были грубо нарушены права, законные интересы и условия содержания, а именно: в СИЗО-1 содержался в камере предварительной сборки осужденных с 08.00 часов ДД.ММ.ГГГГ по 20.00 часов ДД.ММ.ГГГГ и в камере с 20.00 часов ДД.ММ.ГГГГ с 08.00 часов ДД.ММ.ГГГГ.

В камере предварительной сборки осужденных истец и еще 12 человек содержались в камере, площадь которой с учетом количества квадратных метров на человека, не соответствует установленным нормам; содержался с осужденными, ранее отбывавшими наказание, с лицами, не относящимися к категории бывших сотрудников правоохранительных органов и судов, многие из них придерживаются запрещенных в РФ организаций «АУЕ», что напрямую угрожало жизни и здоровью. На протяжении 12 часов содержался в помещении, где из-за большого количества людей и вещей почти все время приходилось стоять, так как поместиться всем на одной имеющейся узкой лавочке было невозможно, баки для мусора были переполнены, санузел не работает и пользоваться им без унижения своего человеческого достоинства невозможно, санитарные условия не соответствовали нормам; администрация СИЗО-1 отказала в выдаче горячего питания, таким образом, истец на протяжении суток испытывал чувство голода; в помещениях не функционирует санузел, отсутствует питьевая вода, бетонированные полы, отсутствует вентиляция, в том числе принудительная, освещение не соответствует установленным нормам; в помещении присутствовали грибок и плесень; имелась только одна неисправная розетка; отсутствовала кнопка вызова сотрудников администрации.

В камере с 22.12.2021(с 20.00 часов) по 02.01.2022(08.00 часов): содержался в нарушение УИЗ в камере СИЗО, а не в ТТП(транзитно- транспортный пункт); выданные постельные принадлежности (матрац и подушка) были не пригодны для использования из-за ветхости, постельные принадлежности администрация СИЗО -1 не выдавала вообще; в камере окно не закрывалось из-за перекоса рамы, в связи с этим в камере было холодно, спать приходилось в верхней одежде; в камере имелось 7 спальных мест, а поместили в нее 9. Спать приходилось по очереди; пища ненадлежащего качества; питание плохое, однообразное, мясо и рыба выдавались меньше нормы, яйца, молоко, масло, овощи и фрукты не выдавались вообще; заявления и жалобы в адрес администрации СИЗО-1 игнорировались; лекарства, назначенные врачом для каждодневного приема, положенные при гипертонии, не выдавались, несмотря на просьбы и заявления; администрация отказала в приобретении продуктов питания и товаров первой необходимости в магазине учреждения, которое за время этапирования с ДД.ММ.ГГГГ подошли к концу; прогулки предоставлялись нерегулярно; просмотр телепередач и кинофильмов, а также новостная информация не предоставлялись; вода ненадлежащего качества, питьевую воду не выдавали; имелась только одна неисправная розетка; камера не оборудована санузлом, соответствующим нормам, он был неисправен, на полу постоянно была вода; администрация отказала в выдаче уборного инвентаря и средств дезинфекции; отсутствовала кнопка вызова сотрудников администрации; из-за незакрывающегося окна на стенах камеры образовался конденсат и с них текла вода; из-за сырости в камере и из-за невозможности принимать необходимые лекарства, постоянно испытывал чувство недомогания; камера требует косметического ремонта и работ по установке окна и системы отопления. За все время содержания в СИЗО испытывал чувство неполноценности и унижения.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, в исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России Лысенкова Л.В., действующая на основании доверенностей и диплома о высшем юридическом образовании, просила отказать в удовлетворении требований истца на основании доводов, изложенных в возражениях на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России Старостина А.В., действующая по доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, просила отказать в удовлетворении требований истца на основании доводов, изложенных в возражениях на административное исковое заявление.

Министерство финансов РФ в лице УФК по Самарской области исключено из числа соответчиков.

Выслушав объяснения представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Частью 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

В соответствии с пунктом 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 9 постановления от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ и Протоколов к ней", с целью эффективной защиты прав и свобод человека судами учитываются правовые позиции Европейского Суда по правам человека, изложенные в ставших окончательными постановлениях, которые приняты в отношении других государств - участников Конвенции. При этом правовая позиция учитывается судом, если обстоятельства рассматриваемого им дела являются аналогичными обстоятельствам, ставшим предметом анализа и выводов Европейского Суда по правам человека.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями статей 1, 34 Конвенции в толковании Европейского Суда с целью восстановления нарушенных прав и свобод человека суду необходимо установить наличие факта нарушения этих прав и свобод, отразив указанное обстоятельство в судебном акте. Причиненные таким нарушением материальный ущерб и (или) моральный вред подлежат возмещению в установленном законом порядке.

