РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2018 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Шишкин А.Г.
с участием:
административных истцов Блинова В.А., Блиновой О.В.
представителя административного ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Жинь А.Ю. по доверенности,
при секретаре Пашкевич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2011/18 по административному исковому заявлению Блинова Валерия Александровича, Блиновой Ольги Васильевны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной (или) муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным административным иском, просят:
-признать незаконным и отменить Постановление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена с местоположением <адрес>
-признать незаконным и отменить Постановление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» в отношении земельного участка с местоположением <адрес>
-обязать Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области предварительно согласовать предоставить административным истцам Блинову В.А., Блиновой О.В., на основании заявления от "13" сентября 2017 и представленных документов в собственность бесплатно земельный участок с местоположением <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что истцы обратились в Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о предварительной согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка с местоположением<адрес> под строительство индивидуального жилого дома по программе «молодая семья».
По итогам рассмотрения заявления, Администрацией муниципального района Ставропольский было вынесено Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ которым было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с местоположением: <адрес>. Отказ основан на том, что согласно п.2 ч.3 ст.9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года №94-ГД «О земле», возраст одного из супругов не должен превышать 35 лет, и по мнению Администрации схема расположения земельного участка разработана с нарушением пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосицы. Однако следует учесть, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, отказ касался участка с местоположением: <адрес>, то есть, администрация рассматривала совершенно иной участок и основания отказа касались именно участка расположенного по адресу: <адрес>, а не испрашиваемого земельного участка с местоположением <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального района Ставропольский Самарской области вынесла постановление № «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, которым внесла изменение в п. 1 постановления в части изменения местоположения земельного участка вместо: <адрес>
После обращения ДД.ММ.ГГГГ административных истцов в Администрацию по вопросу оформления испрашиваемого земельного участка, Администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ № обосновала отказ постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. в предварительном согласовании земельного участка с местоположением: <адрес> на <адрес> тем, что к моменту подготовки распорядительного акта о согласовании места размещения земельного участка, возрастной ценз, установленный для льготной категории по статье 9 Закона Самарской области для Молодой семьи на получение земельного участка, был превышен в виду того, что Блиновой О.В. ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 36 лет. Следует учесть, что административные истцы с 2013 года пытаются согласовать земельный участок, а в действиях Администрации усматривается злоупотребление правом и затягивание времени.
Административные истцы Блинов В.А., Блинова О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, действующая на основании доверенности Жинь А.Ю. в судебном заседании просила принять решение по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что срок для обращения в суд не пропущен, поскольку истцам о нарушении их прав стало известно после вынесения постановления за № от ДД.ММ.ГГГГ, о внесений изменений в постановление администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена».
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Согласно приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории предполагалось образовать земельный участок площадью <данные изъяты>., в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>
Постановлением администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ. № истцам в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано.
Основанием для отказа явились следующие обстоятельства.
Разработка схемы расположения земельного участка произведена с нарушением п.6 ст. 11.9 ЗК РФ (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, черезполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам), а также согласно п.2 ч.3 ст.9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года №94-ГД «О земле», (Молодым семьям постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области, возраст одного из супругов не должен превышать 35 лет.
Процедура, регламентирующая порядок рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков установлена статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Уполномоченный орган согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
При вынесении решении об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка администрация муниципального района Ставропольский Самарской области руководствовалась подпунктом 1 пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ, в соответствии с которым схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, а также возраст одного из супругов превысил 35 лет, что является нарушением п. 2 ч. 3 ст.9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года №94-ГД «О земле».
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 3), определено, что одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с правилом ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9. ЗК РФ).
Согласно п.2 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года №94-ГД «О земле», Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек: для индивидуального жилищного строительства молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области, возраст одного из супругов в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет.
Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Истцами к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности была приложена схема расположения земельного участка, согласно которой расположение земельного участка на кадастровом плане территории предполагалось образовать земельный участок площадью <данные изъяты>., в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>, его образование не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, черезполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, доказательств обратного суду не представлено.
Из обжалуемого постановления следует, что администрацией рассматривался другой участок, а именно расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, тогда как истцы к своему заявлению предоставили схему расположения земельного участка, в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>
На момент подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной собственности, а именно ДД.ММ.ГГГГ истцу Блиновой О.В. было 34 года.
Таким образом, установив, что испрашиваемый административными истцами земельный участок, расположенный в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес> образование которого не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, черезполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, на момент подачи заявления Блиновыми о предварительном согласовании предоставления земельного участка, истцу Блиновой О.В. было 34 года, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не соответствует требованиям закона.
Оценив указанные выше обстоятельства в их совокупности и системной взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что отказ органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления земельного участка нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи, с чем подлежит отмене.
Поскольку Постановление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена с местоположением <адрес> признано судом незаконным и не обоснованным, Постановление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» в отношении земельного участка с местоположением <адрес> также подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить Постановление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена с местоположением <адрес>
Признать незаконным и отменить Постановление Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» в отношении земельного участка с местоположением <адрес>
Возложить на администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области обязанность повторно рассмотреть заявления Блиновой О.В. и Блинова В.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена с даты первичного обращения ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.
Судья А.Г. Шишкин
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2018 года