При определении размера денежной компенсации морального вреда суды могут принимать во внимание размер справедливой компенсации в части взыскания морального вреда, присуждаемой Европейским Судом за аналогичное нарушение.

Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, выраженной в решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Ш. и другие против Российской Федерации" относительно размера присуждаемой финансовой компенсации, в соответствии с принципом субсидиарности власти государств - ответчиков следует наделить более широкими пределами усмотрения в отношении исполнения пилотного постановления и в оценке размера подлежащей выплате компенсации. Данная оценка должна проводиться в порядке, предусмотренном их правовой системой и традициями, и учитывать уровень жизни в соответствующей стране, даже если это приводит к выплате меньших сумм, чем те, что присуждает Европейский Суд в аналогичных случаях.

При этом ранее в решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Домьян против Венгрии" Европейским Судом по правам человека была высказана правовая позиция, в соответствии с которой компенсация, присужденная национальным судом и составлявшая приблизительно 30% от суммы, присужденной Европейским Судом по правам человека, не представляется необоснованной или несоразмерной.

Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (статья 16).

Согласно статье 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые в том числе имеют право: получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб; на личную безопасность в местах содержания под стражей; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка.

В силу статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности.

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием (статья 23 указанного Федерального закона).

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона. Размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих (статьи 32, 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ).

Согласно раздела IV приложения приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" установлены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы.

Согласно данному приложению в камере режимного корпуса, должны находиться: кровать металлическая из расчета 1 на человека; стол со скамейками (комплект 1 или 2 из расчета площади камеры); зеркало настенное - 1 штука; урна для мусора - 1 штука; шкаф для хранения продуктов из расчета 1 ячейка на человека; подставка под бак для воды - 1 штука; бак для питьевой воды с кружкой и тазом - 1 комплект; вешалка настенная из расчета 1 крючок на человека; полка для туалетных принадлежностей - 1 штука; умывальник - 1 в камеру.

В соответствии с пунктом 42 приказа Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" камеры следственных изоляторов должны быть оборудованы светильниками дневного и ночного освещения.

В силу раздела IV пункта 4.7 "Гигиенические требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений" СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", естественная вентиляция осуществляется посредством открывания фрамуг оконных проемов.

Пунктом 4.9 раздела IV указанного СанПиН предусмотрена принудительная вентиляция посредством вытяжной вентиляции.

Согласно пунктам 134, 139 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ , подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Периодичность санитарной обработки подозреваемых и обвиняемых установлена в пункте 45 указанных Правил, согласно которого подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, при которой им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут не реже одного раза в неделю. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Судом установлено, что Смаль Игорь Евгеньевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец города Москвы, место жительства до взятия под стражу - <адрес>, осужден ДД.ММ.ГГГГ Московским областным судом по ст. 229.1 ч. 4, 228.1 ч. 5, 69 ч. 3 УК РФ к 15 годам 3 месяцам лишения свободы в ИК строгого режима.

Прибыл транзитом ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области из ФКУ ИК-11 УФСИН России по Нижегородской области.

Убыл ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение УФСИН России по Рязанской области, данные обстоятельства подтверждаются справкой начальника СОУ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области А.А.Белоконь.

Как следует из искового заявления административный истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ по 02.01.2022гг.

Истец Смаль И.Е. содержался в камерном помещении , площадь камеры 33,5 кв.м, оборудована 7-ю спальными местами.

Общее количество лиц, содержащихся в вышеуказанной камере, на момент пребывания в ней истца, не превышало 7ми человек, что соответствовало норме положенности, из расчета не менее 4 м2 площади на одного человека (ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под страж подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), (норма площади 2 кв. м на одного осужденного мужчину (ч. 1 ст. 99 УИК РФ)), что подтверждается справкой ОРиН.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 7, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регламентировано статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые в городе Женева ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Правила) предусматривают, что санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1).

Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 части 1 Правил). В помещениях, где живут и работают заключенные: a) окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции;) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения (пункт 11 части 1 Правил).

Таким образом, нарушения права истца на непрерывный 8-ми часовой сон ответчиком не допускалось.

Вышеуказанная камера оборудована 7-ю спальными местами, столом (40x30 см на одного содержащегося) и двумя скамейками (37x37 см на одного содержащегося (Приказ ФСНП России от 27.07.2007г. «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России»), полы камеры покрыты деревянными досками. Камера оборудована также подставкой под бочек для питьевой воды, бачком с питьевой водой, радиодинамиком для вещания общегосударственных радиоканалов, урной для мусора, совком и метлой для сбора мусора, ведром с половой тряпкой и шваброй для влажной уборки, тазами (по количеству лиц содержащихся в камере) для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, унитазом со сливным бочком, умывальником, краном с холодной водой, штепсельной розеткой для бытовых приборов. Все оборудование камеры находилось в исправном состоянии.

Питьевая вода соответствовала нормам допустимости, что подтверждается заключенным государственным контрактом ИЗ от ДД.ММ.ГГГГ по проведению лабораторных испытаний качества воды: на запах, мутность, жесткость и микроэлементы, что подтверждается государственным контрактом.

Санитарный узел в камере расположен в углу помещения, отделен от жилой части камеры кирпичной перегородкой переходящей в верхней части оргстеклом и дверью обеспечивающей достаточную степень изолированности. Умывальник и кран с холодной водой, при этом расположены за пределами кабины.

Помещения камеры пригодно к использованию по функциональному назначению, наличие отверстий в стенах, оголенных проводов, грибка и плесени на стенах и потолке камеры не допускалось.

Пунктами 15, 16 Правил предусмотрено, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья.

Для того, чтобы заключенные могли сохранять внешний вид, совместимый с их человеческим достоинством, им нужно давать возможность заботиться о своей прическе и бороде, позволяя мужчинам регулярно бриться.

Заключенным, не имеющим права носить гражданскую одежду, следует выдавать комплект обмундирования, соответствующего данному климату и позволяющего поддерживать их здоровье в удовлетворительном состоянии. Эта одежда не должна иметь ни оскорбительного, ни унижающего характера.

Одежда должна содержаться в чистоте и исправности. Стирку и выдачу свежего белья следует обеспечивать в соответствии с требованиями гигиены (пункт 17 части 1 Правил).

Отопительная система режимных корпусов учреждения находилась в исправном состоянии. Подачу тепла в учреждение осуществляет второй сетевой район АО «ПТС» г. Самары в соответствии с государственными контрактами. В отопительный период 2021-2022 годов аварийных ситуаций на участках теплотрассы не происходило, отопительный период осуществлялся согласно графика. Температура воздуха в камерах соответствовала СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ и не опускалась ниже 18°С.

В камерах ежедневно осуществляется влажная уборка. Регулярно (но не реже одного раза в три месяца) производится обработка камер и помещений дезинсекционными и дератизационными веществами, что подтверждается заключенным контрактом о проведении дезинфекции и дератизации.

В период содержания в соответствии с пунктом 40 Правил Смаль И.Е. был обеспечен для индивидуального пользования нижеследующим: спальным местом; постельными принадлежностями (матрас, подушка, одеяло); постельным бельем (две простыни, наволочка); полотенце; столовой посудой и столовыми приборами: миска (на время приема пищи), кружка, ложка, что подтверждается камерной карточкой.

Телевизором Смаль И.Е. не обеспечивался, так как согласно п.42 Правил камеры СИЗО оборудуются телевизором только при наличии возможности.

Выдача изданий периодической печати и книг из библиотеки в СИЗО-1 осуществляется на основании заявлений, не реже одного раза в 10 дней. Смаль И.Е. с заявлением в адрес администрации не обращался.

Относительно питания осужденного суд приходит к следующему.

В период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области Смаль И.Е. обеспечивался трехразовым горячим питанием согласно п. 44 Правил, Постановления Правительства РФ от 11.04.2005г. №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказания, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД РФ и пограничных органов ФСБ, лиц подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД РФ на мирное время», в соответствии с которыми ему ежедневно доводилось 120 г мяса, Смаль И.Е. обеспечивался горячим питанием, согласно п.11 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы утвержденного приказом ФСИН России от 02.09.2016г. N 696 Норма суточного довольствия доводилась до Смаля И.Е. в полном объеме, в соответствии с приложением№1 Постановления №205 осужденным выдается 2 яйца куриных в неделю, 100 мл молока коровьего в день в натуральном виде. Овощи были термически обработаны и содержались в ежедневных приемах пищи. Фрукты осужденным не положены. Продукты питания, в том числе овощи, молоко, яйца, мясо кур, говядина, рыба, крупа разных видов в учреждение поступают с центральной базы (ФКУ ЦБ МТ и ВС УФСИН России по Самарской области) и от поставщиков по заключенным контрактам УФСИН России по Самарской области, что свидетельствует о разнообразном питании осужденных в СИЗО-1.

За качеством приготовления пищи осуществляется контроль дежурным помощником начальника учреждения, а также медицинскими работниками. Закладка продуктов питания в котел осуществляется согласно ежедневной раскладке продуктов по норме питания. Раздача готовой пищи разрешается только после проведения медицинскими работниками контроля качества пищи. Данные за недоброкачественное приготовление пищи отсутствуют. Кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности во время раздачи пищи по просьбе содержащихся в камерах режимных корпусов, (п.43 Правил). Фактов отказа в предоставлении горячей воды, а также кипяченой воды не допускалось.

Кроме того, административный истец Смаль И.Е. пользовался правом на ежедневную прогулку, что подтверждается графиком прогулок на декабрь 2021г. и январь 2022г.

Во время нахождения Смаль И.Е. не от него, не от других лиц находившихся в камере жалоб на ненадлежащие условия содержания в учреждении, включая жалобы на санитарное состояние, качество приготовления пищи, коммунально-бытовые условия не поступали, данное обстоятельство подтверждается справкой отдела канцелярии.

Относительно требований истца о непредоставлении лекарственных препаратов, суд приходит к следующему.

Вся медицинская помощь осужденным осуществляется на основании Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».

Как следует из административного искового заявления, медицинские сотрудники филиала «Медицинская часть » ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России не осуществляли несмотря на наличие у административного истца хронического заболевания-гипертонической болезни, необходимую медикаментозную терапию.

Однако, из представленных в материалы дела доказательств, а именно согласно журналу регистрации осмотров медицинскими работниками лиц, прибывших в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес>: ДД.ММ.ГГГГ за порядковым номером указан: Смаль И.Е., 1964 г.р., температура тела 36,3, телесные повреждения отсутствуют, данные анамнеза гипертоническая болезнь, предварительный диагноз здоров.

Согласно сведениям из амбулаторной карты, с какими-либо жалобами на состояние здоровья, заявлениями на выдачу лекарственных препаратов за время нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по <адрес> к медицинским работникам филиала «Медицинская часть » ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России не обращался.

Согласно журналу регистрации осмотров медицинскими работниками лиц, убывающих из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области: ДД.ММ.ГГГГ Смаль И.Е., 1964 г.р., температура тела 36,6, телесные повреждения отсутствуют, диагноз здоров, этапом следовать может.

За время нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области к начальнику филиал «Медицинская часть №12» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России с письменными или устными заявлениями не обращался, что подтверждается журналом приема по личным вопросам лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области начальником филиала МЧ-12 ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России.

В связи с указанным суд приходит к выводу, что обеспечение надлежащих условий содержания Смаль И.Е. в учреждении в рассматриваемый период подтверждается отсутствием каких-либо устных или письменных обращений его в адрес администрации по поводу ненадлежащих условий содержания. Фактов отказа в принятии предложений, заявлений и жалоб не допускалось, что также документально установлено справкой отдела канцелярии.

В силу нормы ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно нормам КАС РФ - по административным делам об обжаловании действий, решений и т.д., административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан:

указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействия);

подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Исходя из содержания ст. 62 КАС РФ, суд приходит, что для удовлетворения административных исковых требований административного истца о признании действий (бездействий) должностных лиц незаконными, необходимо    подтверждение    фактов, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований. Кроме того, закон возлагает на административного истца обязанность доказать факт нарушения его прав.

Доказательств о нарушении его прав, свобод и законных интересов административным истцом не представлено.

Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" Российской Федерацией ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также ряд Протоколов к ней, и в соответствии со статьей 46 данной Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

Статьей 3 Конвенции установлен запрет на применение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В силу статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 4, 13, 14 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", лишенные свободы лица вправе оспорить по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации действия (бездействие), решения либо иные акты органов или учреждений, должностных лиц, которые нарушают или могут нарушить условия содержания при исполнении названных процессуальных решений (главы 21, 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Разрешая административный спор, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Смаля Игоря Евгеньевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФКУЗ МСЧ №63 УФСИН России по Самарской области, ФСИН России о признании ненадлежащими условий содержания под стражей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2022 года.

Судья                                                                               Селезнева Е.И.

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

2а-3519/2022 ~ М-3159/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смаль И.Е.
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 России по Самарской области
ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России
УФСИН России по Самарской обл.
Министерство финансов РФ в лице УФК по Самарской области
Другие
Гальчина А.А.
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Селезнева Е. И.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
05.10.2022Регистрация административного искового заявления
05.10.2022Передача материалов судье
07.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
07.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2022Судебное заседание
16.11.2022Судебное заседание
24.11.2022Судебное заседание
08.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2023Дело оформлено
27.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее